Здоровьесберегающая технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:41, контрольная работа

Описание

Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?», то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные с особенности технологии от методики - воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!».

Содержание

Введение
1.Понятие и определение здоровьесберегающей технологии
в образовании стр. 4
2. Принципы здоровьесберегающих технологий в образовании стр. 6
3. Основные цели и задачи здоровьесберегающих
технологий в образовании стр.11
Заключение стр.16
Список использованных источников и литературы стр.18

Работа состоит из  1 файл

здоровье сохранияющ..docx

— 33.80 Кб (Скачать документ)

 

Введение

1.Понятие и определение здоровьесберегающей технологии

в образовании           стр. 4

2. Принципы здоровьесберегающих технологий в образовании         стр. 6

3. Основные цели и задачи здоровьесберегающих

технологий в образовании         стр.11  

Заключение           стр.16

Список использованных источников и литературы     стр.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия  «образовательные технологии». Если последние  отвечают на вопрос «как учить?», то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Тогда  и другие отличительные с особенности  технологии от методики - воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа  и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!». Технология проектируется  исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей  образовательной среды мы рассматриваем  в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как  качественную характеристику любой  образовательной технологии, её «сертификат  безопасности для здоровья», и как  совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые  дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком  здоровьесбережения.

Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль за сроками  прививок, выделение групп медицинского риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с  помощью образовательных технологий.

Существует немало возможностей конструктивного взаимодействия педагогов  и медиков в их совместной работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Так, в примере с реализацией медицинских мероприятий по вакцинации, педагогический коллектив школы может обеспечить психолого-педагогическое сопровождение этих, не самых любимых детьми процедур.

Известно, что эффект для  здоровья любой медицинской манипуляции  в немалой степени определяется отношением к ней пациента, его  ожиданиями. Медицинский подход к  здоровьесбережению, реализуемый в  рамках профилактического направления, от психолого-педагогического отличается не только методами и профессиональной подготовкой специалистов, но и тем, что освобождает человека от ответственности  за своё здоровье, передавая эту  ответственность врачу, медицине. Противоположный  подход состоит в мобилизации  чувства ответственности человека за своё здоровье, воспитание постоянной потребности заботиться о нём (а  значит - и о здоровье других людей). Это не предполагает запугивания, бывшего  на вооружении у санитарного просвещения  советских времён и активно используемого  сейчас некоторыми врачами - наркологами  и другими специалистами. Формирование у учащихся ответственности, в том  числе и за своё здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать  в качестве одной из важнейших  задач учреждений образования.

Но перед человеком, который  осознал ответственность за собственное  здоровье, почувствовал потребность  заботиться о нём, встаёт вопрос о  том, как это грамотно делать. Ведь заниматься укреплением здоровья негодными  средствами - «себе дороже». Чего стоит, к примеру, большая часть программ по сбрасыванию лишнего веса! В  отношении здоровья в полной мере справедлива истина: «Лучше не делать никак, чем делать не правильно!»  Но как правильно? И здесь эстафете технологий здоровьесбережения передаётся от воспитательных программ - учебным (health educahion). Научить ребёнка, молодого человека общим принципам, современным  системам и методам охраны и укрепления здоровья, безусловно, - задача образовательных  учреждений. А уже за консультациями по частным вопросам, за корректировкой оздоровительной программы с учётом индивидуальных особенностей, с целью восстановления пошатнувшегося здоровья человек может обратиться к медику (физиологу, психологу), специалисту по вопросам здоровья.

Таким образом, современный  уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших  для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым. Для системы образования эта  задача трансформируется в императив  использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз  и владеет педагог, психолог.

Главной целью предпринятого  нами исследования было на основе изучения закономерностей влияния современной  системы образования на здоровье детей раскрыть систему сохранения и формирования здоровья учащихся.

1. Понятие и  определение здоровьесберегающей  технологии в образовании.

Здоровьесберегающая образовательная  технология представляется нам как  функциональная система организационных  способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Известно, что система  подразумевает наличие структуры, элементов, ее составляющих, их взаимосвязь  и подчиненность единой цели.

В совокупность основных элементов  здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:

1. Информационная - отвечает  на вопрос: что?

Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.

2. Инструментальная - отвечает  на вопрос: чем?

К ней относится материальная база (помещения, классы, лаборатории, кабинеты, спортивные залы, площадки и  т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также  оборудование, инвентарь, технические  средства, а также учебно-методическое обеспечение.

3. Социальная (кадры) - кто?

Это преподавательский и  учебно-вспомогательный состав.

Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей  технологии в образовании.

4. Финансовая - отвечает на  вопросы: сколько? За счет каких  средств?

Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.

5. Нормативно-правовое обеспечение  - использование государственных  нормативных актов (федерального, регионального и муниципального  уровней, собственных средств). Ведение  делопроизводства по данному  направлению.

