Сущность понятия «Диагностика», её виды и их содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:28, контрольная работа

Описание

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

Содержание

Сущность понятия «Диагностика», её виды и их содержание.
2.Характеристика объективных показателей самоконтроля.
3.Понятие об активной мышечной деятельности и закаливании организма.
4.Основы методики проведения и оценки проб Штанге и Генчи.
5.Сущность понятия «Здоровый образ жизни».
6.Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Физкультура.docx

— 58.41 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

1. Сущность понятия «Диагностика», её виды и их содержание.

2.Характеристика объективных показателей самоконтроля.

3.Понятие об активной мышечной деятельности и закаливании организма.

4.Основы методики проведения и оценки проб Штанге и Генчи.

5.Сущность понятия «Здоровый образ жизни».

6.Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность понятия «Диагностика», её виды и их содержание

         Термин “диагностика” происходит от греческих слов dia - между, врозь, через, gnosis - знание. В античном мире диагностами назывались люди, которые после сражения подсчитывали количество убитых и раненых. В эпоху Возрождения диагностика - уже медицинское понятие, означающее распознавание болезни. В ХХ веке это понятие стало широко использоваться в философии, а затем и в психологии, технике и других областях. В общем смысле диагностика - особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и познаванием единичного явления. Результат такого познавания - диагноз, то есть заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу.

          Диагностика - учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза; процесс постановки диагноза.

           Диагностика - это изучение работы организма, машины, любой сложной системы.

Диагностика - область специальных  знаний, связанных с разработкой  теории, методологии и методик  для точной оценки свойств, состояний  или уровня развития, достигнутого индивидом или группой.

         Под педагогической диагностикой мы понимаем процесс постановки диагноза, т.е. процесс установления уровня развития, образования и воспитанности школьников. Сущность педагогической диагностики - изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

         Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

          Для педагогической диагностики важно то, что воспитатель, и его воспитанник изменяются, взаимодействуют, вместе организуя учебно-воспитательный процесс. Поэтому, если учитель не застыл в своей “непогрешимости”, если он живет жизнью своих учеников, то и для него диагностика ученика превращается в диагностику их совместного движения от одной педагогической цели к другой. Так возникает сотрудничество в новой сфере, более широкой, чем учебная и воспитательная деятельность, поэтому для педагога диагностика начинает выполнять сразу две роли:

1) с помощью диагностики  прослеживается результативность  работы учителя и ученика,

2) диагностика из инструмента  познания превращается в инструмент  формирования.

          Различают диагностирование обученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом, педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения.

       Функциями педагогической диагностики являются:

- информационная функция  (сбор сведений о личности, коллективе  в целом);

- оценочная функция (установление  уровня образования, уровня развития  коллектива, уровня развития отдельного  качества личности и др.);

- корректирующая функция  (внесение частичных исправлений,  поправок в ход педагогического  процесса).

            К видам педагогической диагностики относятся:

- начальная педагогическая  диагностика (диагностика при  постановке конкретных задач,  в начале какого-то вида деятельности, в начальной стадии работы  с детьми);

- текущая педагогическая  диагностика (отслеживание хода  педагогического процесса на  разных его этапах);

- обобщающая педагогическая  диагностика (диагностика, при  подведении итогов определенного  периода жизнедеятельности коллектива  или личности, при анализе реализации  конкретной задачи и пр.).

       Суть педагогической диагностики заключается:

- в сборе информации  о субъекте диагностики; в сравнении  данной информации с предыдущей  об этом субъекте, возможно, с  описанием другого идентичного  субъекта;

- в анализе с целью  определения причин удач или  неудач в развитии, образовании,  формировании личности;

- в раскрытии и объяснении  смысла изменений, происходящих  в субъекте диагностики;

- в отношении учащимися  (их родителям, другим учителям) результатов диагностической деятельности;

- в проверке воздействия  различных диагностических методов  на субъект-объект диагностики.

       Таким образом, педагогическая диагностика - это деятельность по распознаванию состояний, изменений, происходящих в объект-субъекте диагностики, результата педагогического процесса.

        Объект диагностики - школьник - имеет общие и индивидуальные параметры развития. Надо учитывать всю сложность и противоречивость духовного мира школьника, его движение от простого к сложному, от детского к взрослому, от биологического к социальному и т.д. В бесконечном разнообразии мира человек не составляет исключения. Одинаковых людей не существует. Когда ребенок приходит в школу, он уже имеет ярко выраженную индивидуальность. Не будь ее - сама педагогическая диагностика была бы механической, однозначной.

         Однако было бы неправильным полагать, что в педагогической диагностике, прежде всего, изучается именно то индивидуальное своеобразие человека, которое отличает его от всех остальных. В психологии существует точное правило: всякое нормальное своеобразие есть неповторимая комбинация типичных проявлений психики (А.Г.Ковалев).

            И хотя типичных проявлений немало - от темперамента до типа памяти - комбинация типичных проявлений у каждого своеобразна, и это в значительной мере определяет общую и конкретную характеристику личности воспитанника. Все это дает педагогу возможность едиными педагогическими методиками изучать разных по воспитанности детей.

            Чтобы ответить, что именно надо изучать в конкретном ученике, следует знать определенный общественный эталон, по которому можно судить о воспитанности всех детей. Таким эталоном принято считать всесторонне развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Но воспитание не равнозначно развитию, здесь возможна подмена понятий. Различные компоненты воспитания - это пути педагогического воздействия на формирующуюся личность. А дадут ли они в совокупности всесторонне развитую личность - это еще не доказано, хотя бы потому, что реально нет людей, имеющих одинаковое или равноценное умственное, эстетическое, нравственное, физическое и трудовое развитие.

