Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:08, реферат

Описание

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Работа состоит из  1 файл

физкульт.docx

— 61.97 Кб (Скачать документ)

Здоровье человека как  ценность и факторы его определяющие

Здоровье - это первая и важнейшая потребность  человека, определяющая способность  его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно  является важнейшей предпосылкой к  познанию окружающего мира, к самоутверждению  и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого  фактора.

Охрана  собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать  ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического  состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она  не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести  активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

* Физическое здоровье - это естественное  состояние организма, обусловленное  нормальным функционированием всех  его органов и систем. Если  хорошо работают все органы  и системы, то и весь организм  человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

* Психическое здоровье зависит  от состояния головного мозга,  оно характеризуется уровнем  и качеством мышления, развитием  внимания и памяти, степенью эмоциональной  устойчивости, развитием волевых  качеств.

* Нравственное здоровье определяется  теми моральными принципами, которые  являются основой социальной  жизни человека, т.е. жизни в  определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного  здоровья человека являются, прежде  всего, сознательное отношение  к труду, овладение сокровищами  культуры, активное неприятие нравов  и привычек, противоречащих нормальному  образу жизни. Физически и психически  здоровый человек может быть  нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый  и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится  к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости  духа и внутренней красоты.

От  чего зависит здоровье.

Здоровье  человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических  факторов. Считается, что вклад различных  влияний в состояние здоровья следующий:

наследственность - 20%;

окружающая  среда - 20%;

уровень медицинской помощи - 10%;

образ жизни - 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

человеческий  фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое  здоровье - 15%);

экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

медицинский фактор - 10%.

 

Влияние образа жизни  на здоровье

Каждый человек из всего  многообразия существующих возможностей строит свой образ жизни, где обязательно  присутствует: общее- это страна с ее природными условиями, социально-экономическим строем и культурой; особенное - этнические признаки, социальная принадлежность, доход, городская или сельская жизнь, уровень образования;  единичное -семья и его ближайшее окружение, его собственный характер, менталитет, ценностные ориентации и др. особенности.

Здоровый образ жизни  это не просто деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья, прежде всего это  организация всей жизнедеятельности человека, способствующая сохранению его здоровья. Семья формирует, поддерживает и развивает здоровье своих членов, оказывая тем самым влияние и на общественное здоровье. Основу формирования  качества здоровья населения составляет непосредственное вовлечение людей в сохранение и улучшение своего собственного здоровья посредством формирования здорового образа жизни как преобладающего способа жизнедеятельности и основополагающего механизма сохранения здоровья для  продления трудового долголетия.

Ежедневно, в том числе  и в процессе профессиональной деятельности, человек подвергается микросоциальному окружению, стрессовым и  социально-психологическим ситуациям, которые в совокупности превышают адаптационные возможности организма  и в последующем приводят к расстройству  физиологических и биологических механизмов приспособления. А это способствует преждевременному биологическому старению организма. Именно стресс является тем фактором, который  не только провоцирует появление новых заболеваний, но и приводит к утяжелению уже имеющихся. В итоге в критической ситуации развиваются  болезни, определяющие уровень смертности населения - инсульт, инфаркт, фатальные нарушения сердечного ритма, опухоли, диабет. Курение, употребление алкоголя и наркотивов не добавляет здоровья, а медленно отравляет, приводя к необратимым последствиям. По данным социологического опроса только 42,6% опрошенных  занимаются  спортом, 27, 8% - соблюдают правильный режим дня,  18,5 % - придерживаются диеты, 11%- занимаются закаливаем организма. По данным анализа  способов преодоления стресса установлено, что чаще всего в качестве стратегий его преодоления человек выбирает: общение с близкими людьми, прослушивание музыки, занятие любимым делом. Низкая физическая активность объясняется отсутствием культуры самосохраняющего поведения, а также  низким уровнем дохода,  что делает недоступным посещение спортивных залов, фитнес-центров и бассейнов.

Приобщение к здоровому  образу жизни  в прямой зависимости конкурирует не только с благами цивилизации (личный транспорт, бытовая техника и др.), но и с негативными потребностями в виде вредных привычек.  Делая свой выбор, каждый должен хорошо осознавать, что здоровье - это отличное самочувствие, дополнительные возможности для самореализации, развития, обеспечение активного трудового и социального долголетия

Здоровый образ жизни  и его составляющие.

Основные требования к  организации ЗОЖ

К основным составляющим здорового образа жизни относят:

режим труда и отдыха;

организацию сна;

режим питания;

организацию двигательной активности;

выполнение  требований санитарии, гигиены, закаливания;

профилактику  вредных привычек;

культуру  межличностного общения;

психофизическую регуляцию организма;

культуру  сексуального поведения.

