Скоростные способности и методика их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание

Цель работы. Рассмотреть характеристику и методику воспитания скоростных способностей.
Задачи работы.
1. Определить понятие о скоростных способностях, их виды;
2. Определить средства развития скоростных способностей;

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Общая характеристика понятия «двигательные способности»......................4
1.1 Физические качества и двигательные способности.......................................4
1.2 Классификация двигательных способностей.................................................8
2. Теоретические основы скоростных способностей.........................................13
2.1 Понятие о скоростных способностях, их виды............................................13
2.2 Механизмы, обеспечивающие скоростные способности............................14
2.3 Задачи развития скоростных способностей..................................................17
2.4 Средства развития скоростных способностей..............................................18
3. Методика развития скоростных способностей...............................................20
3.1 Методы воспитания скоростных способностей...........................................20
3.2 Способы измерения уровня развития скоростных способностей...............21
3.3 Особенности методики развития скоростных способностей......................22
Заключение.............................................................................................................30
Список использованной литературы...................................................................32

Работа состоит из  1 файл

Аниса курсач.docx

— 64.00 Кб (Скачать документ)

Сложные двигательные реакции  встречаются в видах спорта, характеризующихся  постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). В  сложных реакциях выделяют: реакцию  на движущийся объект (мяч, шайба и  т.п.) и реакцию «выбора» (когда  из нескольких возможных действий требуется  мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2003).

Период реакции на движущий объект складывается из четырех элементов:

1. Человек должен увидеть  движущий объект (мяч, игрока).

2. Оценить направление  и скорость его движения.

3. Выбрать план действий.

4. Начать его осуществление.

Основная доля этого времени (более 80%) уходит на зрительное восприятие, т.е. на умение увидеть предмет. Для  тренировки этой способности используются упражнения, при выполнении которых  следует:

– постоянно увеличивать скорость движения объекта;

– сокращать дистанцию между объектом и занимающимся;

– уменьшать размеры движущегося объекта.

Реакции выбора связана с выбором двигательного ответа из нескольких возможных. Время реакции выбора во многом зависит от большого запаса тактических действий и технических приемов (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

Для развития быстроты реакции  на движущийся объект можно использовать подвижные игры с небольшим (например, с теннисным) мячом и спортивные игры, но основными средствами тренировки все-таки являются упражнения, специфичные  для каждого конкретного вида профессиональной (или спортивной) деятельности.

Развитие и совершенствование  реакции выбора связано с принятием  необходимого двигательного решения  из нескольких возможных вариантов. Сложность осуществления реакции  выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки. Например, в  рукопашной схватке противник может  атаковать любой рукой или  ногой в самой неожиданной  последовательности. Аналогичная ситуация может сложиться и при атакующих  действиях в волейболе, футболе  и в других играх (Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А., 1994).

Для развития быстроты реакции  с выбором следует:

1. Постепенно усложнять  характер ответных действий и  условия их выполнения. Например, сначала обучают выполнять защиту  в ответ на заранее обусловленный  удар, затем ученику предлагают  реагировать на одну из двух  возможных атак, затем трех и  т.д.

2. Развивать способность  предугадывать действия противника. Другими словами, реагировать  не столько на соперника или  партнера, сколько на малозаметные  движения (осанку, мимику, эмоциональное  состояние и т.п.) (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

 

    • Методика развития скорости одиночного движения и частоты движения

Быстрота одиночного движения проявляется в способности с  высокой скорость выполнять отдельные  двигательные акты. Это, например, скорость движения ноги при ударе по футбольному мячу, скорость движения руки при ударе по волейбольному мячу или при метании копья.

Наибольшая быстрота одиночного движения достигается при отсутствии добавочного внешнего сопротивления. С увеличение внешнего сопротивления  повышение скорости движений достигается  за счет повышения мощности проявляемых  при этом усилий. Последняя определяется взрывными способностями мышц. В данном случае развитие быстроты одиночного движения целесообразно проводить совместно с развитие силовых способностей, используя упражнения с отягощениями (утяжеленные перчатки у боксера, утяжеленную обувь в прыжка и т.п.). Но подобные упражнения следует применять лишь после того, как будет хорошо освоена техника основного навыка без отягощения.

Наряду с усложнением  условий используют также облегченные  условия: а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних  сил (например, непосредственная помощь преподавателя или партнера с  применением подвесных лонж и  без них (в гимнастических упражнениях);

б) ограничивают сопротивление  естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.);

в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.).

Эффективным методом является контрастный (вариативный) метод, предполагающий чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, обычных  и облегченных условиях. В циклических  видах физических упражнений (бег, плавание и др.) скорость передвижения зависит  от оптимального соотношения длины  шага и темпа движений (частота  движений в единицу времени). Оба  эти показателя тренируемы, но каждый имеет свою природу и методику развития. Если длина шага определяется силовыми и скоростно-силовыми показателями, то темп отражает скоростную характеристику. Темп зависит от состояния нервной  системы, возможностей опорно-двигательного аппарата, способности мышц к расслаблению u1080 и переключению.

Для повешения темпа используются следующие методические приемы: повторное  выполнение циклических упражнений с максимальной частотой шагов; повторное  выполнение циклических упражнений с различной частотой шагов и  фиксированием времени; игры и эстафеты; упражнения на расслабление (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

 

    • Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей

Большая часть двигательных действий требует проявления всех скоростных способностей (в беге, прыжках, ведении  и броске мяча и др.). Методы тренировки включают в себя не только раздельное развитие скоростных способностей, но и комплексное их применение.

