Источники информации и их освоение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание

В работе рассматриваются три основных источника информации, с которыми работает журналистика: человек, предметно-вещественная среда, проработка документов, а также формы информирования журналистов.
На этапе разработки замысла журналистского произведения необходимо, прежде всего, определиться с объектом изучения. В качестве данного объекта изучения могут находиться как различные социальные проблемы и процессы, происходящие в обществе, так и деятельность отдельный человек. «Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный мир во всех его проявлениях.»1 Но бесспорно, каким бы ни был объект изучения, на данном этапе работы журналисту необходимо владение навыками по сбору и обработке фактического материала. В этой связи наиболее актуальным является умение получить «нужную» информацию. Эта самая «нужная» журналистская информация должна обладать рядом особенностей, традиционный набор которых включает в себя объективность, правдивость, новизну, полноту, достоверность и др. Журналистская информация документальна. В её основе лежит реальный подлинный факт, найденный и оформленный по-своему журналистом. Как пишет М. Н. Ким, «в основе любого журналистского произведения лежат факты – своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура ». Поэтому столь важным является сбор фактического материала. Однако не любой факт может стать там самым «кирпичиком», он должен соответствовать ряду определённых условий: представлять общественный интерес, обладать информационной ценностью (быть новостью), быть достоверным, оперативным и полным.

Работа состоит из  1 файл

Источники информации и их освоение.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

Этот узел имеет соединения к  многочисленным профессиональным ассоциациям  журналистов, Национальному Пресс  Клубу, базе данных «Эдгар» и др.

«В «паутину» в последнее  время пришли все ведущие информационные агентства, многие издательства, рекламные агентства, представлены политики, многие правительства и парламенты. Появилась специфическая журналистика, основные жанры которой – дайджесты новостей  и обозрения. В глобальной сети широко представлены российские печатные издания и радиостанции. Пользователь (предприятие или частное лицо) может получить текущие материалы российской прессы -  интервью, репортажи, хроники, статистику, информацию о работе органов власти и крупных организаций.»20 Доступность информации делает Интернет грозным соперником любого традиционного источника информации.

Электронный мир Интернета полон  информации и вознаградит любознательных журналистов материалами, помогающими  укреплению журналистских предпринимательств в России.

Человек как источник журналистской  информации.

Человек является ключевым звеном в системе информационных источников. Г. В. Лазутина приводит американскую научную традицию, где оно классифицируется как «живой источник»,  «и в этом – не только прямой смысл: человек – субъект деятельности, он включён в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем».21

Действительно, человек, с одной  стороны – свидетель или участник происходящих вокруг нас событий  и потому выступает в качестве носителя информации об этих событиях. С другой стороны, он держатель информации о себе, о своём внутреннем, неповторимом мире. И, наконец, он транслятор информации, полученной от других.

Особенность этого источника в  том, что он может открыться или  не открыться для журналиста: как  существо социальное он сам программирует своё поведение, это необходимо учесть каждому журналисту, работающему с этим источником информации.

  • Интервью.

Конечно, чаще всего львиную долю сведений журналист получает в интервью – непосредственном общении с  людьми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Однако от обычного общения беседа как метод познавательной деятельности сильно отличается. Ведь по сути интервью – «это такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчётливо сознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия ».22

Журналист должен быть чётко подготовлен  к предстоящему интервью, должен знать  на какие сведения может рассчитывать, приступая к беседе. Чаще всего это следующая информация: фактические данные, знания в той или оной области, мнение по тому или иному поводу, объяснения или комментарии того или иного события (происшествия) имевшего место быть, предложения и прогнозы. При этом каждый вид может быть представлен весьма разнообразно. Например, факты могут быть даны как позитивные, так и негативные; они могут быть как из прошлого, так и из настоящего, как из собственной жизни интервьюируемого, так и из частной жизни другого лица. Само собой разумеется, что далеко не обо всех вещах интервьюируемый выражает готовность беседовать с журналистом. Это требует от журналиста определённых нюансов в поведении, определенных тактических приёмов. Здесь для журналиста важным является знание психологии общения. Если же вопросы интервьюера нацелены на выяснение взглядов, суждений, отношения собеседника на определённые аспекты действительности, то это, по сути, раскрывает личность интервьюируемого. Чаще всего такая ситуация предстаёт перед нами в портретных интервью.

Ещё одно важнейшее качеству интервьюера  – способность «сходиться с людьми». Ведь количество, да, пожалуй, и качество полученной в процессе интервью информации зависит от того, насколько журналист  смог «разговорить», раскрыть своего собеседника, расположить его к беседе. 

