Значение методического принципа постепенности при обучении спортивным упражнениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 07:31, реферат

Описание

Принцип (от лат. слова principium - основа, первоначало) - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающие из установленных наукой закономерностей.
Принципами педагогического процесса называют определенную систему исходных, основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач всестороннего, гармонического развития личности.

Содержание

Введение 3
Цели и задачи спортивной тренировки 3
Направления интенсификации тренировочного процесса 4
Общая характеристика принципа постепенности 5
Основные положения принципа 7
Некоторые особенности принципа 8
Заключение 9
Список литературы: 10

Работа состоит из  1 файл

реферат по физкультуре.docx

— 32.94 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное

учреждение высшего профессионального  образования

«Финансовый университет

при Правительстве  Российской Федерации»

 

Кафедра «Физическое  воспитание»

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Физическая культура»

 

На тему:

«Значение методического принципа постепенности при обучении спортивным упражнениям»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Шогенова Б.А.

У2-1

 

Научный руководитель:

             Воронкина Л.В.

 

 

 

 

 

Москва 2012

Оглавление

Введение 3

Цели  и  задачи спортивной тренировки 3

Направления интенсификации тренировочного процесса 4

Общая характеристика принципа постепенности 5

Основные  положения принципа 7

Некоторые особенности  принципа 8

Заключение 9

Список литературы: 10

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Принцип (от лат. слова principium - основа, первоначало) - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающие из установленных наукой закономерностей.

Принципами педагогического  процесса называют определенную систему  исходных, основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых  обеспечивает необходимую эффективность  решения задач всестороннего, гармонического развития личности.

Процесс обучения многогранен, в нем должны быть учтены как физиологические, так и психические закономерности деятельности человека. В педагогике эти закономерности нашли отражение  в основных положениях (или диалектических принципах обучения).

К процессу физического воспитания применимы все общепедагогические принципы, однако, отражая специфику  физического воспитания, они получают особое содержание и реализуются  особыми средствами и способами.

Особенностям обучения двигательным действиям в наибольшей степени  отвечают следующие принципы:

сознательности и активности;

наглядности;

систематичности и последовательности (доступности);

индивидуализации;

постепенности.

 

Цели  и задачи спортивной тренировки

Целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного для данного индивидуума уровня технико-тактической, физической и  психической подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Основные задачи, решаемые в процессе тренировки, следующие:

- освоение техники и  тактики избранного вида спорта;

- обеспечение необходимого  уровня развития двигательных  качеств, возможностей функциональных  систем организма, несущих основную  нагрузку в данном виде спорта;

- воспитание необходимых  моральных и волевых качеств;

- обеспечение необходимого  уровня специальной психической  подготовленности;

- приобретение теоретических  знаний и практического опыта,  необходимых для успешной тренировочной  и соревновательной деятельности;

- комплексное совершенствование  и проявление в соревновательной  деятельности различных сторон  подготовленности спортсмена.

Направления интенсификации тренировочного процесса

  1. Увеличения суммарного годового объема работы
  2. Увеличение количества тренировочных занятий в течение недельного микроцикла от 2-3 до 15-20
  3. Увеличение количества тренировочных занятий в течение одного дня до 3-4
  4. Увеличение количества занятий с большими нагрузками в течение недельного микроцикла до 5-7
  5. Увеличение количества занятий избирательной направленности, вызывающих глубокую мобилизацию соответствующих функциональных возможностей организма спортсменов.
  6. Возрастание в суммарном объеме доли работы в «жестких» режимах, способствующих повышению специальной выносливости.
  7. Использование различного рода технических средств и природных факторов , способствующих дополнительной мобилизации функциональных резервов организма спортсмена .
  8. Увеличение объема соревновательной деятельности .
  9. Постепенное расширение применения дополнительны факторов : физиотерапевтических, психологических и фармакологических средств с целью повышения работоспособности спортсмена в тренировочной деятельности и ускорения процессов восстановления после нее.

Разумное использование  перечисленных выше возможностей интенсификации тренировочного процесса позволяет  обеспечить планомерный процесс  и достижение высоких результатов  в оптимальной возрастной зоне.

Общая характеристика принципа постепенности

Принцип постепенности имеет  очень важное и, в конечном счете, определяющее значение в успехе спортсмена. Из физиологии известно, что изменения  в органах и системах организма, улучшение их функций под влиянием тренировки могут происходить лишь постепенно, на протяжении длительного  времени. Требуются месяцы и годы, чтобы достичь значительных изменений  в организме.

Преждевременные завышенные требования к функциям органов и  систем организма, не соответствующие  их фактическим возможностям, не только не способствуют развитию тренированности, но и могут быть вредными для здоровья.

Принцип постепенности диктует  весьма постепенное, но неуклонное повышение нагрузки в тренировке, увеличение объема и интенсивности выполняемой работы, усложнение задач и действий.

Однако эта постепенность  должна соответствовать силам и возможностям спортсмена, должна обеспечивать непрерывное улучшение его тренированности и спортивных достижений. Нужна такая постепенность, которая доводит спортсмена до высокого мастерства на протяжении ряда лет. В настоящее время путь к спортивному мастерству значительно короче по сравнению с прежним временем. Это имеет очень важное значение для молодежи. Цель добиться успеха в спорте стала ближе и реальнее.

