Тенденция развития физической культуры и спорта в период между I и II мировыми войнами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 00:39, реферат

Описание

Первая мировая война положила начало общему кризису капиталистической системы. Обострение противоречий капитализма во всех областях общественной жизни, усиление классовой борьбы, рост революционного и национально-освободительного движения оказали существенное влияние на развитие физической культуры и спорта в межвоенный период.

Работа состоит из  1 файл

Развитие физкультуры и спорта. Новые системы и методы физического воспитания..docx

— 24.28 Кб (Скачать документ)

    Тенденция развития  физической культуры  и спорта в период  между I и II мировыми  войнами

  Первая  мировая война положила начало общему кризису капиталистической системы. Обострение противоречий капитализма  во всех областях общественной жизни, усиление классовой борьбы, рост революционного и национально-освободительного движения оказали существенное влияние на развитие физической культуры и спорта в межвоенный период.

  Новая историческая обстановка, возникшая в результате победы Октябрьской социалистической революции в России, способствовала расколу мира на две противоположные  системы - капиталистическую и социалистическую. Это привело к образованию  двух различных направлений в  области физической культуры и спорта - социалистического и буржуазного, что явилось главной особенностью развития физической культуры и спорта между I и II мировыми войнами.

  К основным тенденциям развития физического воспитания в этот период следует отнести  следующие:

  1) дальнейшее  развитие и становление олимпийского  движения, совершенствование его  организационной структуры и  олимпийской программы, расширение  географии олимпийских игр.

  2) возникновение  политических партий способствую  развитию международного рабочего  спортивного движения, организации  и проведению Всемирных рабочих  Олимпиад.

  3) милитаризация  спортивно-гимнастического движения;

  распространение новых систем и методов, направленных на повышение вневойсковой военно-физической подготовки молодежи.

  Международное спортивное движение находилось в 1914 году на пороге своего развития. Хотя проведение международных встреч спортсменов, создание международных федераций  по видам спорта, олимпийские игры имели место на рубеже веков.

  Начавшаяся  в Европе первая мировая война  нарушила благоприятное развитие международных  связей. Последние крупные международные  легкоатлетические соревнования состоялись 4 августа 1914 года, т.е. в то время, когда  уже начали раздаваться первые выстрелы.

  За несколько  недель до начала войны спортивная общественность отметила в Париже 20-летие  образования МОД. Во время торжеств много говорилось о заветах древних  греков, о мире. Красивые слова так  и остались пустыми фразами.

  После начала I мировой войны в немецких газетах  говорилось о возможности проведения Олимпийских игр в Берлине  в 1916 году, однако вскоре германский оптимизм угас. Спортивная жизнь в Европе почти угасла. Крайне редко проводились  соревнования в Европейских странах, т.к. спортсмены вынуждены были надеть на себя военную форму. Спорт развивался главным образом на Американском континенте. В 1916 г. в Перу была основана первая континентальная футбольная федерация - КОНМЕБОЛ.

  Свержение царизма в России вызвало небывалый  подъем международного пролетариата. Революционное пламя перебросилось  на многие страны, прежде всего на Германию и Австро-Венгрию. Весной 1917 года в  Англию, Франции прокатилась волна  забастовок. Итоги Октябрьской революции  оказали огромное влияние на дальнейшее развитие, в том числе и в  области спорта.

  Империалистические  державы были едины в ненависти  к молодому Советскому государству. Результатом которой стала изоляция советских спортсменов - "санитарный кордон против коммунизма", - которая  продолжалась вплоть до 1946 года, то есть весь межвоенный период.

  Международные связи спортсменов Советского Союза  были ограничены встречами со спортсменами различных рабочих спортивных организаций. Важную роль в этом сыграло образование  в 1921 году в Москве Красного спортивного  интернационала.

  Возникновение первых рабочих спортивных организаций  относится еще к середине XIX века - Германия 1850 год. В 1878 году они были запрещены "исключительным законом  против социалистов", закрывшим все  партии, клубы, организации.

  Новый этап развития спортивных обществ был  начат в 90-е годы, 1893 г - Германский рабочий спортивный союз. Подобные в Венгрии, Франции, Чехии, Бельгии.

