Занятия физкультурой при плоскостопии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 01:25, реферат

Описание

Плоскостопие у детей чаще всего проявляется общей слабостью организма и гипотонией опорно-двигательного аппарата. При плоскостопии внутренний свод стопы опущен, и пронация стопы усилена; при этом нарушается вся статико-динамнческая функция стопы и нарушения передаются на голень, бедро и позвоночник.

Содержание

Введение. __________________________________________________________3
2. Причины развития плоскостопия.______________________________ 5
3. Методы диагностики плоскостопия._____________________________9
4. Значения физических упражнений в профилактике и коррекции плоскостопия. _________________________________________________10
5. Методика применения средств и методов ЛФК в профилактике и коррекции плоскостопия. _______________________________________12
6. Комплекс упражнений при плоскостопии._______________________14
7. Заключение.________________________________________________15
8. Список литературы._________________________________________16

Работа состоит из  1 файл

Занятия физкультурой при плоскостопии.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

    К первой группе относятся методы, в  основе которых лежат отпечатки  стоп (метод плантографии), получаемые различными способами, для чего применяют  различные химические красители, которыми смазывают стопы.

    В настоящее время существует несколько  взаимодополняющих друг друга методик  определения плоскостопия по плантограмме.

    Наиболее  точным является графико-расчетный метод, основанный на математических вычислениях. Существуют методы определения плоскостопия специальными приборами, начиная от простого циркуля и кончая рентгеновским аппаратом.

    Лечить  всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Поэтому, особое внимание уделяю профилактике плоскостопия.

    Профилактика плоскостопия включает:

    а) общеукрепляющий режим;

    б) рациональное питание;

    в) достаточное пребывание на свежем воздухе;

    г) закаливание;

    д) массаж;

    е)  правильно подобранная обувь;

    ж) специальные корригирующие упражнения;

    з)  занятия спортом и спортивными играми.

    Коррекция плоскостопия может быть достигнута систематическим применением физических упражнений. 
 

10 
 

Значения  физических упражнений в профилактике и  коррекции плоскостопия.

    Большое значение в предупреждении и лечении  различных деформаций опорно-двигательного аппарата имеет физическая культура в различных ее формах. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на функции ЦНС, благодаря им достигается гармоничное развитие и укрепление мышечной системы, костно-связочного аппарата, органов дыхания и кровообращения, улучшается общий обмен веществ, осанка, повышается закаленность. Это ведет к увеличению функциональных возможностей организма, к укреплению здоровья.

    Физкультурные упражнения помогают исправлять нарушения  в опорно-двигательном аппарате. Эта особенность физических упражнений обязательно должна учитываться при назначении лечения детям, страдающим той или иной недостаточностью в состоянии ОДА. Применение коррекции в период формирования ОДА в процессе роста имеет особо важное значение, т.к. в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность корригирования большая.

    Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест занимает физическая культура, особенно при профилактике плоскостопия.

    Специальные физические упражнения сопровождаются возникновением новых, более сильных  очагов возбуждения в коре, которые  способствуют образованию правильных, необходимых в данном случае условно  рефлекторных связей. Эти новые, более сильные очаги возбуждения подавляют влияние патологических очагов возбуждения и разрывают неправильные условно – рефлекторные связи, лежащие в основе происхождения той или иной деформации,  в частности,  и плоскостопия. 

    11 

    Борьба  с развивающейся нервно-мышечной недостаточностью является основным условием для профилактики и физической реабилитации при плоскостопии.

    Физические  упражнения и другие средства физкультуры (закаливание, двигательный и гигиенический  режимы и так далее) являются важными  компонентами физической реабилитации при плоскостопии. Специальное значение физических упражнений в профилактике плоскостопия проявляется в благотворном влиянии на функции всех органов и систем организма, в улучшении функций суставов, связок и мышц стопы на фоне общего укрепления ОДА, в укреплении свода стопы при одновременной коррекции, имеющейся деформации.

    Физическая  культура во всем ее многообразии, являясь  методом неспецифической, патогенетической функциональной терапии, оказывающим  наряду с местным и общее воздействие на организм, благотворно влияет на профилактику и физическую реабилитацию при плоскостопии, особенно в детском возрасте.

    Систематические занятия физической культурой, специальными физическими упражнениями, ЛФК способствуют развитию и укреплению мышц, связок и суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы.

    Профилактика  и физическая реабилитация деформаций ОДА у детей и подростков имеет  большое значение для правильного  физического воспитания, подрастающего  поколения. 
 
 
 
 

    12 

    Методика  применения  средств  и методов ЛФК  в профилактике и коррекции плоскостопия.

    Физические  упражнения и их сочетания:

    -     общеразвивающие упражнения без  предметов и с предметами;

    -     корригирующие упражнения;

    - корригирующие  упражнения с применением приспособлений        универсального типа;

    -    упражнения из раздела ЛФК;

    -    упражнения на массажерах;

    -    игры, игровые упражнения.

    Комплексы упражнений следует выполнять в подготовительной и основной частях занятия.

    Комплекс  упражнений по коррекции составляется в определенной последовательности:

    а) упражнения без предметов;

    б) упражнения с предметами (захватывание пальцами стопы мелких предметов);

    в) упражнения на приспособлениях универсального типа.

