Интернет журналистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:17, курсовая работа

Описание

Интернет как средство информации в России пока не может конкурировать с традиционными СМИ, но имеет в этом отношении большие перспективы и сможет в дальнейшем выступать наравне с другими информационными ресурсами.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Интернет как средство информации. 4
1.1. Роль Интернета в современном мире. 5
1.2 Интернет или СМИ 8
Глава 2. Специфика сетевых средств массовой информации 10
2.1 Возможности и свойства сети Internet. Отличия от других СМИ. 11
2.2. Online-газеты как наиболее оперативные печатные СМИ. 17
Глава 3. Мобильная журналистика: синтез технологий, скорости и актуальности. 23
Заключение 31
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

интренет журналистика.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

2.1 Возможности  и свойства сети Internet. Отличия от других СМИ.

 

     Основу  сетевых средств массовой информации составляют новый вид периодических  изданий – сетевые газеты и  журналы. Среди множества заявленных в информационно-поисковых системах изданий, к сожалению, не являются периодическими. Однако есть несколько десятков серьезных сетевых газет и журналов, выпускающихся на высоком профессиональном уровне уже на протяжении более двадцати лет. И с каждым годом количество таких изданий увеличивается, не смотря на их еще короткую историю. Так почему же возрастает спрос именно на такие издания? Чем сетевая газета отличается от обычной?

  • Во-первых: жанр "сетевой" прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.

     В первую очередь, это гипертекстовые ссылки, которые обеспечивают доступ к архивам и другим электронным  ресурсам. Таким образом, читатель имеет  дело не с линейным текстом, а с  расширенным объемом информации.

     В распоряжении журналистики имеются следующие формы передачи информации:

  • текст - единовременно передает не очень много информации, но использует силу других элементов (схемы, звуки и др.);
  • фото — представляет запечатленные детали событий, наглядно их фиксируя;
  • звук — воздействуя эмоционально, усиливает влияние текстов, фото или видеосюжетов;
  • видеосюжеты — темы, освещаемые в фоторяде, могут быть представлены в видеороликах;
  • анимация — эрзац-видео, при загрузке требуется большая мощность.

     «Визуальный потенциал новых СМИ еще далеко не исчерпан: фотоизображения сегодня меняются не чаще, чем того требует ритм событий. В любом случае — даже по истечении большого периода времени — они могут быть найдены в архиве. Графические же элементы обновляются еще реже, так как они должны служить идентификации общей картины сайта (corporate identity). Тексты создаются и оформляются быстрее, чем картинки, и совместно с графическими элементами и картинками конкурируют за место на сильно ограниченной площади экрана монитора»1.

     Специфику отображения страницы гипертекста в броузере обуславливают определенные особенности дизайна веб-страницы и Веб-сайтов в целом. В борьбе за посетителя, за более удобную работу с их сайтом, создатели, точнее разработчики интернет – ресурсов выработали ряд специальных приемов, применяемых для ускорения и упрощения работы. Создатели часто и оперативно обновляемых сайтов давно заметили, что поручать дизайн отдельно взятой страницы с очередным новостным сообщением опытному и часто загруженному работой Веб-дизайнеру нецелесообразно. В крупных проектах самым оптимальным решением является создание и использование одного или целой системы шаблона страниц, похожей на стереотипные макеты газет. Таким образом, создается электронная композиционно-графическая модель виртуальной газеты, по которой строятся все последующие выпуски. Создается макет для одного или нескольких разделов сайта, в который затем программным путем включаются уникальные блоки с текстом, графикой, гиперссылками и так далее. Еще одна тенденция в профессиональном беб-дизайне СМИ, получившая сейчас широкое распространение с легкой руки Артемия Лебедева, ведущего веб-дизайнера в Рунете, выражается в стремлении к текстовому дизайну. Таким образом, дизайн гипертекстовых страниц вернулся к своему исходному состоянию, в котором он появился на свет и получил широчайшее распространение: простой текст с гиперссылками. Он и является самым информативным элементов.

     «Согласно результатам исследований, проводившихся  в рамках совместного проекта  Стенфордского университета и Институт Пойнтера в течении четырех лет … возможности мультимедиа, часто присутствующие на Веб – страницах для многих пользователей важны менее, чем ожидалось. Восприятие пользователя Интернета и печатной продукции существенно различается. Последний обращает внимание на иллюстрацию и рекламу. В сети же привлекают в первую очередь заголовки и короткие тексты (содержание статей и подписи к фотографиям), а уже потом – иллюстраций».2     

  • Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции, интерактив) дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем. Содержательное качество интерактивной журналистики обеспечивается одномоментностью или близкой сопряженностью во времени действий по производству, обработке, распространению и корректировке информационного потока, связанного с реакцией потенциальной целевой аудитории.