Режим труда и отдыха

Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях  протекания биологических процессов  в организме.

Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению  важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей  адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими  упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается  взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому  и быстрому переключению на новый  вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

Организация сна

Сон -- обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5--8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Организация режима питания

Культура  питания играет значительную роль в  формировании здорового образа жизни  студентов. Каждый студент может  и должен знать принципы рационального  питания, регулировать нормальную массу  своего тела. Рациональное питание -- это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами -- белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.

Важным  аспектом культуры питания является режим питания, и распределение  калорийности пищи в течение суток.

К режиму питания следует подходить  строго индивидуально.

При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует  за 2--2,5 ч до и спустя 30--40 мин после  их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличить суточную норму  потребления поваренной соли с 15 до 20--25 г. Полезно употреблять минеральную  или слегка подсоленную воду.

 

Организация двигательной активности

Один  из обязательных факторов здорового  образа жизни студентов -- систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином "двигательная активность".

У большого числа людей, занятых в  сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. Это присуще и студентам. Поэтому  возникает важнейшая социально-педагогическая задача -- определить оптимальные, а также минимально и максимально возможные режимы двигательной активности.

 

 

 

 Основные требования к  организации здорового образа жизни  

 

1.Постепенность:

Это первый общий закон, относящийся  к любым тренировкам организма: развитию мускулатуры и выносливости, воспитанию прямой осанки и закаливанию, усвоению учебного материала и овладению  ремеслом. Небрежение этим законом  приводит к печальному итогу.

2.Систематичность:

В старину у силачей была своеобразная тренировка. Они начинали с того, что поднимали и несли новорожденного бычка. Бычок рос, вес его увеличивался, постепенно день за днем увеличивалась  и нагрузка атлета.

Древний мудрец говорил: «познай самого себя». Для третьего закона можно повторить: Познай особенности своего организма, его сильные и слабые стороны, постарайся укрепить своё тело, свою волю. Человек в состоянии сделать  сам для себя очень многое, резервы  нашего организма удивительны.

Конечно, жизнь людей складывается по-разному, каждый человек - его организм - имеет  свои особенности, но много есть и  общих закономерностей, знать которые  необходимо.

К каким закономерностям относятся  ритмичность.

Ещё в начале XVIII века стало известно, что для всех живых организмов важнейшей особенностью их деятельности является ритмичность. Ученые установили, что у человека более сорока разных процессов подчинены суточным ритмам. Активнее всего процессы протекают в дневное время. Вот почему сама природа указала нам выполнять работу (учиться) в дневное время, а ночью отдыхать.

Для переваривания пищи требуется примерно три часа, поэтому рекомендуют есть через три-четыре часа, лучше всего четыре раза в день. Заниматься тоже следует ритмично: 45 минут работа, 10-15 минут отдых.

И всю свою жизнь, весь свой режим подчинять  определенному ритму, ибо ритмичность  есть общебиологическая закономерность, и если мы ей будем следовать, то нашему организму легче станет работать, значит, мы лучше и больше будем  успевать.

А теперь подошёл черед и последнего закона. Заключается он в том, что, добиваясь поставленной перед собой  цели, нужно одновременно соблюдать  постепенность и систематичность, учитывая и свои индивидуальные особенности, и общие биологические закономерности.

Роль физической культуры в обеспечении здоровья

Понятие «культура» можно определить как  степень раскрытия потенциальных  возможностей личности в различных  областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и  духовной деятельности человека; он познаёт  культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, создаёт  новые ценности, необходимые для  развития культуры последующих поколений.

Физическая  культура - органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная  область. Она воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в  процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она  удовлетворяет социальные потребности  в общении, игре, развлечении. Физическая культура оптимизирует состояние здоровья. Она проявляет себя в трёх основных направлениях. Во-первых, определяет способность  к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено  её социальным и духовным опытом, обеспечивает её стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура - основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, тем богаче становится пространство её субъективных проявлений.

Частью  физической культуры является спорт. В  нём человек стремится расширить  границы своих возможностей, это  огромный мир эмоций, порождаемых  успехами и неудачами, действенное  средство воспитания и самовоспитания человека.

Физические  упражнения улучшают течение компенсаторно-приспособительных  реакций организма при старении, способствуют продлению жизни и  творческой активности человека. Выбор  средств физического воспитания и регулирование физических нагрузок происходит в соответствии с принципом  оздоровительной направленности. Физические нагрузки представляют собой сочетание  разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных  занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная  активность».

Информация о работе Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие