Сущность понятия «Диагностика», её виды и их содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:28, контрольная работа

Описание

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

Содержание

Сущность понятия «Диагностика», её виды и их содержание.
2.Характеристика объективных показателей самоконтроля.
3.Понятие об активной мышечной деятельности и закаливании организма.
4.Основы методики проведения и оценки проб Штанге и Генчи.
5.Сущность понятия «Здоровый образ жизни».
6.Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Физкультура.docx

— 58.41 Кб (Скачать документ)

Преподаватель и тренер должны не реже одного раза в 1— 2 недели проверять  дневник самоконтроля спортсмена. Врач обязательно знакомится с ним  при повторных обследованиях  спортсмена.

Физическое развитие человека как процесс изменения и становления  морфологических и функциональных свойств зависит не только от его  наследственности, но и от условий жизни, воспитания, а также от физического воспитания с момента рождения. Недостатки физического развития каждого человека можно объяснить, даже попробовать обосновать их неизбежность, отчего молодому человеку легче не станет.

Но наряду с питанием большое  значение имеет и двигательная активность, характер и объем физических нагрузок Физиологические механизмы этого  влияния достаточно сложны, но в  несколько упрощенном изложении  они таковы.

        Под влиянием физических нагрузок улучшается кровоснабжение всех тканей, усиливается обмен веществ и, что особенно важно, в организме образуется биологически активное вещество — соматотропный гормон (СП). Этот гормон (соматотропин) влияет на увеличение длины костей и, следовательно, на рост человека. Непосредственным местом воздействия этого гормона на кость является ее концевое образование — эпифизарный хрящ, который постепенно заменяется наложением костного вещества, то есть происходит рост кости. Оптимальное механическое раздражение эпифизов усиливает действие гормона.

            Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой человек многократно ставится в условия для проявления таких волевых качеств, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина. Причем направленным подбором упражнений, выбором видов спорта и спортивных игр можно акцентирование воздействовать на человека, способствуя тем самым формированию определенных психических качеств и свойств личности. А теперь — о содержании таких перерывов для отдыха. Они могут быть пассивными и активными. Но оказывается, что пассивный отдых далеко не всегда более эффективен. Самоконтроль дисциплинирует человека, помогает ему своевременно оценивать изменения своего функционального состояния и строить свое поведение на основе субъективного прогноза и ряда объективных показателей. Наиболее доступные и в тоже время информативные показатели самоконтроля, дающие важную информацию, это частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), частота дыхания (ЧД), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), проба Мартине, ортостатическая проба, проба с задержкой дыхания, динамометрия.

ЧСС покоя. В норме у  здорового взрослого не тренированного человека частота сердечных сокращений колеблется пределах 60-89 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем  на 10 ударов меньше, чем стоя. У женщин пульс чаще на 7-10 ударов в минуту, чем у мужчин. У детей ЧСС  чаще, чем у взрослых. С возрастом  прослеживается тенденция к снижению ЧСС. Пульс менее 60 ударов в минуту (брадикардия) довольно часто регистрируется у спортсменов и особенно тренирующихся на выносливость, и составляет 40-50 ударов в минуту.  Частота пульса в состоянии относительного покоя выше 90 ударов в минуту (тахикардия) обычно указывает на патологию сердца или нарушение его нейрогуморальной регуляции. Для получения сравнительных данных необходимо измерять пульс всегда в одно и то же время, в одном и том же положении лежа, сидя или стоя, например, утром желательно измерять пульс в положении лежа сразу после сна, перед занятием физической культурой и после занятия сидя (стоя). Оптимальные физические нагрузки не должны вызывать увеличения ЧСС более чем на 75% от максимальной. Чтобы определить максимальную ЧСС, нужно воспользоваться формулой

ЧСС макс.= 220 - возраст в  годах

Например, для мужчин 20 лет  ЧСС мак = 220-20=200 уд/мин. 75% от 200 составит 150 уд/мин, (формула применима как  для мужчин, так и для женщин).

О динамике приспособляемости  организма к физической нагрузке можно судить по данным пробы Мартине, полученным до и после выполнения простейших упражнений - 20 глубоких приседаний за 30 секунд (приседая, вытянуть руки вперед, принимая исходное положение - опустить). До проведения их необходим 5-минутный отдых, после которого определяют частоту  пульса за 1 минуту. Далее выполняют 20 приседаний, по окончании их сразу  же в положении сидя считают частоту  пульса с 10-ти секундными интервалами  в течение 3-х минут. Восстановление нормальной частоты пульса к концу  первой минуты свидетельствует об удовлетворительной приспособляемости организма к  физической нагрузке. Если в течение 3-х минут пульс не восстановился - оценка приспособляемости неудовлетворительная.

Измерение частоты пульса хорошо дополнить данными АД.

Их определяют до выполнения пробы (в покое) и в восстановительный  период. В норме АД должно восстановиться до исходных величин не позднее третьей  минуты восстановительного периода.

Для определения должных  величин АД используют различные  формулы.