    Дозировка зависит от уровня подготовленности детей. По мере укрепления и тренировки мышц увеличивается количество повторений упражнений.

    Для детей, имеющих выраженное плоскостопие, в основной и заключительной частях урока следует применять индивидуальный подход. Например, нагрузка при выполнении разных прыжковых упражнений уменьшается и чередуется с интервалами отдыха, выполнением упражнений на массажерах.  

    13 

    При проведении занятий корригирующей  гимнастикой должны соблюдаются следующие принципы:

    1) индивидуализации в методике  и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка;

    2) системности воздействия с обеспечением  определенного подбора упражнений  и последовательности их применения;

    3) регулярности воздействия, которое  обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;

    4) длительности применения физических  упражнений, поскольку восстановление  нарушенных функций возможно  лишь при условии длительного  и упорного повторения упражнений;

    5) постепенного нарастания физической  нагрузки: в первые 7 – 10 дней нагрузка постепенно нарастает, затем выходит на определенное плато и в последние 7 дней плавно снижается;

    6) разнообразия и новизны в подборе  и применении физических упражнений: целесообразно через каждые 2 –  3  недели обновлять      20 – 30% упражнений;

    7) умеренности воздействия физических  упражнений: продолжительность занятий  40 минут в сочетании с дробной  физической нагрузкой;

    8) соблюдения цикличности при   выполнении физической нагрузки  в соответствии с показаниями:  чередование упражнений с отдыхом, упражнения на расслабление;

    9) всестороннего воздействия на  организм с целью совершенствования  механизмов регуляции и адаптации  к физическим нагрузкам;

    10) учета возрастных особенностей: при комплектовании групп детей с одинаковой патологией возрастной шаг должен составлять один год. 

    14 

    Комплекс  упражнений при плоскостопии.

    Начинать  занятия лечебной физкультурой лучше  всего в раннем возрасте, когда  организм ребёнка ещё только формируется. Разучить комплекс упражнений поможет врач - ортопед.

    1. Попеременное сгибание и разгибание  стопы сидя.

    2. Верчение стоп.

    3. Так называемые качели. Попеременно  ребенок поднимается на пальцах  и опускается на пятки. 

    4. Ходьба только на пальцах. 

    5. Ходьба по гимнастической палке.

    6. Полуприседания на пальцах.

    7. Приседание на гимнастической  палке. 

    8. Для гимнастики потребуются два  мяча. Маленький очень полезно  1-3 минуты качать пальцами ног.  На большой (так называемый  медицинбол) ребенок должен стать и немного побалансировать, потом сделать, не сходя с мяча, несколько приседаний.

    10. Подскоки на пальцах. 

    11. Катание гимнастического обруча пальцами ног.

    12. Поднимание разных предметов  пальцами ног. 

    Существуют  также упражнения, не требующие специального оборудования, но лечебный эффект их огромен. Не обязательно выполнять все упражнения на одном занятии. Начинать тренировку можно с пяти-шести упражнений, а через 10 -15 дней постепенно добавлять по одному упражнению.  
 
 

    15 

    Заключение.

    Плоскостопие  означает полную потерю всех рессорных  функций стопы. Можно сравнить это с поездкой на двух машинах: с хорошими рессорами и с изношенными. В первой ухабы на дороге "отзовутся" лишь легким покачиванием, а во второй любая ложбинка - уже порядочная встряска. Вот такую встряску при ходьбе плоскостопие дает голени, тазобедренному суставу. Все это может привести к плачевному итогу - артрозу.

    Передний  отдел стопы практически невозможно укрепить массажем или гимнастикой, поможет только правильный подбор обуви - с широким мыском, жестким задником и каблуком, не перегружающим пальцы ног. При начальных степенях плоскостопия лучше не носить босоножки с открытыми пятками, мягкие шлепанцы, валенки. Лучше подойдут ботинки с твердой подошвой, небольшим каблуком и шнуровкой.

    Обязательно следить за массой тела, чтобы она не была выше нормы. Ослабленные мышцы вкупе с повышенным весом дают большую вероятность того, что свод будет опущен.

    Занятия физкультурой, безусловно, полезны  и детям с плоскостопием. Рекомендации по ограничениям здесь очень относительны. Например, коньковый лыжный ход, беговые коньки или тяжелая атлетика дают излишнюю нагрузку на свод стопы. С другой стороны, они не противопоказаны, если нет тяжелых клинических проявлений болезни - болей, отеков. Так, почти у всех конькобежцев со временем формируется плоскостопие, что не мешает им добиваться высоких спортивных результатов. Физическая нагрузка в любом случае развивает мышцы ног и укрепляет свод стопы. 
 

    16 

    Список  литературы.

1. Гишберг  Л.С. Применение лечебной физкультуры  при заболеваниях плоскостопием. М.: СМОЛГИЗ, 1998.

2. Козырева  О.В. Лечебная физкультура при  заболеваниях плоскостопием. М., 1993.

3. Мошков  В.Н. Лечебная физкультура в  клинике плоскостопия, М.,1992.

4. Справочник  практического врача. Под ред.  Т.Н. Савиновой. – М., 1999. 
 

Информация о работе Занятия физкультурой при плоскостопии