Сущность понятия «Диагностика», её виды и их содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:28, контрольная работа

Описание

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

Содержание

Сущность понятия «Диагностика», её виды и их содержание.
2.Характеристика объективных показателей самоконтроля.
3.Понятие об активной мышечной деятельности и закаливании организма.
4.Основы методики проведения и оценки проб Штанге и Генчи.
5.Сущность понятия «Здоровый образ жизни».
6.Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Физкультура.docx

— 58.41 Кб (Скачать документ)

Закаливание, тренировка, укрепление и повышение  функциональных возможностей «человечка»  с первых шагов даст возможность  воспитать цельную личность с  устойчивой нервной системой, физически  крепкую, адаптированную к различным  невзгодам, взлетам и падениям, которые  могут встретиться на жизненном  пути.

Любовь  к физкультуре, спорту, движению как  раз и начинается с детства. Это  надо поощрять, подталкивать и направлять, чтобы зарожденная в виде инстинкта  радость в движении сохранилась  на всю жизнь.

«Движение -- жизнь» -- такой девиз должен быть в каждой семье, в каждом коллективе, учреждении и предприятии. Нельзя подавлять  потребности биологической природы. Целенаправленная двигательная активность -- это залог здоровья. Хотя бы раз  в неделю медленным бегом, быстрым  шагом или на велосипеде преодолевать дистанцию 1--3--5 км. Начинать с малых  нагрузок: если долгие годы не занимались физическими упражнениями, делать перерывы, не увлекаться и не перенапрягаться.

Испытав на себе влияние физических упражнений, этого чудодейственного эликсира молодости  и здоровья, человек любого возраста вряд ли бросит занятия ими.

Физические  упражнения воздействуют на мышечную систему, благотворно влияют на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную систему, пищеварение, обмен веществ, выделение и др. органы, т.е. воздействуют на весь организм.

Оздоровительное влияние физических упражнений будет  еще эффективней, если знать о  функциональных возможностях вашего организма.

Закаливание организма. Закаливание воздухом, водой, солнцем

Мощное  оздоровительное средство - закаливание. С его помощью можно избежать многих болезней, продлить жизнь и  на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни.

Особенно  велика роль закаливания в профилактики простудных заболеваний. Закаливание  оказывает общеукрепляющие действие на организм, повышает тонус центральной  нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Закаливание  повышает устойчивость организма к  неблагоприятным воздействиям холода, жары, пониженного атмосферного давления, солнечной радиации. Это особенно актуально в России с ее длительными  морозными периодами. Закаливание  основано на том, что человек может  адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды. При этом эффект от закаливания можно ожидать только в том случае, если воздействие  закаливающего фактора (например, холодной воды) будет систематическим, многократно  повторяющимся, а его дозировка -- постепенно повышающейся. Большое значение имеет постоянство закаливания. Если в течение какого-то времени  закаливающие процедуры не проводить, то степень закаленности организма  становится все ниже и постепенно в течение нескольких месяцев  сходит на нет. Начинать закаливать свой организм можно в любом возрасте. Чем раньше начинать закаливание, тем  лучше будут результаты.

Виды закаливания: В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: воздух, вода и солнце. Устойчивость организма следует вырабатывать ко всем природным факторам.

Закаливание воздухом

Наша  страна славится своими суровыми зимами. Поэтому для человека, живущего в  России, особое значение имеет повышение  устойчивости организма к холоду. Свежий холодный воздух при воздействии  на частично или полностью обнаженное тело человека раздражает нервные окончания  в коже, что рефлекторно способствует лучшему насыщению кислородом, усиливает  кожное дыхание и тренирует систему  терморегуляции. При этом в организме  повышается скорость обмена веществ, улучшаются сон и аппетит. Нельзя проводить  закаливание воздухом при острых заболеваниях с повышением температуры  тела, острых невритах или миозитах, а также при обострении хронических  заболеваний суставов (артрита, артроза) и ревматизма. Закаливание холодным воздухом рекомендуется начинать при  температуре воздуха выше +20 °С. Сначала  продолжительность процедуры должна составлять не более 10--15 мин, затем  ежедневно ее надо увеличивать на 10 мин, постепенно доводя до 1,5--2 ч. При  этом одеваться необходимо по погоде.