  Задача  движения - физическая и политическая подготовка рабочих масс к классовой  борьбе с буржуазией.

  В 1913 году в г. Генте (Бельгия) была предпринята попытка создания Международного рабочего спортивного центра, куда вошли бы руководители спортивных союзов Германии, Франции, Бельгии, Австро-Венгрии 

    Международное рабочее  спортивное движение

  Но лишь после I мировой войны вновь смогли вернуться к этому вопросу. Процесс  оформления международной рабочей  спортивной организации проходил в  сложной обстановке раскола в  рабочем движении. Наличие II, оппортунистического, реформистского Интернационала и III, коммунистического  Интернационала обусловило возникновение  двух центров в руководстве рабочим  спортом в мире.

  В 1920 г. в  Люцерне (Швейцария) состоялся конгресс рабочих спортивных организаций  Германии, Австрии, Франции, Бельгии, Венгрии  Финляндии и других стран, на котором  был утвержден Международный  рабочий союз спорта и физического  воспитания - Люцернский спортивный интернационал (ЛСИ). Руководители ЛСИ - социал-демократы, проводили политику отказа от революционной борьбы и сохранения политического нейтралитета. Боясь революционного влияния советского физкультурного движения на рабочие массы, советскому государству было отказано в приеме в эту организацию.

  В 1921 году в Москве был созван новый международный  конгресс рабочих спортивных организаций, где присутствовали делегаты Советского Союза, Чехословакии, Германии, Франции, Венгрии, Финляндии, Италии и др. стран. На конгрессе был основан Международный  союз рабоче-крестьянских организаций  физической культуры - Красный спортивный интернационал. Председателем КСИ  был избран Подвойский Н.И. Главное направление деятельности КСИ - объединение всех рабочих спортивных организаций, стоящих на платформе классовой борьбы, соединение занятий спортом с политическим и идейным просвещением, установление интернациональных связей с рабочими спортивными организациями всех стран. К 1926 году были подписаны соглашения о сотрудничестве с Ц5 странами, предусматривающие проведение спортивных соревнований, обмен делегациями и т.д.

  На протяжении всего межвоенного периода между  ЛСИ и КСИ велась упорная политическая и идеологическая борьба.

  Таким образом, в мире образовалось два международных  рабочих спортивных интернационала, принципиально различающихся по своим целям и задачам. В большинстве  стран были организованы их спортивные секции. Одни из них находились под  влиянием ЛСИ, другие - КСИ. Основные секции ЛСИ составляли рабочие спортивные организации дофашистской Германии и Австрии (более I млн. чел.). КСИ главную  опору имел в лице советского физкультурного движения и секции в 70 странах мира. С 1922 года спортсмены КСИ проводили  встречи во Франции” Германии, Финляндии, Москве.

  В 1925 году Люцернский спортивный интернационал организовал I спортивную рабочую Олимпиаду во Франкфурте-на-Майне. Советских спортсменов на эту олимпиаду не допустили. Спортивная блокада была прервана лишь в 1927-28 гг. на зимнем празднике спорта в Норвегии. В 1928 году спортсмены ЛСИ участвовали в I Спартакиаде в Москве: (612 спортсменов из 14 стран).

  Во II олимпиаде  рабочих-спортсменов в 1931 году в  Вене, приуроченной к открытию Съезда II Интернационала, спортсмены КСИ также  не участвуют.

  В 1934 году в Париже состоялся большой международный  антифашистский слет спортсменов, объединивший представителей двух международных  спортивных организаций. С приходом фашизма к власти в Германии рабочие  спортивные организации были распущены. Руководители ЛСИ стали говорить о совместном проведении соревнований и сотрудничестве.

  На слете  было принято решение об активизации  борьба с фашизмом и милитаризмом в спорте. Слет призвал бойкотировать  подготовку и проведение Олимпийских  игр в Берлине в 1957 г. в Антверпене (Бельгия) состоялась III Всемирная рабочая олимпиада, названная праздником единства рабочих спортсменов всех стран. На Олимпиаду ездила большая группа советских спортсменов. Это был триумф советского спорта, почти по всем видам призовые места. Особо следует отметить абсолютную чемпионку по спортивной акробатике Марию Тышко, которая начала заниматься спортом в Краснодарском клубе "Комсомолец".