От 7 до 20 лет: АД сист. = 1,7 * возраст + 83

АД диаст. = 1,6 * возраст + 42

От 20 до 80 лет: АД сист. = 0,4 * возраст + 109

АД диаст = 0,3 * возраст + 67

В том случае, если обнаруживается, что АД сист. выше должной на 15 и  более мм рт. ст., а АД диаст. на 10 и  более, необходима консультация врача.

Предлагаются формулы  расчета АД с учетом пола, возраста и массы тела. (Душанин С.А).

Мужчины: АД сист. = 109 + 0,5 * возраст + 0,1 * масса тела 

АД дааст =74+0,1 * возраст + 0,15 * масса тела   

Женщины: АД сист. = 102 + 0,7*. возраст + 0,15 * масса тела 

АД диаст = 78 + 0,17 * возраст +0,1* масса тела

Самоконтроль АД очень  важно проводить при занятиях с силовыми и скоростными нагрузками, а также игровыми, сопровождающимися  большим психоэмоциональным напряжением, так как при перетренировках  и неполном восстановлении формируется  устойчивая гипертензия.

Частота дыхания - весьма индивидуальный показатель. У здорового человека ЧД равняется примерно 11-18 раз в  минуту. Она в основном зависит  от возраста, здоровья, уровня физической подготовленности. Для подсчета частоты  дыхания в покое за 1 минуту ладонь кладут так, чтобы она захватывала  нижнюю часть грудной клетки и  верхнюю часть живота. Дыхание  при этом должно быть равномерное, без  изменения частоты.

Для определения ЖЕЛ необходимо сделать максимальный вдох, а затем  выдох. При самоконтроле ЖЕЛ легко  определить с помощью спирометра. Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин она равна 3,5-5, у женщин - 2,5-4 литра. С улучшением функциональной подготовленности ЖЕЛ  увеличивается, а ее уменьшение свидетельствует  о неадекватности физической нагрузки.

Формулы расчета должной  ЖЕЛ (ДЖЕЛ) - 1 и 2 для интенсивно занимающихся физкультурой и спортом, 3 и 4 - для  не занимающихся физкультурой и спортом (Синяков А.Ф.).

Мужчины: (1)ДЖЕЛ= (31*рост)+(35*вес)-3000

(3) ДЖЕЛ = (31* рост) + (32 * вес) - (20 * возраст) - 2950

Женщины: (2) ДЖЕЛ= (25*рост) + (29*вес) - 2200

(4) ДЖЕЛ = (25*рост) + (26* вес) - (15*возраст) - 2150

 

НИИ пульмонологии Минздрава  России предложены формулы для людей 25-60 лет:

ДЖЕЛ для мужчин = (0,052 * рост) - (0,028 * возраст) - 3,2

ДЖЕЛ для женщин = (0,049 * рост) - (0,019 * возраст) - 3,76

В этих формулах рост исчисляется  в сантиметрах, возраст в годах, ДЖЕЛ в литрах.

В норме у здоровых лиц  ЖЕЛ фактическая может быть ниже должной на 10-15%, то есть составлять 90-85% от ДЖЕЛ. Фактическая ЖЭЛ, составляющая 84-70% от ДЖЕЛ, расценивается как умеренно сниженная, 69-50% - значительно сниженная, 49% и ниже - резко сниженная.Жизненный  индекс определяется соотношением ЖЭЛ  в миллилитрах к массе тела в килограммах. Средняя величина его у людей молодого возраста составляет 75 мл/кг у мужчин и 55 мл/кг у женщин. У спортсменов средние  величины этого индекса больше приведенных  значений. С возрастом жизненный  индекс уменьшается.

Функциональное состояние  системы дыхания позволяет оценить  проба с задержкой дыхания  на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи).

Проба Штанге заключается  в следующем: человек в положении  сидя делает глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80% от максимального), закрывает рот и  одновременно зажимает пальцами нос, задерживая дыхание (секундомер включается в конце  вдоха). В норме у здорового  человека она составляет не менее 50-60 секунд, у спортсменов 2-3 минуты.

При выполнении пробы Генчи  человек сидя с зажимом на носу, делает свободный выдох через  рот и сидит с закрытым ртом, не вдыхая, до появления неприятных ощущений. Момент вдоха через рот  фиксируется остановкой секундомера. В процессе занятий физической культурой  устойчивость к гипоксии повышается. Увеличение времени задержки дыхания  в динамике свидетельствует о  повышении функциональных возможностей организма. При хорошей физической подготовленности задержка может достигать 60-90 сек. При переутомлении этот показатель резко уменьшается. У не тренированных  людей проба Генчи составляет 25-30 секунд.

Оценивая результаты динамометрии, следует учитывать как абсолютную величину мышечной силы, так и относительную (к весу тела). Удобнее представлять величину мышечной силы в процентном выражении - силовой индекс. Например, сила правой руки (кисти) равна 52 кг, вес  тела 76 кг, тогда:

52 - 100 %

силовой индекс = ----------------- = 68,4

76

Для молодых нетренированных  мужчин (до 35 лет) этот показатель составляет 60-70% от веса тела. Для нетренированных  женщин (до 30 лет) силовой индекс составляет 45-50%.

