Скоростные способности и методика их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание

Цель работы. Рассмотреть характеристику и методику воспитания скоростных способностей.
Задачи работы.
1. Определить понятие о скоростных способностях, их виды;
2. Определить средства развития скоростных способностей;

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Общая характеристика понятия «двигательные способности»......................4
1.1 Физические качества и двигательные способности.......................................4
1.2 Классификация двигательных способностей.................................................8
2. Теоретические основы скоростных способностей.........................................13
2.1 Понятие о скоростных способностях, их виды............................................13
2.2 Механизмы, обеспечивающие скоростные способности............................14
2.3 Задачи развития скоростных способностей..................................................17
2.4 Средства развития скоростных способностей..............................................18
3. Методика развития скоростных способностей...............................................20
3.1 Методы воспитания скоростных способностей...........................................20
3.2 Способы измерения уровня развития скоростных способностей...............21
3.3 Особенности методики развития скоростных способностей......................22
Заключение.............................................................................................................30
Список использованной литературы...................................................................32

Работа состоит из  1 файл

Аниса курсач.docx

— 64.00 Кб (Скачать документ)

Несмотря на усилия учёных, длящиеся уже около столетия, пока не создана единая общепринятая классификация  физических (двигательных) способностей человека. Наиболее распространённой является их систематизация на два  больших класса. Кондиционные или  энергетические (в традиционном понимании  физические) способности в значительно  большей мере зависят от морфологических  факторов, биомеханических и гистологических  перестроек в мышцах и организме  в целом.  Координационные способности преимущественно обусловлены центрально-нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управления и регулирования). Отметим также, что ряд специалистов скоростные способности и гибкость не относят к группе кондиционных способностей, а рассматривают и как бы на границе двух классов (Менхин, Ю. В, 2006).

Следует различать абсолютные (явные) и относительные (скрытые, латентные) показатели двигательных способностей. Абсолютные показатели характеризуют  уровень развития тех или иных двигательных способностей без учета  их влияния друг на друга. Относительные  показатели позволяют судить о появлении  двигательных способностей с учетом этого явления. Например, к абсолютным (явным) показателям относятся скорость бега, длина прыжка, поднятый вес, длина  преодоленной дистанции и т.д.  Относительными (скрытыми) показателями способностей являются, например, показатели силы человека относительно его массы, выносливость бега на длинную дистанцию с учетом скорости, показатели координационных способностей в отношении к скоростным или скоростно-силовым возможностям конкретного индивида. Абсолютных и относительных показателей двигательных способностей представлено довольно много. Учителя физической культуры должны знать, чему равны абсолютные и относительные показатели физических способностей детей и юных спортсменов. Это поможет им определить явные и скрытые двигательные возможности в подготовке своих учеников, видеть, что именно развито недостаточно – координационные или кондиционные способности, и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебного процесса.

Вышеназванные способности  можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциально существующими  способностями), и как проявляющейся  реально, в начале и в процессе выполнения этой деятельности (актуальные двигательные способности). В этой связи  проверочные тесты всегда дают информацию о степени развития у индивида актуальных физических способностей. Чтобы на основании тестов получить представление о потенциальных  способностях, необходимо проследить за динамикой показателей актуальных способностей в течение нескольких лет. Если ученик сохраняет всегда высокое  ранговое место в своём классе или прогрессирует, заметно опережая сверстников в ходе тренировок, –  это признак высоких потенциальных  возможностей (Волков В.М., 1993).

В.И. Лях (1983) отмечает, что с определённой долей условности можно говорить об элементарных и сложных двигательных способностях. Элементарными являются координационные способности в беге или задания на статическое равновесие, быстрота реагирования в простых условиях, гибкость в отдельных суставах и др., а более сложными – координационные способности в единоборствах и спортивных играх, быстрота реагирования или ориентации в сложных условиях, выносливость в длительном беге и др.

Двигательные способности  делятся на следующие виды: специальные, специфические и общие. Специальные  двигательные способности относятся  к однородным группам целостных  двигательных действий: бегу, акробатическим и гимнастическим упражнениям на снарядах, метательным двигательным действиям, спортивным играм. Так различают  специальную выносливость к бегу на короткие, средние и длинные  дистанции, говорят о выносливости баскетболиста, штангиста и т.п. Координационные, силовые и скоростные способности  ведут себя также неодинаково  в зависимости о того, в каких  двигательных действиях они проявляются.

О специфических проявлениях  физических способностей можно говорить как о компонентах, составляющих их внутреннюю структуру. Попытки описать  структуру каждой отдельной двигательной способности пока еще не являются завершенными. Тем не менее установлено, что структура каждой из основных двигательных способностей (скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости) не является гомогенной (однородной). Напротив, структура каждой и названных способностей гетерогенна (разнородна).

Так, основными компонентами координационных способностей являются способности к ориентированию, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная  устойчивость, произвольное расслабление мышц. Эти способности относятся  к специфическим координационным  способностям. Основным компонентом  структуры скоростных способностей считают быстроту реагирования, скорость одиночного движения, частоту движений и скорость, проявляемую в целостных  двигательных действиях.