М. Н. Ким выделяет следующие классификации  интервью. В зависимости от заданности содержания беседы интервью подразделяются на формализованные и неформализованные, первые предполагают чёткое информирование журналиста о факте, в то время как вторые более склоняются к получению обширных сведений о собеседнике. По степени интенсивности интервью делятся на короткие, средние и фокусированные, причём каждый из видов применяется в зависимости от целей, преследуемых журналистом.23 

Естественно, что у каждого журналиста существует определённая тактика ведения  интервью. Комбинация разного рода вопросов, их чередование, последовательность, осознанный выбор тех средств  общения, которые оказываются в  данных условиях наиболее целесообразными, ритм разговора, специальные полемические приёмы,  – всё это есть проявления продуманной тактики.

 Как считает Г. В. Лазутина, интервью оказывается вполне  удачным, с точки зрения информационной  насыщенности, если журналист:

  1. Основательно подготовился к беседе (освоил предмет обсуждения, имеет представление о собеседнике как индивидуальности);
  2. Научился контролировать ход беседы, своевременно замечая возникновение барьеров и оперативно нейтрализуя их;
  3. Владеет достаточным количеством приёмов, способных стимулировать общение.24

Валерий Аграновский в своей  книге «Ради единого слова» изложил  ряд принципиальных положений по ведению интервью:

  1. Истинный журналист должен идти к собеседнику, во-первых, с мыслью, а во-вторых, за мыслью (наши вопросы должны побуждать собеседника думать и говорить.)
  2. Чтобы беседа была плодотворной, собеседник как минимум должен быть в ней заинтересован. В самом деле, журналист может задавать вопросы и по обязанности, но получать на них ответы он может только при желании собеседника.
  3. Сам журналист как личность должен быть интересен собеседнику.25

Как отмечает Т. Засорина, в каждом источнике информации есть свои возможности  и ограничения. Интервью же – самый  субъективный источник информации. Так  как, например, разные люди, очевидцы одного и того же события, по-разному о нём рассказывают и часто даже расходятся во мнении.26 Но возможно в этом же заключается положительное свойство этого источника информации – возможность услышать иной взгляд на проблему, расценить ситуацию с другой точки зрения. 

Каждому журналисту приходиться выступать  в роли интервьюера, расспрашивать  людей, вести беседы, без которых  редко обходится подготовка материала. На мой взгляд, журналисту необходимо таким образом организовывать интервью, чтобы о нем можно было сказать следующее: «Ты, Сократ, прекрасно спрашиваешь, а тем, кто хорошо спрашивает мне, и отвечать приятно».

 

  • Массовое интервьюирование и анкетирование.

Среди всех видов фактов, с которыми приходиться иметь дело журналисту, особое место занимает аудиторная информация. Без регулярного получения и осмысления сведений о том, кто и как воспринимает ту или иную ситуацию, тот или иной факт, СМИ теряет всякие шансы на конкурентноспособность своей продукции на рынке. «Изучение аудитории – необходимая и важнейшая сторона профессиональной работы в СМИ. Профессиональной не только в смысле исполнения служебных обязанностей, но и с точки зрения квалифицированного, грамотного подхода к аудитории.»27.

Массовое анкетирование – это  метод получения данных о состоянии  общественного сознания общественного мнения, общественной практики по тому или иному поводу с помощью устного опроса многих лиц. Главная трудность для журналиста здесь заключается в формулировке вопросов, которые позволяли бы получить от опрашиваемых не отговорку, а ответ по существу.

Анкетирование – это метод получения  тех же самых данных с помощью  заочного (письменного) опроса посредством  закрытых или открытых вопросников. Закрытые вопросники предполагают выбор  ответов на них из предлагаемых в  анкете, а открытые дают возможность свободной формулировки ответа на вопрос.

Грамотность составления вопросника – это первейшие условие надёжности полученных в результате сведений. Целесообразной является предварительная  консультация с социологом по этому  поводу, особенно если предмет изучения сложный и требует от составителя анкеты высокой квалификации.

В последние годы социологи печати все чаще применяют телефонные опросы. Это уместно для исследования  аудитории на небольшой территории – в городе, районе, и т. п. «Однако здесь от интервьюера требуется максимум такта и корректности, поскольку его ближайшей задачей становится завоевание доверия  и поддержание внимания собеседника».28

У опросов и анкетирований очень  большие возможности, свобода –  в принципе можно получить ответ на любой вопрос (конечно, если вопрос правильно задан). Однако это достаточно субъективный источник информации, поскольку у каждого человека существуют индивидуальные особенности восприятия, избирательность внимания и свойств памяти.

  • Общение журналистов с «коллегами по цеху»

Как ни странно, но общение коллег журналистов является неиссякаемым источником полезной деловой информации, – в таких беседах представители  СМИ не только обмениваются фактологическим  материалом, но и имеют возможность  сразу его осмыслить, выйти на  определённую тему, уточнить концепцию.