 

3.Понятие об активной мышечной деятельности и закаливании организма

Физическая  культура -- это особая и самостоятельная  область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с  общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет  социальные потребности в общении, игре и развлечении, в некоторых  формах самовыражения личности через  социально-активную полезную деятельность.

Физическая  культура функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние  производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура оказывает имеет столь  же давнюю историю, как и общество, этот термин появился лишь в конце XIX в. Термин «физическая культура», как  и более общий термин «культура», не однозначен. Первоначально латинское  влияние на многие стороны жизни  общества -- медицину, педагогику, науку, военное дело. Хотя физическая культура слово CULTURA означало возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система  физических упражнений или как «воспитанная и развитая красота тела». Позже  понятие «физическая культура»  рассматривалось в более широком  аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование  естественных факторов природы солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд. Физическая культура, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с  духовным миром человека - его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным  состоянием, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мироощущением через двигательную деятельность. Она имеет большие потенциальные возможности для формирования целостной личности, сочетая единство духовного и физического. Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей. История физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды. Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение -- способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения, профессии.

Физическая  культура, является одной из составных  частей общей культуры, она возникает  и развивается одновременно и  наряду с материальной и духовной культурой общества.

Физическая  культура имеет 4 основные формы:

· физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка);

· восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;

· занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;

· высшее достижение в области спорта.

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое  общественное благо, как свободное  время. От того, как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота  его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место, т.к. физическая культура - это здоровье.

Физическая  культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов  труда и отдыха, т.е. это процесс  окультуривания человека.

Изменения в организме под влиянием мышечной деятельности

Физические  нагрузки при трудовых процессах, естественных движениях человека, занятиях спортом  оказывают влияние на все системы  организма, в том числе и на мышцы. Мышцы -- активная часть двигательного  аппарата. В теле человека насчитывается  около 600 мышц. Большинство из них  парные расположены симметрично  по обеим сторонам тела человека. Мышцы  составляют: у мужчин -- 42% веса тела, у женщин -- 35%, у спортсменов -- 45-52%. По происхождению, строению и даже функции  мышечная ткань неоднородна. Основным свойством мышечной ткани является способность к сокращению - напряжению составляющих ее элементов. Для обеспечения  движения элементы мышечной ткани должны иметь вытянутую форму и фиксироваться  на опорных образованиях (костях, хрящах, коже, волокнистой соединительной ткани  и т.п.). В различных видах спорта нагрузка на мышцы различна как по интенсивности, так и по объему. Она может быть связана с медленными или быстрыми движениями. В связи с этим и изменения, происходящие в мышцах, будут неодинаковы. Как известно, спортивная тренировка увеличивает силу мышц, эластичность, характер проявления силы и другие их функциональные качества. Вместе с тем иногда, несмотря на регулярные тренировочные занятия, сила мышц начинает снижаться и спортсмен не может даже повторить свой прежний результат. Поэтому очень важно знать, какие изменения происходят в мышцах под влиянием физической нагрузки, какой двигательный режим спортсмену рекомендовать; должен ли спортсмен иметь полный покой (адинамию), перерыв в тренировочном процессе, или минимальный объем движений (гиподинамию), или наконец, проводить тренировки с постепенным уменьшением нагрузки. Изменения в строении мышц у спортсменов можно определить методом биопсии (взятия особым способом кусочков мышц) в процессе тренировки. Эксперименты показали, что нагрузки преимущественно статистического характера ведут к значительному увеличению объема и веса мышц. Увеличивается поверхность их прикрепления на костях, укорачивается мышечная часть и удлиняется сухожильная. Происходит перестройка в расположении мышечных волокон в сторону более перистого строения. Количество плотной соединительной ткани в мышцах между мышечными пунктами увеличивается, что создает дополнительную опору. Кроме того, соединительная ткань по своим физическим качествам значительно противостоит растягиванию, уменьшая мышечное напряжение. При нагрузках преимущественно динамического характера вес и объем мышц также увеличиваются, но в меньшей степени. При пониженной нагрузке мышцы дряблыми, уменьшаются в объеме, капилляры их суживаются, в результате чего мышечные волокна истощаются, двигательные бляшки становятся меньших размеров. Длительная гиподинамия приводит к значительному снижению силы мышц. При умеренных нагрузках мышцы увеличиваются в объеме, в них улучшается кровоснабжение, открываются резервные капилляры. При явлениях хронического переутомления одновременно с возникновением новых мышечных волокон происходит распад и гибель уже имеющихся. Установлено, что гиподинамия действует отрицательно на мышцы. При постепенном же уменьшении нагрузок нежелательных явлений в мышцах не возникает. При тренировке начинающих спортсменов необходимо обращать особое внимание на развитие силы «ведущих» групп мышц.

Информация о работе Сущность понятия «Диагностика», её виды и их содержание