Солнечные ванны

Воздействие солнца на организм комплексно. Солнечное  излучение состоит из видимого света  и невидимых глазом инфракрасных и ультрафиолетовых лучей. Инфракрасное излучение при попадании на кожу вызывает повышение ее температуры. Ультрафиолетовые лучи оказывают на организм сложное биологическое  воздействие, улучшают обмен веществ, стимулируют деятельность нервной  и эндокринной систем, способствуют выработке в организме витамина D. Необходимо помнить, что солнечные ванны нельзя принимать при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней.

Солнечные ванны подразделяются на общие и  местные. При принятии общей ванны  солнечному облучению подвергается все тело, а при принятии местной  ванны -- только его часть. Проводить солнечные ванны следует в спокойном состоянии, лучше в полусидячем положении или лежа (на коврике, кушетке). При этом человеку необходимо периодически менять свое положение, чтобы солнечные лучи воздействовали на все части тела равномерно. Продолжительность процедуры в первый день не должна превышать 5 мин. Затем постепенно рекомендуется увеличивать количество времени, проводимого на солнце, доведя его в конечном итоге до 40--50 мин. Если солнечная ванна проводится не под прямыми солнечными лучами, а в тени, то начинать можно с 10 мин и постепенно довести время принятия процедуры до 1--2 ч. После принятия солнечной ванны желательно искупаться или принять душ. После купания солнечная ванна не рекомендуется.

Водные  процедуры

Водные  процедуры включают в себя душ, купание (ванны), обмывание, обливание, обтирание  и влажное укутывание. Закаливающий эффект этих процедур обусловлен раздражением водой нервных окончаний кожи. В ответ на это рефлекторно  возникает ответная реакция организма.

Для закаливания используется вода различных  температур -- от теплой (+37--39 °С) до холодной (менее +20 °С). В процессе изменения  температуры воды и времени воздействия  процедуры в организме человека возникают различные реакции. Это  и положено в основу закаливания, при котором чаще всего температуру  воды постепенно снижают от процедуры  к процедуре, доводя до максимально  переносимой. Кроме того, можно проводить  чередование воды различной температуры -- от холодной до горячей, и наоборот (контрастный душ). При этом организм привыкает к такому воздействию температур и с каждым разом отвечает все менее выраженной реакцией.

Перед проведением закаливания необходимо посоветоваться с лечащим врачом и постараться вылечить хронические  воспалительные заболевания. Водные процедуры  никогда нельзя проводить в период острого инфекционного или воспалительного  процесса и при обострении хронических  заболеваний. Необходимо подождать 2--3 недели после выздоровления.

Критериями  эффективности закаливания являются появление бодрости, прилив энергии, хорошее самочувствие, повышение  работоспособности. При систематическом  закаливании частота простудных и острых инфекционных заболеваний  значительно снижается, повышается работоспособность, улучшается настроение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Основы методики проведения и оценки проб Штанге и Генчи

Функциональная  проба - неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности.

Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении  с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные  реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального  состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.

Приводим наиболее часто  встречающиеся функциональные пробы, используемые в спортивной практике, а также пробы, которые можно  использовать при самостоятельных  занятиях физической культурой.

Функциональные пробы  позволяют получить информацию о  функциональном состоянии органов  дыхания. С этой целью применяют  спирометрию, ультразвуковое исследование, определение минутного и ударного объемов и другие методы исследования. Спирометрия - измерение жизненной емкости легких и других легочных объемов при помощи спирометра. Спирометрия позволяет оценить состояние внешнего дыхания.

Функциональная  проба Розенталя позволяет судить о функциональных возможностях дыхательной мускулатуры. Проба проводится на спирометре, где у обследуемого 4-5 раз подряд с интервалом в 10-15 с. определяют ЖЕЛ. В норме получают одинаковые показатели. Снижение ЖЕЛ на протяжении исследования указывает на утомляемость дыхательных мышц.