Исследования показали, что в среднем для всех видов спорта путь от новичка до спортсмена третьего разряда занимает 1 год, от третьего разряда до второго и от второго до первого тоже по одному году. А вот от первого разряда до мастера спорта — 2,5 года.

В целом от начала специальной  тренировки до мастерства требуется  в среднем 5—6 лет. Естественно, что  в зависимости от видов спорта и индивидуальных особенностей занимающихся сроки подготовки могут несколько сокращаться или увеличиваться.

Новая Всесоюзная спортивная классификация (на 1965—1968 годы), содержащая более высокие разрядные требования, также построена по принципу «один  разряд в год».

Постепенное повышение тренировочной  нагрузки от одних занятий к другим производится не арифметическим прибавлением «сегодня одно повторение, завтра — два, послезавтра — три и т. д.». Оно определяется состоянием спортсмена в каждый день тренировки. В зависимости от этого состояния и условий занятий может потребоваться увеличить или уменьшить дозировку нагрузки, а также изменить ее характер. Таким образом, постепенность не будет равномерной, но общая тенденция постепенного и неуклонного повышения тренировочной нагрузки (главным образом за счет увеличения интенсивности, сложности и продолжительности работы) будет сохраняться. В спортивной практике постепенное повы-’шение тренировочных нагрузок чаще всего ступенчато-образно— от одного недельного (или с другим числом дней) цикла тренировочных занятий к другому. Это значит, что в нескольких тренировочных занятиях (цикле) сохраняются примерно одинаковые уровни наибольшей интенсивности и продолжительности упражнений, затем эта нагрузка повышается для следующего цикла и т. д. При этом требуется периодически снижать нагрузки в одном или нескольких занятиях или в цикле, чтобы упрочить достигнутые изменения в органах и системах организма, а также для полного восстановления его сил. Таким образом, ступенчатообразное повышение тренировочных нагрузок есть неуклонное повышение, но волнообразное.

На основе принципа постепенности  строится тренировочный процесс  в недельном, месячном и годичном нах. Этот принцип положен и в основу перспективного планирования многолетней тренировки.

Принципом постепенности  определяется и ход обучения. Методика обучения в любом виде спорта в значительной мере базируется на основных педагогических правилах: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Основные положения принципа

Основные положения, раскрывающие содержание  принципа «Единство  постепенности и предельности в  наращивании тренировочных нагрузок», можно сформулировать следующим  образом:

  1. Для полной реализации возможностей спортсмена в достижении наивысших спортивных результатов , управляя тренировочным процессом , нужно обеспечить планомерное сочетание постепенности и предельности в наращивании нагрузок.
  2. Если парциальные нагрузки в случае являются адекватными , то это еще не значит, что такими же адекватными будут являться их суммарные показатели. Отсюда особое значение приобретает тщательный контроль их кумулятивного эффекта и в случае необходимости корректировка суммарной нагрузки для предотвращения перетренированности.
  3. Очередное значительное увеличение параметров суммарной нагрузки следует осуществлять преимущественно после того, как в результате адаптации к ранее предъявленным нагрузкам начинают уменьшаться вызываемые ими функциональные сдвиги. То есть по мере того, как наступает адаптивная экономизация реакций на привычную нагрузку, что является одним из основных признаков перехода приспособительных процессов в стадию устойчивой адаптации.
  4. В зависимости от степени прироста суммарной нагрузки и хода адаптаций к ней необходимыми моментами регулирования ее динамики бывают временная стабилизация этого уровня производится в случае  при продолжительном наращивании объема и интенсивности нагрузок на около предельных или предельных величинах.

Некоторые особенности принципа

 

Величина максимальной нагрузки, относительна. Для практического  ее нормирования необходим опыт и  тщательный комплексный контроль. Конкретная количественная мера нагрузки может  быть определена лишь с учетом уровня тренированности спортсмена, его  индивидуальных особенностей и особенностей избранного вида спорта.

В силу исключительно высоких  требований к функциональным возможностям организма в процессе спортивной тренировки необходимо особенно тщательно соблюдать принципы спортивной тренировки. Вместе с возрастанием тренировочных нагрузок возрастает и значение углубленного врачебно-педагогического контроля. При штурме же высших спортивных результатов обязательным условием становится детальная научная оценка эффекта тренировки и управление им. Не случайно постоянное сотрудничество спортсмена ,тренера  ученого и врача становится крайне необходимым на современном этапе развития спортивной науки и практики.

Заключение

В заключении хочу сказать , что результативность тренировки будет зависеть от учета индивидуальных особенностей организма спортсмена. Следовательно, необходимо учитывать соответствие сил и возможностей организма.

Форма, характер, интенсивность, продолжительность, методика выполнения физических упражнений должны подбираться с учетом пола, возраста, подготовленности, состояния  здоровья и уровня развития морально-волевых  качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

    1. «Физическое воспитание студентов»- Л. С. Дворкин, К. Д. Чермит, О. Ю. Давыдов, 2008г.
    2. «Физическая культура и физическая подготовка» -  И.С. Барчуков, Ю.Н. Назаров, С.С. Егоров и др., 2010
    3. http://coolreferat.com

 


Информация о работе Значение методического принципа постепенности при обучении спортивным упражнениям