     «Сайты, интернет - страницы, серверы, осуществляющие регулярное «интернет-вещание» с пользованием всех естественных возможностей Сети: интерактивности, различных форм представления информации (текстовой, табличной, любой визуальной – в том числе в видеоформате и аудиоформате), возможности работы в режиме реального времени…»3. Но из всего этого многообразия форматов представления информации потребителей интересует, в первую очередь текст. Стилистические особенности сетевого текста отчасти связаны с тем, что еще в обозримом прошлом читатели сетевой прессы знали авторов лично или по переписке. Отсюда некоторая вольность в обращении со словами и тяготение к разговорной лексике. Кроме того, обычное для "нормальной" прессы подавление авторской индивидуальности через тщательную редактуру в сетевой прессе пока широко не распространено.

  • В-третьих: сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, а оперативность телевидения - временем выхода в эфир новостей; оперативность же сетевого издания вообще ничем не ограничена.

     Интернет  предлагает неограниченный объем памяти. Обновления следуют одно за другим — но более старую информацию можно архивировать, превращать в базу данных с возможностью легкого открытия. И хотя пользователь имеет доступ к невероятному количеству информации, она предоставляется ему в отсортированном и упорядоченном виде. Архив становится частью общего продукта редакций, доступного в любой момент. При этом информация в он-лайн изданиях может меняться ежечасно и даже поминутно. Речь может идти об оперативном освещении уже не конкретного дня, а конкретных событий. Существуют три возможности такой актуализации:

  • произвольное обновление: по мере подготовки материала;
  • Обновление с установленной периодичностью: сайт обновляется в определенный момент, например, ежедневно или еженедельно
  • Перманентное обновление: новости и сообщения размещаются на сайте сразу по мере поступления из информационных агентств, от корреспондентов или репортеров.

     Эта идея породила "ленту новостей". Однако, по мнению некоторых сетевых  журналистов, по-настоящему в ней  заинтересован весьма и весьма узкий  круг потребителей информации. Представитель  "молчаливого большинства" не нуждается в том безумном количестве разнообразных новостей, которые проходят по каналам информационных агентств.

  • В-четвертых: относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения.

     К сожалению, все вышеперечисленное  имеет и свою обратную сторону. Легкость публикации при возможности сохранения анонимности приводит иногда к злоупотреблениям: дезинформации, плагиату, экстремизму, порнографии, скрытой рекламе. Отсюда и доверие большинства читателей к интернет – журналистике весьма невысокое.

     При употреблении понятия «интерактивность»  в области СМИ — и в особенности, он-лайн СМИ — чаще всего основываются либо на технических, либо на социальных параметрах. Под техническими подразумеваются в основном взаимодействия между пользователем и техническими средствами (человек — компьютер), под социальными — между пользователями, но посредством опять же технических средств (человек — компьютер — человек). «Интернет дает каждому пользователю возможность изменять поток информации, часто в реальном времени, и, таким образом вносить свой собственный творческий вклад в процесс коммуникации и ощущать, что конечный продукт принадлежит ему»4.

     Обычно  мультимедиа определяют как сплав  всех существующих текстовых, иллюстративных, аудио- и видеотехнологий. То есть мультимедиа  являются посредником в передаче информации через внедрение во все существующие технические средства и характеризуются стиранием границ между массовым и индивидуальным общением. СМИ, представляя себя в онлайн, не всегда способны использовать весь спектр мультимедийности, ибо при этом значительно увеличилось бы время ожидания и уменьшилась мощность передачи данных. Наличие слишком подробного графического материала ведет к долгой загрузке страниц. Чтобы облегчить пользователю Интернета быстрое и уверенное продвижение по онлайн-джунглям, необходимо позаботиться об экономном использовании цветов, звуков, видео. Тексты в онлайн-СМИ не должны быть настолько длинны, чтобы пользователь, зевнув, ткнул мышкой в кнопку «назад».

     Техника «гипермедиа» (ссылки) открывает новое, комплексное и нелегко осваиваемое  третье измерение, «живущее» за видимой площадью. Этому служат в большинстве случаев различные элементы в текстах и графике, одновременно являющиеся ссылками, ведущими к пока невидимой текстовой или графической информации.