Проба Вотчала-Тиффно - функциональная проба для оценки трахеобронхиальной проходимости путем измерения объема воздуха, выдыхаемого в первую секунду  форсированного выдоха после максимального  вдоха, и вычисление его процентного  отношения к фактической жизненной  емкости легких (норма - 70-80 %). Пробу  проводят при обструктивных заболеваниях бронхов и легких. Коэффициент  использования кислорода - процентное отношение доли кислорода, используемой тканями, к общему содержанию его  в артериальной крови. Является важным показателем, характеризующим процессы диффузии через альвеолярно-капиллярные  мембраны (норма 40 %). Кроме того, по специальным  показаниям проводят бронхоспирографию (изучение вентиляции одного легкого, изолированного путем интубации  бронха); тест с блокадой легочной артерии  и измерением давления в ней (повышение  давления в легочной артерии выше 40 мм рт. ст. свидетельствует о невозможности  пневмоэктомии из-за развития после  операции гипертензии в легочной артерии).

Функциональные пробы  на задержку дыхания - функциональная нагрузка с задержкой дыхания  после вдоха (проба Штанге) или  после выдоха (проба Генчи), измеряется время задержки в секундах. Проба  Штанге позволяет оценить устойчивость организма человека к смешанной  гиперкапнии и гипоксии, отражающую общее состояние кислородообеспечивающих  систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого вдоха, а проба Генчи - на фоне глубоко выдоха. Используются для суждения о кислородном обеспечении организма и оценки общего уровня тренированности человека.

Оборудование: секундомер.

Проба Штанге. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят задержать дыхание на глубоком вдохе на максимально возможное для него время.

После проведения первой пробы  необходим отдых 2-3 минуты.

Проба Генчи. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят глубоко выдохнуть и задержать дыхание на максимально возможное для него время.

Оценка результатов тестирования проводится на основании таблиц (Таблица 1, Таблица 2). Хорошие и отличные оценки соответствуют высоким функциональным резервам системы кислородообеспечения человека.

Таблица 1. Ориентировочные  показатели пробы Штанге и Генчи

 
 

Мужчины

Женщины

 

Мужчины

Женщины

 

Возраст

Штанге

Генчи

Штанге

Генчи

Возраст

Штанге

Генчи

Штанге

Генчи

 

5

24

12

22

12

11

51

24

44

20

 

6

30

14

26

14

12

60

22

48

22

 

7

36

14

30

15

13

61

24

50

19

 

8

40

18

36

17

14

64

25

54

24

 

9

44

19

40

18

15

68

27

60

26

 

10

50

22

50

21

16

71

29

64

28

 
                     

Таблица 2. Оценка общего состояния  обследуемого по параметру пробы  Штанге

 

Оценка состояния испытуемого

Время задержки вдоха (с)

 

Отличное

Хорошее

Среднее

Плохое

больше 60

40 -- 60

30 -- 40

меньше 30

 
     

Показать на личном примере применение функциональной пробы (по выбору)

Я на личном примере применил функциональные пробы: проба Штанге и проба Генчи.

Проба Штанге: я задержала дыхание после глубокого вдоха на 1,2 мин., что соответствует здоровому человеку.

Проба Генчи: я задержал дыхание  после выдоха на 26 сек., что соответствует  здоровому человеку.

 

 

5. Сущность понятия «Здоровый образ жизни»

Поскольку здоровье населения республики - высшая национальная ценность, то и возрождение  наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Человек приходит в этот мир не только для  своего комфортного существования  и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Достойным существование человека на земле  помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным  достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или  болезней. Устав Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие  «здоровье» как «состояние полного  социального и духовного благополучия».

Для ребенка быть здоровым значит развивать  в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как  неблагоприятных факторов внешней  среды, так и своего внутреннего  мира.

Здоровый  образ жизни молодого поколения  является залогом здоровья нации  в целом. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность школы в целом и  педагогов-предметников, классных руководителей  в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Обязательными компонентами государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей и подростков являются:

1) научно-методическое обеспечение;

2) законодательная база и подзаконные  акты, обеспечивающие сохранение  и укрепление здоровья в процессе  обучения и воспитания;

3) создание условий для благоприятного  роста и развития детей в  школе;

4) использование здоровьесберегающих  образовательных технологий;

Информация о работе Сущность понятия «Диагностика», её виды и их содержание