Вот как по этому поводу высказался известный журналист Валерий  Аграновский: «Не понимаю редакций, в которых царит классическая тишина, где в кабинетах чинный канцелярский порядок, а на стенах висят  обязательства выдать столько-то строк в месяц, перегнав соседний отдел. Редакция не контора, как бы мы не иронизировали по этому поводу,  редакция – это «живое» место, перекрёсток, где происходит вечное движение ног и мыслей, где набиваются в один кабинет из всех остальных, чтобы поговорить. Где идёт творческое обсуждение номеров, планов и проблем с правом безнаказанно высказываться, где культивируют «мозговые атаки», где с интересом ждут возвращения коллег из командировок  и куда с радостью возвращаются. Только в этой атмосфере возможен продуктивный обмен информацией». 29 На мой взгляд, такой процесс получения информации журналистами плодотворно влияет на их творческую деятельность, способствует поддержанию информационного сотрудничества между журналистами, что в свою очередь положительно влияет на качество преподносимой аудитории информации.

Наблюдение и эксперимент.

Источником информации служит и  наблюдение, которое при грамотном  построении даёт возможность изучить  явление, а не отдельные его аспекты. Систематическое наблюдение – это наблюдение, ориентированное на получение данных о развитии той или иной сферы действительности, о поведении того или иного лица с помощью многократных непосредственных и опосредованных контактов в течение сколько-нибудь длительного контакта.

Наблюдение - давно освоенный метод  в журналистике. Ворошилов приводит ряд успешных использований такого источника информации как наблюдение. Чтобы максимально результативно  провести наблюдение известные журналисты Михаил Кольцов, Лариса Рейснер, Иван Гудимов и другие на время меняли профессию (такое наблюдение называется включённым). Известинец В. Надеин, например, торговал на рынке, чтобы подготовить фельетон «Как я продавал барана»; Алла Трубникова поступила послушницей в монастырь, чтобы описать жизнь обители изнутри, и опубликовала очерк «Путешествие в 18 век».30

Анализ творческого опыта журналистов  говорит о том, что регистрация  наблюдений имеет очень индивидуальный характер. В блокнотах журналистов  можно найти записи всякого рода – описательные, эмоциональные, оценочные выражения, меткие словечки, аналогии, истолкования… Эти мелочи как раз и передают настроение, ощущение, придают материалу достоверность, создают «эффект присутствия».

В зависимости от позиции наблюдателя  различают открытое и скрытое наблюдение. При открытом наблюдении журналист не скрывает своего присутствия, цели и содержания работы. При скрытом до поры до времени он не сообщает об истинной цели своего расследования и работы.

Интуиция, ёмкое воображение, чёткий отбор чужих восприятий, общий уровень развития самого журналиста, исходная творческая установка – всё это помогает эффективно использовать наблюдение в журналистике. 

Существенная особенность этого  источника информации в том, что  «визуальные контакты в данном случае дополняются непрерывным накоплением документальных материалов, отражающих те или иные моментов жизни объекта и позволяющих увидеть новые или упорно повторяющиеся его явления»31.

К эксперименту журналисты прибегают  значительно реже, поскольку этот метод требует больших затрат – временных, ресурсных, материальных, организационных и пр.

«Эксперимент – это метод  получения сведений об объекте через  выявление реакции на экспериментальный  фактор, в качестве которого выступает  одна или несколько его изменяемых характеристик».32 Интуитивно журналисты давно нащупали возможность открывать для себя таким образом новое о людях и ситуациях, однако это были отдельные эпизоды в профессиональной практике. А вот во второй половине нашего века эксперимент стал использоваться интенсивно и – с ориентацией  на социологические разработки. Первые научные описания эксперимента как метода журналистского познания появились не так давно, причём опять же с учетом социологических рекомендаций.

Заключение.

Сделав общий обзор и общую  характеристику основных источников журналистской информации, проанализировав различную литературу, сопоставив различные точки зрения на проблему журналистской информации, я сделала следующие выводы.

Получение сведений (или информации) – это всегда взаимодействие журналиста с объектом. Поэтому, выбирая тот или иной источник  информации, журналист должен учитывать:

  1. Общие и конкретные цели (о чем будет материал, для чего его пишет журналист – то ли он собирается только проинформировать читателя о фактах и событиях, то ли собирается познакомить с чьим-то  мнением, то ли расследует причины сложившейся ситуации и пр.).
  2. Доступность источников информации (если журналист не может получить доступ к документам, то ему придётся искать собеседников, которые владели бы нужной информацией. Или наоборот. Если не удаётся взять интервью у таких известных личностей, как Андрей Караулов или Светлана Сорокина, придётся проанализировать библиотечную литературу, поднять подшивки статей, найти опубликованные с ними интервью или публикации связанные с их творчеством или профессиональной деятельностью.).
  3. Сроки сбора информации (одно дело, если у журналиста для написания материала несколько дней, и он может наблюдать за внешними действиями объектов своего изучения, встретиться со многими собеседниками лично, изучить документы. И другое дело, когда репортёр готовит заметки в номер в течение нескольких часов. В этом случае он должен ограничиться телефонным разговором со своим источником информации.).
  4. Степень надёжности информации (если журналист сомневается в надёжности информации, полученной одним из методов, ему придётся проверять её с помощью других).

Информация о работе Источники информации и их освоение