  Олимпиада в Антверпене явилась последним  крупным спортивным соревнованием  рабочих

   

  Новые системы и методы физического воспитания

  (основная  гимнастика Н. Бука, австрийская  естественная гимнастика К. Гаульгофера и М. Штрайхер).

  Итоги первой мировой войны оказали большое  влияние и на развитие спортивно-гимнастического  движения в различных странах. Побежденные  страны (германия и её союзники) стали  готовиться к военному реваншу, используя  в этих целях и спортивно-гимнастическое движение. Страны-победители (США, Англия, Франция и др.) усилили милитаризацию спорта, готовясь к новой мировой войне. И в тех и в других странах началась организационная перестройка спортивных обществ, старые методы физического воспитания заменялись новыми, значительное внимание стало уделяться постановке физического воспитания в учебных заведениях и, особенно в школах.

  В США  в начале 20-х годов были приняты  законы об обязательном физическом воспитании в 41 штате. В Германии физическое воспитание было признано одним из главных школьных предметов. Во Франции, Англии, Италии были приняты законодательные акты, направленные на повышение вневойсковой военно-физической подготовки молодежи. Чисто гимнастические системы постепенно заменялись на спортивно-игровые. Снарядная гимнастика не могла удовлетворить потребности общества в послевоенные годы.

  Во многих странах в это время (Австрия, Польша, Германия, Литва Латвия, Дания  и др.) наряду с "естественным методом" Георга Эбера получили распространение основная гимнастика датчанина Нильса Бука и естественная школьная гимнастика, Карла Гаульгофера и Маргарет Штрайхер

  Система Н. Бука представляла собой модернизированный  вариант шведской гимнастики. Им широко использовались гимнастические снаряды (шведская стенка, скамейка, бум и  др.). В отличие от основоположников шведского направления Бук проводил занятия в необычайно быстром  темпе. Урок состоял из трех частей: I) упражнения без снарядов, 2) упражнения со снарядами; 3) упражнения в беге, ходьбе прыжках. Использовались упражнения с  партнером, применялся поточный метод.

  Основная  гимнастика Нильса Бука была создана  для того, чтобы "здоровых, но неловких деревенских парней так, "обработать" гимнастикой, чтобы они стали  ловкими и подвижными, природными к несению военной службы.

  В Европе из широкой шкалы систем физического  воспитания - модернизированных направлений  и сплавов немецкой, шведской, датской  и французской гимнастик, которые  основывались на создании биологического равновесия цивилизации и человеческого  организма, выделялась австрийская  школа. Её основателями и вдохновителями были Карл Гаульгофер и Маргарет Штрайхер.

  Гаульгофер и его сотрудники не только указывали на отсталость системы физического воспитания Яна - Эйзелена - Шписса, но и констатировали, что для ребят школьного возраста наиболее полезными являются игры и естественные движения.

  К. Гаульгофер используя исследования в области биологии и педагогики того времени, осуществляй реформу содержания предмета физических упражнений, с учетом психологических и эстетических потребностей молодежи к движению.

  В своих  трудах "Система школьной гимнастики" (1927) "Естественная гимнастика" (1930) австрийские педагоги определяли физическое воспитание как искусство, обучение которому протекаем в естественных природных условиях с применением  естественных физических упражнений. Они подробно разработали структуру  и содержание урока физического  воспитания для детей школьного  возраста, В него вошли следующие 3 группы упражнений:

  1) оживляющие (быстрая ходьба, бег, игры с  подпрыгиванием)

  2) Основные  упражнения для туловища, на равновесие, развития силы и ловкости,

  3) успокаивающие  (игры без бега, спокойная ходьба).

  Легкую  атлетику, борьбу, бокс, плавание, фехтование, зимние виды спорта, туризм и др. упражнения, которые можно проводить на открытом воздухе относили к основным средствам  ФВ.

  С успехом  применялись и элементы пластики (народный танец, ритмика, акробатика), простые массовые упражнения из сокольской гимнастики. Использовались как стилизованные  снаряды (брусья, турник), так и созданные  человеком препятствия (заборы, бочка).

Информация о работе Тенденция развития физической культуры и спорта в период между I и II мировыми войнами