     Другие  возможности предлагает эта технология и для журналистов, создавая для них особую мультимедийную среду:

  • Свобода в выборе формы сообщения, а, следовательно, и возможность тонкой регуляции силы его эмоционального воздействия (например, известно, что видеоизображение обладает наибольшей силой эмоционального воздействия, а текст наименьшей);
  • Возможность синтеза свойств телевидения, радио и прессы, в теле одного сообщения;
  • Отсутствие необходимости «пересказа», явного или подразумеваемого, визуальных сообщений в текстовой или аудио формах, из-за отсутствия возможности передать их «как есть». И, как следствие, меньшая потребность в использовании тропов, стилистических средств выразительности, которые журналистика заимствует из литературы;
  • Свобода эксперимента при создании новых журналистских жанров и синтезу существующих.

     Суммируя  вышесказанное, можно сделать вывод, что мультимедийность – это функциональное проявление глобальных свойств метатекста, олицетворение дискурса информационного  общества.  
Возможность создания гиперссылок в любом месте статьи дает журналисту при работе с планом содержания возможности аналогичные тем, что дает мультимедийность в плане выражения.

2.2. Online-газеты как наиболее оперативные печатные СМИ.

 

       Несмотря на то, что термин  «интернет-СМИ» и синонимичные  ему «онлайн-СМИ» и «сетевое  СМИ» за последние годы прочно вошли в лексикон медиаисследователей, до сих пор не существует устоявшегося, законченного и нормативного его определения.

       Наиболее логичным представляется  введение такого определения,  в котором бы применительно  к интернету учитывались и адаптировались признаки традиционных СМИ и вводились бы специфические, имеющие силу и смысл по отношению только к сетевым изданиям.

     С появлением глобальной сети возникли и принципиально новые СМИ  – электронные газеты, которые  имеют ряд особенностей. Одна из них состоит в том, что эта газета постоянно обновляется, часто хорошо иллюстрирована и в ней нет, как правило, законченных статей. Статья или материал заканчиваются тогда, когда заканчивается событие. В этом смысле журналисты в газете, живущей в интернете, должны работать постоянно, и их статьи пишутся таким образом, чтобы последняя фраза всегда могла бы быть дополнена.

       Интересной особенностью электронных  газет является и гипертекстовая верстка, которая позволяет быстро искать различные материалы, находить ссылки, и в этом смысле чтение электронной газеты оказывается более осмысленным, содержательным и, может быть, более разнообразным. Если говорить о других особенностях электронной газеты, то стоит отметить их очень большую оперативность. Часто электронные газеты опережают не только печатные, но и телевидение по скорости появления своих материалов.

     Для периодизации развития веб-изданий  воспользуемся схемой, предложенной И. Давыдовым в докладе «Массмедиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации» (http://www.cjes.ru/lib/).

       Историю российских интернет-СМИ  автор доклада разбивает на  четыре периода. Первый период — от появления первых русских интернет-ресурсов (стоит отметить, что большинство из них разрабатывалось представителями русской диаспоры за рубежом, в первую очередь в Израиле и США) до конца 1998г. Этот период характеризуется преобладанием авторских ресурсов, незначительным количеством крупных игроков на рынке и их низкой активностью и, соответственно, невысоким уровнем вложений в медийный сектор интернета. (Преобладающие ресурсы: комментарийные и смешанные; авторские и смешанные; доминирующие игроки — отсутствуют.)

       Второй период – 1999 - начало 2000г.  Характеризуется ростом активности в медийном секторе, связанным, в первую очередь, с выборами в Государственную Думу РФ (19 декабря 1999 г.) и выборами Президента РФ (26 марта 2000 года). В этот период в сети появился ряд новых участников, имеющих те или иные интересы в СМИ и политике, и существенно увеличился рост вложений в развитие интернет-СМИ. Было разработано и открыто большинство интернет-проектов, ныне являющихся лидерами медийной сферы русского интернета. (Преобладающие ресурсы: новостные и смешанные, редакционные; доминирующие игроки — медийные и политические группы.)

       Третий период - с начала 2000г. Это  период так называемого инвестиционного бума. Он характеризуется выходом на рынок новых игроков, которые (в отличие от игроков, активных во второй период) не имели определенных интересов в политической сфере. В основном это были компании, связанные с западным (прежде всего, американским) венчурным капиталом. Этот период характеризуется многочисленными попытками реализации в русском интернете примитивно понятой американской модели и развитием крупных информационных (или имеющих информационную составляющую) ресурсов, не вполне правомерно называемых порталами. (Преобладающие ресурсы — новостные, редакционные; доминирующие игроки - те же, что и во втором периоде, плюс бизнес-группы.)

Информация о работе Интернет журналистика