Здоровьесберегающая технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:41, контрольная работа

Описание

Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?», то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные с особенности технологии от методики - воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!».

Содержание

Введение
1.Понятие и определение здоровьесберегающей технологии
в образовании стр. 4
2. Принципы здоровьесберегающих технологий в образовании стр. 6
3. Основные цели и задачи здоровьесберегающих
технологий в образовании стр.11
Заключение стр.16
Список использованных источников и литературы стр.18

Работа состоит из  1 файл

здоровье сохранияющ..docx

— 33.80 Кб (Скачать документ)

3. Доступные затраты усилий  учащихся и учителей на достижение  намеченных результатов за отведенное  время.

Отмеченные критерии предусматривают  ряд взаимосвязанных действий руководства, педагогического коллектива и каждого  в отдельности учителя школы:

- комплексное планирование  наиболее важных задач воспитания, образования и развития на  основе их рационального сочетания;

- конкретизацию задач,  касающихся здоровьесберегающей  системы образования и функционирования  культуры здорового образа жизни  учащихся;

- выбор оптимального варианта  распределения программного материала  и логической последовательности  его освоения;

- определение оптимального  объема и сочетания психофизических  и физических нагрузок с учетом  общей работоспособности и условий  научной организации учебной  деятельности;

- выбор наиболее рациональных  методов и средств управления  учебной и внеучебной деятельностью  учащихся и учителей, осуществления  ее контроля, коррекции и мотивационной  поддержки;

- создание благоприятных  условий и морально-психологического  климата в учебном заведении  и многое другое.

3. Основные цели и задачи здоровьесберегающих технологий в образовании

Несмотря на высокую степень  упорядоченности и жесткости, технологическая  система предполагает не шаблоны, а  варианты, выбор и реализация которых  зависит как от личности директора  школы, условий конкретного образовательного учреждения, так и от личности каждого  учителя. Необходимо лишь соблюдение перечисленных  принципов и учет сущностных характеристик  здоровьесберегающих образовательных  технологий. Усвоение их должно сделать  очевидным открытый характер технологической  схемы, служить фундаментом для  творческой деятельности педагогов, ибо  научно-концептуально обоснованная здоровьесберегающая технология - наиболее перспективное направление и  надежный фундамент для формирования нового взгляда на систему образования  в целом.

В образовательных технологиях  постановка цели является главной проблемой. Цель должна ставиться так, чтобы  ее было возможно диагностировать и  проверить. Применительно к здоровьесберегающей  технологии это уровень здоровья учащихся и изменение его качественных признаков, например, в процессе использования  традиционных и экспериментальных  образовательно-воспитательных систем.

Известно, что понятие  «здоровье» определяется ЮНЕСКО как  отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного  комфорта: физического, психического и  социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного. В отношении здоровьесберегающей  технологии в системе образования  данное определение можно представить  в следующей конкретизации: здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.

Исходя из сказанного, качественными  диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся определяются следующие  показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и  уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, а учителя (преподавателя) - психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень  ее активности, продуктивность.

Перечисленные показатели качественных характеристик здоровья субъектов  образовательного процесса определяются подбором известных в науке признаков  этих качеств и измеряются, исследуются  апробированными методами (тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка).

Таким образом, информационная составляющая здоровьесберегающей  образовательной технологии являет собой идеологию - логически обоснованную идею, опирающуюся на общие и технологические  принципы, на основе которых моделируется организационно-функциональная деятельность, ибо любая система создается  для того, чтобы она функционировала.

Следовательно, системный  подход обеспечивает целостное представление  о состоянии здоровья учащихся и  наполняет конкретным содержанием  здоровьесберегающую технологию и  ее операциональную составляющую, поможет  ответить на вопрос, как и по каким  направлениям следует ее реализовывать, определяет основные задачи. К ним следует отнести:

1. Исследование влияния  традиционной структуры и формы  организации учебного процесса  на здоровье занимающихся; анализ  психолого-физиологических возможностей  учащихся в отношении предъявленных  требований усвоения объема учебной  нагрузки в условиях рассредоточенного  (комплексного) распределения программного  материала и экспериментальное  сравнение его с концентрированным  вариантом.

2. Создание психолого-педагогических  и организационно-педагогических  условий, обеспечивающих психическое  здоровье и комфорт учащихся  посредством гуманизации и демократизации  учебно-воспитательного процесса  на основе: физкультурно-спортивной  активности; обоснованного соответствия  учебной нагрузки, объема передаваемой  информации с психофизическими  возможностями ее усвоения; переведения  традиционной, в основном информативно-объемной  системы образования в технологию  обучающей интеллектуально-преобразующей,  духовной, конструктивной, творческой  деятельности, основанной на постепенном  повышении степени научной абстракции  знаний (от феноменологической ступени  к аналитико-синтетической, прогностической  до аксиологической), что позволит  учащимся интеллектуально свободно  мыслить и рассуждать, переходя  от изложения фактов, их каталогизации,  использования бытового языка,  к обоснованию закономерностей  явлений природы и общества, принципов  и причинно-следственных связей, обусловливающих их, анализу и  синтезу информации, прогнозу событий  на основе широкого использования  междисциплинарных знаний и научного  языка; создания интегративных  дисциплин и учебно-методического  их обеспечения.

3. Реализацию научной  организации учебного труда, питания  и отдыха учащихся.

4. Создание максимально  возможных санитарно-гигиенических  условий и соответствующей им  инструментальной составляющей  здоровьесберегающей технологии  и др.

5. Включение учащихся  в осознанную деятельность по  формированию культуры здорового  образа жизни личности, оснащение  этого процесса учебно-методическим  обеспечением.

6. Осуществление структурного  преобразования в плане создания  в учебном заведении иерархической  системы управления и мониторинга  здоровьесохраняющих технологий  в образовании.

7. Формирование культуры  здорового образа жизни личности  учащихся как в учебной, так  и внеучебной образовательно-воспитательной  среде.

8. Создание систем переподготовки  кадров, а также социальной и  финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей  технологии; агитации и пропаганды; объединения усилий всех систем  и подразделений учебных заведений  медицины и физической культуры.

9. Обеспечение программного  и учебно-методического оснащения  по проблемам здоровьесберегающей  системы образования и формирования  культуры здорового образа жизни  учащихся.

10. Развертывание опытно-экспериментальной  и научно-исследовательской работы  по моделированию и апробации  здоровьесберегающих образовательных  технологий.

11. Осуществление психологического  и медицинского сопровождения  образования.

12. Создание совершенной  системы оздоровления учащихся  в условиях летних лагерей.

13. Создание информационно-компьютерного  обеспечения оздоровительных систем.

14. Создание оптимальных  условий для функционирования  физической культуры, обеспечивающей  современные инновационные формы  формирования физической культуры  личности школьника.

15. Открытие в общеобразовательных  учебных заведениях кафедр физической  культуры и консультативно-оздоровительных  центров здорового образа жизни  для учащихся, родителей и учителей.

16. Введение в учебный  процесс (обязательного) гуманитарного  курса «Основы здорового образа  жизни».

Исходя из слагаемых здоровьесберегающей  технологии и их характеристик, можно  сказать, что данная система представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педагогических установок, определяющих многовариантный набор  и компоновку действий, форм, методов, приемов, операций, процедур, образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих практико-ориентированное  погружение учащихся в специально созданную  среду. Это система организованных форм и технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат (уровень здоровья и творческое использование  ценностей культуры здорового образа жизни).

 

 

 

 

 

Заключение

В традиционном массовом учебном  заведении здоровье учащихся не сберегают  буквально все:

1. нарушающая экологию  и эстетику восприятия архитектоника  здания снаружи и изнутри, противоречащая  принципу антропосообразности и  морфодинамике естественных человеческих  действий поурочно-квантированная  подача - зачастую бесполезных для  жизненного опыта учащихся - знаний;

2. учительская предубежденность  и ролевая стереотипность в  поведении относительно потенциальных  возможностей и подлинных мотивов  действий учащихся;

3. психологическая безграмотность  большинства учителей;

4. значительное преобладание  вербально-понятийных и предметно-деятельных  элементов в дидактике в ущерб  невербально-образных и эмоционально-ценностных, явно не экологические способы  школьной познавательной деятельности, где доминируют объективно- и  субъективно-прагматический, а не  субъективно-непрагматический подходы;

5. провоцирующие стрессы  и фрустрации у учащихся формы  учебной работы аттестации;

6. отсутствие действительного  баланса рефлексии и эмпатии  в коммуникационных и познавательных  школьных технологиях и так  далее.

Чтобы образовательные технологии стали действительно здоровьесберегающими, необходимо, чтобы сами педагоги приходили  в школу с соответствующей  внутренней позицией, личностной философией здоровьесберегающего образования. Педагогические ВУЗы и ИПК должны сделать такое воспитание воспитателей приоритетным в своей образовательной политике.

Понятно, что программы  и курсы при этом должны быть совершенно по-другому организованы и содержательно  скорректированы.

Видимо, здесь особо следует  учесть опыт гуманистической психологии, экологической психологии и педагогики, обратить более пристальное внимание на педагогическое наследие Толстого, Лесгафта, Ривина, Штайнера, Роджерса.

Важно использовать и различные  формы тренингов, умело сочетая  личностный рост, развитие коммуникативной  компетентности и уверенности в  себе с практическими занятиями  по лечебной физкультуре и восточными оздоровительными гимнастиками.

Вообще в этом плане  было бы полезно изучать разнообразные  духовные и телесные практики Востока  и Запада. Конечно же, это должно происходить не в ущерб свободе  совести и вероисповеданий. Наряду с созданием условий для становления  здоровьесберегающий личностной позиции  педагога, конечно же, необходимо разрабатывать  и конкретные образовательные технологии, методы и приемы, при этом помня, что их транслируемость и тиражируемость в педагогическое сообщество относительны. Ведь в их основе лежит личностное начало, лежат бессознательные паттерны поведения того или иного автора таких методик.

В этом смысле здоровьесберегающие  технологии в образовании должны быть наименее технологичны, ибо школе  не столько социальная хирургия или  социальная шоковая терапия, сколько  социально-фасиметационная гносеотерапия.

 

Литература

1. Добротворская С.Г. Педагогическая ориентация учащейся молодежи на здоровый образ жизни / С.Г. Добротворская. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002.

2. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11-х классов / Под ред. Л.А. Шеплягиной. - 2-е изд., испр. -Ярославль: Аверс, 2003.

3. Здоровьесберегающее обучение и воспитание / Под ред. В.И. Андреева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

4. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В. Возвышаева // Школа здоровья. - 2001.-№1.

Информация о работе Здоровьесберегающая технология