             Способности у каждого человека различны, естественно, кто-то будет интенсивнее развиваться в эстетическом, кто-то в интеллектуальном, кто-то в физическом отношении.

              Задачи диагностики:

1. Выяснение состояния  развитости соответствующего свойства.

2. Определение динамики  его развития и преобразования  в течение определенного периода  времени.

3. Установление тех реальных  изменений, которые произошли  под влиянием организованных  учебно-воспитательных воздействий.

4. Определение перспектив  развития свойства (качества).

5. Разделение обследуемых  (детей или групп) на категории  для дальнейшей дифференцированной  работы с ними с учетом достигнутых  результатов развития.

6. Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).

7. Определение одаренности  ребенка, его задатков, индивидуальных  способностей с целью принятия  своевременных мер по их развитию.

8. Сравнительный анализ  развивающего эффекта различных  систем воспитания и обучения  с целью выработки рекомендаций  для повышения их развивающей  функции.

Перечисленные задачи являются общими для диагностики.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Объективные показатели самоконтроля

            Из объективных признаков при самоконтроле регистрируются частота пульса, вес, потоотделение, данные спирометрии, динамометрии, реже определяется частота дыхания (так как трудно подсчитывать число дыханий у самого себя) или проводятся какие-либо пробы.

        Подсчет пульса нужно проводить утром в постели, а потом стоя (ортостатическая проба). В процессе нарастания тренированности происходит закономерное постепенное урежение частоты пульса, а также уменьшение величины реакции пульса на ортостатическую пробу. Эта общая тенденция может в отдельные дни нарушаться, что связано с нагрузкой предшествующего дня. Если имеются резкие и продолжительные нарушения, спортсмен должен посоветоваться с врачом.

              Необходимо также, чтобы спортсмен периодически подсчитывал пульс после определенных спортивных нагрузок. У хорошо тренированных спортсменов даже после очень больших нагрузок частота пульса не превышает обычно 180—200 уд. в 1 мин. Длительность восстановления частоты пульса после определенных спортивных нагрузок служит важным показателем функционального состояния спортсмена.

             Определение веса (путем взвешивания) достаточно проводить 1—2 раза в неделю. Исключение составляют те случаи, когда необходимо строго регулировать вес в соответствии с весовой категорией в период соревнований (у боксеров, борцов, штангистов). Проверку веса лучше всего проводить утром, натощак (после опорожнения мочевого пузыря и кишечника). Если практически это не всегда возможно, то следует взвешиваться всегда в одно и то же время дня на одних и тех же весах, без одежды.

              За счет освобождения организма от излишков воды и жира в первом периоде тренировки вес обычно снижается. Нарастание уровня тренированности сопровождается постепенной стабилизацией веса, причем в большинстве случаев состояние спортивной формы сочетается с наименьшим для данного лица весом. Те или иные отклонения от общей закономерности следует оценивать весьма осторожно.

              Огромное значение имеет питание. Обильное питание в период достигнутой спортивной формы может вызвать необычное для данного состояния увеличение веса тела. Чрезмерное падение веса, которое непосредственно не связано с ошибками в методике и нагрузке занятий, может быть обусловлено неправильным общим режимом и недостаточным питанием.

               Следует также рекомендовать спортсменам периодически проводить взвешивание до и после тренировок и соревнований. Потери веса при больших физических нагрузках обычно не превышают 2—3% веса спортсмена, хотя могут быть и больше. На величину снижения веса оказывают влияние: объем и интенсивность нагрузки, уровень тренированности, температура и влажность воздуха, а также одежда, в которой проводятся занятия. Резкое снижение веса после занятий в периоде достигнутой спортивной формы при неизменности всех прочих условий должно быть зафиксировано в дневнике самоконтроля и обсуждено совместно с врачом.

                 Потоотделение может служить косвенным показателем уровня тренированности. Поэтому следует тщательно отмечать степень потливости: умеренную, значительную, чрезмерную. С ростом уровня тренированности по мере освобождения организма от излишков воды потливость уменьшается. Усиление ее в период достигнутого высокого уровня тренированности (если не изменяется температура и влажность воздуха) нередко является одним из признаков неблагополучия в состоянии вегетативной нервной системы. Последнее может быть связано, в частности, с перетренированностью. Вместе с тем нужно учитывать, что на потоотделение значительное влияние может оказывать питьевой режим.

              Поскольку на изменение самочувствия и отдельные показатели функционального состояния организма могут влиять нарушения общего режима или отклонения в учебно-тренировочном процессе, такого рода отклонения должны фиксироваться в дневнике. Если во время тренировки человек фиксирует временные или другие параметры, то необходимо записывать их, а в некоторых случаях и сопоставлять со сдвигами частоты пульса и быстроты его восстановления.                                                                    Гинекологический самоконтроль является обязательной частью самоконтроля женщин, систематически занимающихся физическими упражнениями, спортом. Из месяца в месяц спортсменка должна регистрировать основные показатели, характеризующие течение менструального цикла (периодичность, количество дней, наличие болезненности или каких-либо других отклонений). Данные гинекологического самоконтроля оказывают огромную помощь при решении вопроса о правильном режиме занятий женщин в менструальном периоде.

Информация о работе Сущность понятия «Диагностика», её виды и их содержание