К проявлениям силовых  способностей относят статическую (изометрическую) силу и динамическую (изотоническую) – взрывную, амортизационную. Большой сложностью отличается структура выносливости: аэробная, требующая для своего проявления кислородных источников расщепления энергии; анаэробная (гликолитический, креатин фосфатный источник энергии – без участия кислорода); выносливость различных мышечных групп в статических позах – статическая выносливость, выносливость в динамических упражнениях, выполняемых со скоростью 50–90% от максимальной и др. Менее сложными являются формы проявления гибкости, где выделяют активную и пассивную гибкость.

Результат развития ряда конкретных специальных и специфических  двигательных способностей, своего рода их обобщение составляют понятия  «общие координационные», «общие силовые», «общие скоростные» и «общие двигательные»  способности. Под общими двигательными  способностями следует понимать потенциальные и реализованные  возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению  различных по происхождению и  смыслу двигательных действий. Специальные  двигательные способности в данной связи – это возможности человека, определяющие его готовность к успешному  осуществлению сходных по происхождению  и смыслу двигательных действий. А  тесты дают информацию прежде всего о степени сформированности специальных и специфических двигательных способностей (Коренберг В.Б., 1996).

 

 

 

2. Теоретические  основы скоростных способностей

 

2.1 Понятие о  скоростных способностях, их виды

 

Для характеристики возможностей выполнять двигательные задания  с максимальной скоростью в течение  ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность  форм проявления движений и высокую  их специфичность, этот термин в последние  годы заменили на понятие «скоростные способности».

Под скоростными способностями  понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий  промежуток времени. Под быстротой  понимают комплекс функциональных свойств  человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции (Холодов Ж.К., 2000).

    1. Под быстротой понимают единство проявления центральных и периферических нервных структур двигательного аппарата человека, позволяющий перемещать тело и отдельные его звенья за минимально короткое время (Ильин Е.П., 2000).
    2. Под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, не требующих больших затрат (Лях В.И., 1997).

Скоростные способности  – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

Различают элементарные и  комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся четыре вида скоростных способностей:

  • Способность к быстрому реагированию на сигнал.
  • Способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью.
  • Способность к быстрому началу движения (то, что в практике иногда называют резкостью).

Способность к выполнению движений в максимальном темпе (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

К комплексным формам проявления скоростных способностей относятся:

– способность быстро набирать скорость на старте до максимально  возможной (стартовые скоростные способности) – стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, бобслее, рывки в футболе, «доставание» укороченного мяча в теннисе;

– способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости 
(дистанционные скоростные способности) – в беге, плавании и других циклических локомоциях;

– способность быстро переключаться  с одних действий на другие и т.п. (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

 

2.2 Механизмы, обеспечивающие  скоростные способности

 

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

1) состояния центральной  нервной системы и нервномышечного аппарата человека;

2) морфологических особенностей  мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых  и медленных волокон);

3) силы мышц;

4) способности мышц быстро  переходить из напряженного состояния  в расслабленное

5) энергетических запасов  в мышце (аденозинтрифосфорная  кисло та – АТФ и креатинфосфат – КТФ);

6) амплитуды движений, т.е.  от степени подвижности в суставах;

7) способности к координации  движений при скоростной работе;

8) биологического ритма  жизнедеятельности организма;

9) возраста и пола;

10) скоростных природных  способностей человека (Холодов Ж.К., 2000).

На проявление скоростных способностей также влияет и температура  внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20–22°С. При температуре +16°С скорость снижается на 6–9% (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

С физиологической точки  зрения быстрота реакции зависит  о скорости протекания следующих  пяти фаз:

1) возникновения возбуждения  в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.) участвующем  в восприятии сигнала;

2) передачи возбуждения  в ЦНС;

3) перехода сигнальной  информации по нервным путям,  ее анализа и формирования  эфферентного сигнала;

4) проведения эфферентного  сигнала от ЦНС к мышце;

5) возбуждения мышцы и  появления в ней механизма  активности.

Максимальная частота  движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние  торможения и обратно, т.е. она зависит  от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую  в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки  зрения быстрота движений зависит oт содержания аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза (восстановления).

Научные исследования свидетельствуют, что двигательные способности существенно  зависят от факторов генотипа, например, быстрота простой реакции примерно на 60–88% определяется наследственностью.

На проявление скоростных способностей также влияет и температура  внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20–22°С. При 16°С скорость снижается на 6–9°.Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14–15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений.  Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5–20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет. Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12–13-летнего возраста.  Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.) (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2003).

Скоростные способности  человека очень специфичны. Можно  очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее – другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Так при подборе  упражнений для футболистов необходимо уделять внимание стартовым ускорениям из разных положений и быстрым изменениям направлениям движения. Относительная независимость между отдельными формами скоростных способностей говорит о том, что нет, единой причины, обуславливающей максимальную скорость во всех без исключения двигательных заданиях (Ильин Е.П., 1998).

Информация о работе Скоростные способности и методика их развития