Концепция здоровьесберегающей  образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей  идеей и целью. Она указывает  способ построения системы здоровьесохраняющих  условий и средств обучения и  воспитания на основе целостного понимания  их сущности, психолого-физиологических  процессов, сопряженных с обучением  и воспитанием детей и учащихся. Логически грамотно выстроенная  концепция здоровьесохраняющей  образовательной технологии необходима для того, чтобы ознакомление с ней способствовало пробуждению концептуального педагогического мышления, которое отличается от рационально-прагматического (ремесленнического, исполнительского) тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей; проникновением в существо принципов реализации цели. Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного учителя и коллектива учебного заведения в целом. Она обеспечит понимание необходимости технологического подхода к образованию как реально гуманно-нравственной деятельности.

Методологическую основу концепции составляют философские  положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного  в структуре личности, теории и  практики, сущности и явления, формы  и содержания, о природе деятельности.

2. Принципы здоровьесберегающих технологий в образовании

Системный анализ содержания образования, образовательного процесса и сущностных характеристик педагогических технологий позволил выделить и сформулировать ряд важных технологических принципов, которые учитывались при разработке здоровьесберегающей системы образования.

1. Принцип единства связи  элементов системы здоровьесберегающей  технологии. Основные составляющие  ее элементы (информационная, инструментальная  и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно  требует изменения двух других.

2. Принцип диагностичности  целеполагания.

3. Принцип функциональной  полноты и функциональной взаимосвязи  содержания здоровьесберегающей  технологии.

Полная реализация здоровьесберегающей  технологии возможна в том случае, если:

- она охватывает одновременно  все составляющие образовательной  системы (информационную, инструментальную  и кадровую);

- компоненты педагогических, психологических, медицинских, социальной  среды, материально-финансового  и правового обеспечения; формируются  все признаки качеств культуры  здорового образа жизни и, в  частности, ее физической культуры;

- содержание воспитания  представлено (изложено, изучено, освоено)  только конкретными методами  в конкретных условиях и формах.

4. Принцип открытости  функциональных и методических  действий.

Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей  системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для  учащихся и учителей, является осознанной их деятельностью.

5. Принцип объективной  оценки конечного результата.

Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных  технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и допущенных ошибок.

6. Принцип преемственности  и завершенности.

Данный принцип состоит  в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования как в макро-, так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий.

Причем решение цели обязательно, трансформация структур-стратегий  образовательной здоровьесберегающей  системы в собственную личностную структурстратегию учащегося и  учителя необходима. Более того, «закрытый» здоровьесберегающий учебный  процесс должен иметь выход в  систему внеучебной деятельности, обеспечивающую удовлетворение потребностей и интересов  субъектов образования в культуре здорового образа жизни.

7. Принцип вариативности  средств, методов и организационных  форм внедрения здоровъесберегающих  технологий в образовании.

Широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных  форм и видов здоровьесберегающих  технологий обеспечивает полноценность  образовательной системы, предоставляет  свободу творчества, инициативы и  деятельности, но в условиях концепции  принципов и слагаемых, составляющих и обеспечивающих ее.

8. Принцип оптимизации.

Данный принцип требует  в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения  и функционирования здоровьесберегающих  технологий, затрат времени, усилий, степени  трудности, научности, создания оптимальных  условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических); умелого стимулирования и регулирования действий; оперативного контроля и коррекции деятельности.

Оптимизация исключает гиперболизацию отдельных методов, приемов и  средств деятельности, способов обучения и воспитания, преувеличение роли шаблонных, трафаретных методических разработок, которые не учитывают  конкретных условий и возможностей субъектов образования; она ведет  к творческому обоснованию здоровьесберегающего педагогического процесса на его  научной основе; к поиску наилучших  технологических вариантов.

Идея оптимизации обязательно  предполагает устранение перегрузки учащихся и учителей работой, требует обеспечения  оптимального уровня трудности оптимального варианта освоения учебного материала, темпа обучения и воспитания, объема самостоятельной работы, оптимального сочетания трудовой деятельности и  отдыха.

Оптимальность является таким  принципом, который предъявляет  требования рациональности, разумности, чувства меры в применении всех принципов  научной организации труда. Он не противоречит закономерностям функционирования технологии, а, напротив, конкретизирует ее важные психолого-педагогические стороны. Оптимизация условий сохранения и укрепления здоровья субъектов  образовательного процесса не представляет собой какой-то особый технологический  метод и прием. Это целенаправленный подход к построению здоровьесберегающей  системы образования на основе закономерностей  и принципов обучения и воспитания, сознательный научно обоснованный (а  не стихийный, не спонтанный) выбор  наилучшего варианта построения учебно-воспитательного  процесса в целом.

Основными критериями оптимизации  функционирования здоровьесберегающей  системы образования могут быть:

1. Эффективность и качество  решения образовательно-воспитательных  задач с учетом диагностично  поставленной цели - качественных, диагностируемых  и проверяемых характеристик  здоровья субъектов образовательного  процесса.

2. Оправданные затраты  времени учащихся и учителей  на достижение намеченных результатов.

Информация о работе Здоровьесберегающая технология