Скоростные способности и методика их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание

Цель работы. Рассмотреть характеристику и методику воспитания скоростных способностей.
Задачи работы.
1. Определить понятие о скоростных способностях, их виды;
2. Определить средства развития скоростных способностей;

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Общая характеристика понятия «двигательные способности»......................4
1.1 Физические качества и двигательные способности.......................................4
1.2 Классификация двигательных способностей.................................................8
2. Теоретические основы скоростных способностей.........................................13
2.1 Понятие о скоростных способностях, их виды............................................13
2.2 Механизмы, обеспечивающие скоростные способности............................14
2.3 Задачи развития скоростных способностей..................................................17
2.4 Средства развития скоростных способностей..............................................18
3. Методика развития скоростных способностей...............................................20
3.1 Методы воспитания скоростных способностей...........................................20
3.2 Способы измерения уровня развития скоростных способностей...............21
3.3 Особенности методики развития скоростных способностей......................22
Заключение.............................................................................................................30
Список использованной литературы...................................................................32

Работа состоит из  1 файл

Аниса курсач.docx

— 64.00 Кб (Скачать документ)

 

2.3 Задачи развития  скоростных способностей

 

Первая задача состоит  в необходимости разностороннего  развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных  действий) в сочетании с приобретением  двигательных умений и навыков, которые  осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для  педагога по физической культуре и  спорту важно не упустить младший  и средний школьный возраст –  сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия  на эту группу способностей.

Вторая задача – максимальное развитие скоростных способностей при  специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где  скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег  на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача – совершенствование  скоростных способностей, от которых  зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций  оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные способности  весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах  весьма ограничена.  В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем – через воспитание силовых и с ко ростно – силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2003).

 

2.4 Средства развития  скоростных способностей

 

Средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые  с предельной либо около предельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы (Лях В.И., 1997):

1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).

3. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).

В спортивной практике для  развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что  и для развития взрыв ной силы, но без отягощения или с таким  отягощением, которое не снижает  скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют  с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.

Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению  темпа движений; бег под уклон  за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе  за счет сокращения размаха, а затем  постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.

Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются  три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые  используются для развития скорости отдельных движений, в том числе  для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2003).

 

 

 

3. Методика развития  скоростных способностей

 

3.1 Методы воспитания  скоростных способностей

 

Основными методами воспитания скоростных способностей являются: методы строго регламентированного упражнения; соревновательный метод; игровой метод.

Методы строго регламентированного  упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4–5 с) и движения с меньшей интенсивностью – вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют  скорость. Это повторяют несколько  раз подряд.

Соревновательный метод  применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы – уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера» (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2003).

 

3.2 Способы измерения  уровня развития скоростных способностей

 

Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: для оценки простой и сложной реакции; для  оценки скорости одиночного движения; для оценки быстроты движений в разных суставах; для оценки скорости, проявляемой  в целостных действиях, чаще всего  в беге на короткие дистанции.

Контрольные упражнения для  оценки простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала и способов ответа. Время реакции на свет, звук, прикосновение определяется с помощью различных реакциометров, измеряющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования.  Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (реакции в играх и единоборствах).

В лабораторных условиях время  выбора измеряют с помощью слайдов  с игровыми или боевыми ситуациями, которые предлагаются испытуемому. Оценив ситуацию, последний реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.

Контрольные упражнения для  оценки скорости одиночных движений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры.

Контрольные упражнения для  оценки максимальной частоты движений. Частоту движений ног, рук оценивают с помощью теппинг-тестов. Регистрируется число движений за 5–20 с.

Контрольные упражнения для  оценки скорости, выполняемой в целостных  двигательных действиях. Бег на 30. 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (Холодов Ж.К., 2000).

 

 

3.3 Особенности  методики развития скоростных  способностей

 

    • Методика развития быстроты двигательных реакций

Быстрота двигательных реакций может быть простой и сложной. Простая реакция – это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (зрительный, слуховой, тактильный). Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции – временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения.

Основной метод при  развитии быстроты реакции – метод  повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования (Менхин Ю.В., 2006).

Упражнения на быстроту реакции  вначале выполняют в облегченных  условиях (учитывая, что время реакции  зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя  облегченные исходные положения  и т.д.). Например, в легкой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции  на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении  высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.

Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно  направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее  или защитное действие, элементы игровых  действий и т.п.).  Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации) (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2003).

В простой двигательной реакции  выделяют два основных ее компонента:

1. Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации двигательных действий в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции практически не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.

2. Моторный, за счет совершенствования которого, в основном, и происходит сокращение времени реагирования.

Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях  улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних  ситуациях, будут быстро реагировать  и в других (Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А., 1994).

Чтобы избежать чрезмерной стабилизации быстроты простой реакции, необходимо использовать, особенно с  детьми школьного возраста, игровой  метод, который предполагает выполнение заданий в условиях постоянного  и случайного изменения ситуаций. Простые реакции обладают свойством  переноса: если человек быстро реагирует  на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них  и в других ситуациях (Менхин Ю.В., 2006).

Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции  наиболее эффективны повторный, расчлененный и сенсорный методы.

Повторный метод заключается  в максимально быстром повторном  выполнении тренируемых движений по сигналу. Продолжительность таких  упражнений не должна превышать 4–5 секунд. Рекомендуется выполнять 3–6 повторений тренируемых упражнений в 2–3 сериях.

Расчлененный метод сводится к аналитической тренировке в  облегченных условиях быстроты реакции  и скорости последующих движений.

Например, при совершенствовании  старта в спринтерском беге, возможна следующая схема использования расчлененного метода тренировки быстроты реакции на стартовый сигнал:

1. Сначала выполняется  бег со старта под команду  с контролем времени в облегченных  условиях (со специальных колодок,  под уклон или с помощью  тяги растянутого вперед резинового  амортизатора).

2. Затем выполняется бег  со старта на 10–20 м самостоятельно, без команды, но с контролем времени бега, для отработки стартового ускорения.

3. В заключение выполняется  групповой старт на 20–50 м, реагируя по движению одного из участников забега. «Лидер» меняется по очереди в каждом забеге.

Сенсорный метод основан  на тесной связи между быстротой  реакции и способностью к различению микроинтервалов времени. Этот метод направлен на развитие способности различать отрезки времени порядка десятых и, даже, сотых долей секунды. Тренировка по этому методу подразделяется на три этапа:

1. На первом этапе занимающиеся выполняют двигательное задание с максимальной быстротой. После каждой попытки руководитель сообщает время выполнения упражнения.

2. На втором этапе повторяется  выполнение первоначального двигательного  задания, но занимающиеся самостоятельно  оценивают по своим ощущениям  быстроту его реализации, а затем  сравнивают свои оценки с реальным  временем выполнения упражнения. Постоянное сопоставление своих  ощущений с действительным временем  выполнения упражнений совершенствует  точность восприятия времени.

3. На третьем этапе  предлагается выполнять задание  с различной, заранее определенной  скоростью. Результат контролируется  и сравнивается. При этом происходит обучение свободному управлению быстротой реагирования.

Сложность расчлененного  и сенсорного методов тренировки быстроты реакции состоит в том, что для их реализации необходимы определенные технические средства: электронные секундомеры с автоматической регистрацией начала и конца выполнения задания под команду и без  команды (Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А., 1994).

Информация о работе Скоростные способности и методика их развития