При развитии комплексных  скоростных способностей ведущим является повторный метод с проявлением  в упражнениях максимальной скорости и «полным» интервалами отдыха между  ними. Не менее важное значение имеет игровой и соревновательные методы, использование которых создает дополнительный стимул для предельного проявления скоростных способностей за счет повышения интереса, мотивации, эмоционального подъема.

Эффективным методом повышения  скоростных способностей является вариативный  метод, предполагающий чередование  скоростных упражнений в затрудненных, облегченных и обычных условиях. В практике нередко приходится наблюдать  остановку в росте результатов  – «скоростной барьер».  Одной из причин этого явления следует считать применение одних и тех же методов, методических приемов, средств и условий занятий. В результате возникают условия к образованию двигательного динамического стереотипа, т.е. стойкой системности нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Это приводит к стабилизации скоростных параметров движений. Для предупреждения «скоростного барьера» на занятиях с детьми не следует спешить с узкой специализацией и использовать средства и методы при их широкой вариативности. Для преодоления скоростного барьера создают облегченные условия, в которых бы спортсмен превысил свою наивысшую скорость. В ряде случаев целесообразным оказывается прекращение на некоторое время занятий в избранном виде спорта и переключение на иные виды физических упражнений, с помощью которых можно повысить уровень скоростных способностей (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

 

 

 

Заключение

 

1. Завершая работу можно  сделать вывод, что скоростные способности – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.

Различают элементарные и  комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся четыре вида скоростных способностей:

  • Способность к быстрому реагированию на сигнал.
  • Способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью.
  • Способность к быстрому началу движения (то, что в практике иногда называют резкостью).

2. Средствами развития  скоростных способностей являются  упражнения, выполняемые с предельной  либо около предельной скоростью  (т.е. скоростные упражнения). Они  делятся на три основные группы:

I. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей;

II. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей;

III. Упражнения сопряженного воздействия;

Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению  темпа движений; бег под уклон  за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе  за счет сокращения размаха, а затем  постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.

3. Основными методами  воспитания скоростных способностей  являются: методы строго регламентированного  упражнения; соревновательный метод;  игровой метод.

Методы строго регламентированного  упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

Соревновательный метод  применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы – уравнительные соревнования) и финальных соревнований.

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Бубэ Х. Тесты в спортивной практике / Бубэ Х., Фэк Г., Штюблер Х., Трогш Ф. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 240 с.

2. Верхошанский, Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В.Верхошанский // культуры. – 1998. – № 7. – С. 41-54.

3. Верхошанский, Ю.В. Исследование закономерностей процесса становления спортивного мастерства в связи с проблемой оптимального управления многолетней тренировкой (на материале скоростно-силовых видов спорта): дис. … д-ра пед. наук / Ю.В. Верхошанский. – М., 1972. – 326 с.

4. Волков Л.В. Обучение  и воспитание юного спортсмена. – Киев: Здоровье, 1984. – 180 с.

5. Годик М.А. Спортивная  метрология: Учебник для институтов  физ. культ. – М.: Физкультура  и спорт, 1988. – 192 с.

6. Гомельский А.Я. Звание обязывает // Спортивные игры. – 1983. - №1.

7. Ильин Е.П. Психофизиология  физического воспитания. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

8. Кондрашин В.П., Корягин В.М. Особый тренинг // Спортивные игры. – 1977. - №2.

9. Корягин В.М. Опираясь на эксперимент // Спортивные игры. – 1978. - №3.

10. Матвеев Л.П. Теория  и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

11. Толковый словарь спортивных  терминов. Около 7400 терминов. / Под  ред. Суслова Ф.П., Вайцеховского С.М. – М.: Физкультура и спорт, 1993. – 352 с.

12. Эмоционально-волевая  подготовка спортсменов / Под ред. А.Т. Филатова. – Киев: Здоровья, 1982. – 296 с.

13. Еркомайшвили И. В. Основы теории физической культуры: курс лекций.- Екатеринбург,2004.-192с.

14. Физическая культура: Учебное  пособие для студ. высш. учеб. заведений 2-6 изд.,перераб/ Под ред. В. Д. Дашинорбоева.- Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ 2007.-229c.

15. Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента. - М.:Альфа-М,2003.-418с.

16. СоколоваВ.А, Юшкевича Т. П., Э.П.Позюбанова. «Методика тренировки в легкой атлетике» уч. пособие под ред.– Мн., 1994.-198с.

17. Смирнов В. М., Дубровский  В. И. Физиология физического  воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 608с.

18. Давыдов В. Меры безопасности  на уроках физической культуры. - М.: Советский спорт, 2007.-80с.

19. Захаров Е.Н., Коросев А.В.,Сафонов А.А. под ред. А.В.Карасева «Энциклопедия физической подготовки» – М,1994.-250с.

20. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. - М., Советский спорт,2009.-200с.

21. Холодов Ж.К., Кузнецов  В.С. Теория и методика физического  воспитания и спорта: Учебное  пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,2000.-480с.

22. Спортивная гимнастика (мужчины и женщины): Примерная  программа спортивной подготовки  для детско - юношеских школ олимпийского  резерва и школ высшего спортивного  мастерства.- М.: Советский спорт,2005.-420с.

23. Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода ее решения // Психологический журнал, 1987, №2, с. 38.

24. Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 608с.

25. Давыдов В. Меры безопасности  на уроках физической культуры. - М.: Советский спорт, 2007.-80с.

 

 


Информация о работе Скоростные способности и методика их развития