Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:08, реферат

Описание

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Работа состоит из  1 файл

физкульт.docx

— 61.97 Кб (Скачать документ)

Средства физической культуры в  регулировании умственной работоспособности

Среди мероприятий направленных на повышение  умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального  и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

- систематическое изучение учебных  предметов студентами в семестре, без "штурма" в период зачетов  и экзаменов;

- ритмичную и системную организацию  умственного труда;

- постоянное поддержание эмоции  интереса;

- совершенствование межличностных  отношений студентов между собой  и преподавателями вуза, воспитание  чувств;

- организацию рационального режима  труда, питания, сна и отдыха;

- отказ от вредных привычек: употребления  алкоголя и наркотиков, курения  и токсикомании;

- физическую тренировку, постоянное  поддержание организма в состоянии  оптимальной физической тренированности;

- обучение студентов методам самоконтроля  за состоянием организма с  целью выявления отклонений от  нормы и своевременной корректировки  и устранения этих отклонений  средствами профилактики.

Использование физических упражнений как средства активного  отдыха

Различают отдых пассивный и активный, связанный  с двигательной деятельностью. Физиологическое  обследование активного отдыха связано  с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот  принцип стал основой организации  отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим  образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и  по его окончании оказывают высокий  эффект в сохранении и повышении  умственной работоспособности. Не менее  эффективны ежедневные самостоятельные  занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий  мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное  влияние на состояние мышечной, дыхательной  и сердечно - сосудистой систем, активизирует сенсо - моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов

"Малые формы" физической культуры

К "малым формам" физической культуры относят:

- утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза,

-микропаузы с использованием физических упражнений (физкультминуты).

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения человека в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Ежедневная  УГГ, дополненная водными процедурами,- эффективное средство повышения  физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и рабочих и повышения их работоспособности.

Многочисленные  исследования свидетельствуют о  том, что после второй пары учебных  часов умственная работоспособность  человека начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий  работоспособность восстанавливается  до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

С учетом динамики работоспособности  студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов  занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются  так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие  в обеспечении учебно-трудовой деятельности.

Исследования  показывают, что эффективность влияния  физкультурной паузы проявляется  при 10-минутном ее проведении в повышении  работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

Полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими(бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антагонистов - мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища (рис.5.1).

При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов  играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует  создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом  и физическим совершенствованием. Этому  требованию должно отвечать такое использование  средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию  достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности  студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.

В цикле исследований (М.Л. Виленский, В.П. Русанов) проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

Динамика  работоспособности в течение  рабочего дня характеризуется тремя  периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.

Полученные  материалы свидетельствуют о  том, что проведение занятий физическими  упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности  и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18 - 20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.

Занятия с нагрузками средней интенсивности  обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового  дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное  воздействие таких занятий сохраняется  на протяжении последующих 2-3 дней, после  чего оно постепенно затухает.

Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности  в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень  умственной работоспособности. В последующие  часы учебного труда она снижается  до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень  возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.

Проведенные исследования позволяют рассмотреть  ряд вариантов проведения занятий  в зачетный и экзаменационный  период, каждый из которых оказывает  положительное воздействие на работоспособность  и психоэмоциональное состояние  студентов:

1-й  вариант - занятия проводятся  раз в неделю после сдачи  экзаменов.

Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие  упражнения умеренной интенсивности;

2-й  вариант - два занятия в неделю  по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие  - 10 мин., подвижные и спортивные  игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;

3-й  вариант - два занятия в неделю  по 45 мин. по возможности после  экзамена. Их содержание включает  общеразвивающие упражнения, разнообразные  двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами.

Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной  паузой до 5-10 мин.;

4-й  вариант - ежедневные занятия  по 60-70 мин. Умеренной интенсивности,  в содержание которых включаются  плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений;

5-й  вариант - отличается комплексной  организацией ЗОЖ студентов в  экзаменационный период. Его содержание  охватывает четкую регламентацию  сна, питания, самоподготовки, пребывания  на свежем воздухе не менее  2 часов в день. Физическая активность  определяется выполнением 15-20 - минутной  зарядки на воздухе, физкультурными  паузами после 1,5-2 ч. умственного  труда, прогулками на свежем  воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой  половине дня и после 3,5-4 часов  умственных занятий - во второй. По желанию студентов вторая  прогулка может заменяться играми  с мячом.

Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные  игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера.

При проведении исследований наблюдались  три группы студентов: 1-я группа имела произвольный режим организации  жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; у 2-й  группы была нормализована физическая активность при неупорядоченном  сне, питании, самоподготовке, пребывании на воздухе; 3-я группа в течение  сессии сохраняла комплексно упорядоченный  образ жизни. Градиент снижения работоспособности  под влиянием экзаменов существенно  меньше в 3-й группе. Это свидетельствует  о том, что только при комплексно упорядоченном образе жизни нормализуется  процесс восстановления работоспособности  в течение дня

Локомоции организма – одно из проявлений жизнедеятельности, обеспечивающие возможность активного взаимодействия с окружающей средой. 
 
Локомоции – совокупность согласованных движений человека (животных), вызывающих активное перемещение в пространстве, что является важнейшим приспособлением к разнообразным условиям среды обитания. 
 
К локомоциям человека относят ходьбу, бег, прыжки, плавание. Каждый вид локомоций имеет множество разновидностей. ^ Так, например, различают ходьбу обычную и спортивную: бег на короткие, средние, длинные дистанции и т.д и недели

Успешность овладения  двигательным умением или навыком, осу- ществление деятельности точно по форме и количественному результату в соответствии с поставленной задачей, энергетические затраты на выполнение действий и достижение рекорда – вся двигательная деятельность  человека  зависит  от  многочисленных  объективных факторов, т. е. «движущих сил совершающегося процесса», которые не зависят от желания человека, и субъективных – специально создаваемых условий или воздействий, способствующих достижению поставленной цели.

При всем многообразии и  необозримом, невозможном для учета, количестве факторов все же с определенной долей вероятности и досто- верности их можно представить в виде некоторых объединений, или факторных систем.

Эти факторные системы  и составляющие их элементы могут  спо- собствовать  двигательной  деятельности  или  затруднять  ее.  Поэтому знание и использование основных признаков их специфических особен- ностей и закономерностей взаимодействий, замыкающихся на программи- руемой деятельности человека, безусловно, должно повысить эффектив- ность и результативность этой деятельности. Рассмотрим эти факторные системы.

Основными факторными системами  могут быть признаны: законы механики, закономерности биологических систем, условия среды и педа- гогические воздействия.

Законы механики – это  объективные взаимосвязи механических параметров окружающей среды и взаимодействующих  с ними физических

тел, существующие в пределах объективно существующей возможности. (По В. И. Далю, вообще «закон – это связь  и взаимозависимость явлений, объективной действительности, т. е. то, чему неизбежно следует вещест- венная природа»).

Взаимодействуя с физическими  параметрами такой биологической  системы, как человек, законы механики трансформируются в законы биомеханики.

Но от этого их главный  отличительный признак – объективность  – не исчезает. Под них, под их действие можно подогнать деятельность биологической  системы,  можно  воспользоваться  ими,  но  не  изменить (хотя и биосистема существует лишь в определенных условиях).

В свою очередь, эти законы действуют в определенных рамках  в статических взаимодействиях и во время движений.

Среди имеющих особое отношение  к двигательной деятельности выделяются следующие законы: сохранения равновесия тела, но все эти законы «замыкаются» на законах спортивной техники: системности, структурности, видах структур, соотношении  стабильности и вариатив- ности структурных элементов, ведущих элементах техники, решающих двигательных действиях и главных компонентах деятельности.

Причем техника движений важна для рационального построения деятельности не только спортсмена, но и «оздоравливающегося» физ- культурника.

Законы механики и биомеханики можно рассматривать как определяющие саму возможность осуществления деятельности и достижение ее цели. 

Вторая важнейшая группа факторов – закономерности биологи- ческих систем, или закономерности функционирования организма чело- века как специфической биологической системы.

Информация о работе Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие