Развитие выносливости у школьников 10-11 классов на учебно-тренировочных занятиях по спортивному ориентированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание

Цель исследования. Определить воздействие занятий спортивным ориентированием на показатели уровня развития выносливости у школьников 10-11 классов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3



Глава 1 Анализ научно-методической литературы………………………5

1.1Общая характеристика выносливости…………………………….......5

1.2 Средства и методы спортивной тренировки………………………….8

1.3 Развитие общей выносливости……………………………………….23

1.4 Развитие специальной выносливости………………………………..31



Глава 2 Задачи, методы и организация исследования…………………36

2.1 Задачи исследования………………………………………………….36

2.2 Методы исследования……………………………………………...…36

2.3 Организация исследования…………………………………………...39



Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение……………………40

3.1 Разработанная методика развития выносливости у школьников

10-11 классов на этапе базовой подготовки…………………………….40

3.2 Результаты эксперимента…………………………………………….50



Выводы…………………………………………………………………….53



Список использованной литературы…………………………………….54



Приложение 1……………………………………………………………..56



Приложение 2 …………………………………………………………….57

Работа состоит из  1 файл

Развитие выносливости у учащихся 10-11 классов.doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)


54

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

 

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теоретических основ физического воспитания

 

 

Моисеев Кирилл Сергеевич

Студент очного отделения группы 00-3

 

 

Развитие выносливости у школьников 10-11 классов на учебно-тренировочных занятиях по спортивному ориентированию

 

 

Выпускная квалификационная работа

По специальности 033100 – Физическая культура и спорт

 

Квалификация – педагог по физической культуре и спорту

 

 

                                                                                Руководитель:

                                                                                Кандидат пед. наук, доцент

                                                                            Сидорчук Евгений Васильевич

 

 

Ульяновск 2005

План

 

Введение ……………………………………………………………………3

 

Глава 1 Анализ научно-методической литературы………………………5                                   

1.1Общая характеристика выносливости…………………………….......5                                                                                         

1.2 Средства и методы спортивной тренировки………………………….8                                      

1.3 Развитие общей выносливости……………………………………….23                                              

1.4 Развитие специальной выносливости………………………………..31                                                 

 

Глава 2 Задачи, методы  и организация исследования…………………36                           

2.1 Задачи исследования………………………………………………….36                                                                            

2.2 Методы исследования……………………………………………...…36                                                                          

2.3 Организация исследования…………………………………………...39                                                                     

 

Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение……………………40           

3.1 Разработанная методика развития выносливости у школьников

10-11 классов на этапе базовой подготовки…………………………….40                                            

3.2 Результаты эксперимента…………………………………………….50

 

Выводы…………………………………………………………………….53

 

Список использованной литературы…………………………………….54

 

Приложение 1……………………………………………………………..56

 

Приложение 2 …………………………………………………………….57

 

 

 

Введение

 

Актуальность.

Всестороннее развитие спортсмена, его высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, гармоническое развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), отличная работоспособность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, умение овладевать движениями и хорошо координировать их физическое совершенство в целом  - основа тренировки по спортивному ориентированию. В основе всесторонней подготовки лежит взаимообусловленность всех качеств человека: развитие одного из них положительно влияет на развитие других, и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных.

Важно учитывать возрастные особенности формирования организма подростков и юношей, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе двигательной деятельности.

Важнейшую роль в процессе всесторонней подготовки спортсмена играет физическая подготовка, направленная на воспитание физических качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности (А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев, 1967).

Физическая подготовка направлена на всестороннее развитие организма спортсмена, укрепление его здоровья, совершенствование двигательных качеств и способностей и тем самым на создание прочной функциональной базы для всех остальных видов подготовки.

С 15-16 летнего возраста должен начинаться этап начальной спортивной подготовки, основным содержанием которого является всесторонняя и специальная физическая подготовка.

Значительное внимание на этом этапе должно уделяться физической подготовке и развитию специальной выносливости. Этап углубленной тренировки в беге на дистанции начинается с 16-17 лет.

Ни одна из задач тренировки не может быть успешно решена только средствами физических  упражнений. Характер спортсмена, уровень его знаний, учебная и общественная деятельность находятся в тесной связи с его спортивной жизнью и во многом определяют успехи в ней. 

Цель исследования.

Определить воздействие занятий спортивным ориентированием на показатели уровня развития выносливости у школьников 10-11 классов.

Гипотеза исследования.

Предполагается, что занятия в секции спортивным ориентированием повысят уровень показателей выносливости на школьников 10-11 классов, а разработанная нами методика окажет положительное влияние на учащихся.

Объект исследования.

Учебно-тренировочные занятия спортивным ориентированием в системе физического воспитания подростков старшего школьного возраста.

Предмет исследования.

Развитие выносливости детей старшего школьного возраста.

Научная новизна.

На основе выявленных возрастных особенностей развития выносливости   школьников 10-11 классов, применить разработанные в данной работе эффективные средства и методы воспитания с тем, чтобы значительно улучшить всестороннюю физическую подготовленность не только спортсменов-ориентировщиков, но и спортсменов других специализаций.

 

 

 

 

Глава 1 Анализ научно-методической литературы

 

1.1 Общая характеристика выносливости

 

Под выносливостью понимают способность к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности, а уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, чем выше выносливость.

Для развития выносливости применяются различные упражнения: бег, кросс, лыжные прогулки, езда на велосипеде, плавание, гребля, катание на коньках, а также игры в футбол, хоккей, теннис, гандбол и т.д.

Наиболее доступным и удобным средством развития выносливости является бег. Те, кто раньше не занимался бегом, начинают его  в медленном темпе  (бег «трусцой») продолжительностью до 4-5 минут. Если сразу же после остановки ваш пульс участился на 110-130 ударов в минуту, то бег можно повторить. А если пульс превышает эту величину, то в первые занятия после 5 минут бега следует перейти на ходьбу. Постепенно продолжительность бега удлиняется, и примерно за два месяца она достигает 20-30 минут.

Лучше бегать ежедневно, желательно утром после зарядки, но можно и в другие удобные для вас часы. Не стоит вначале стремиться повышать темп бега, так как наибольшее значение для развития выносливости имеет постепенное увеличение общей  продолжительности упражнения. Если вы почувствовали во время бега сильную усталость, переходите на ходьбу. При ухудшении состояния здоровья или после перенесенного заболевания проводить и возобновлять тренировки можно только с разрешения врача.

Результат занятий бегом зависит и от других обстоятельств: правильного выбора по сезону и погоде одежды и обуви, подбора маршрута бега.

Выносливостью называется способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Иначе говоря, выносливость можно определить как способность противостоять утомлению.

Если человек осуществляет какую-либо достаточно напряженную работу, то через некоторое время  он ощущает, что выполнение  ее становится все более трудным. Посторонние наблюдатели могут при этом объективно отметить ряд признаков данного состояния, начиная с таких легко видимых, как напряжение мимической мускулатуры и появление испарины и кончая более глубокими физиологическими показателями. Несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий. Описанное состояние можно назвать фазой компенсированного утомления. Если работа продолжается, то, несмотря на возросшие волевые усилия, ее интенсивность снижается (фаза декомпенсированного утомления). Утомлением называется вызванное нагрузкой временное снижение работоспособности. Утомление выражается в повышении трудности или невозможности продолжать деятельность с прежней эффективностью. При выполнении одного и того же задания несколькими людьми утомление у них наступает через различное время. Причиной этого является, очевидно, разный уровень выносливости.

При прочих равных условиях у более выносливых людей наступает позже как первая, так и вторая фаза утомления. Мерилом выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности (В.С. Фарфель, 1938). Для измерения выносливости используют прямой и косвенный способы. При прямом способе испытуемому предлагают какое-либо задание (например, бежать с той или иной скоростью) и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Прямой способ измерения выносливости практически не всегда удобен, поэтому чаще используют косвенный. Примером может служить обычное в спортивной практике определение выносливости по времени преодоления какой-либо достаточно длинной дистанции (например, в беге на 10 000 м). Иногда выносливость измеряют ориентируясь на снижение производительности выполнения какого-либо задания, даваемого после стандартной нагрузки, например, скорости и точности действия после марш-броска, выполненного за одинаковое для всех время (С.М. Оплавин, 1956).

Можно выделить 4 основных типа утомления:

1. Умственное (например, при решении математических задач или игре в шахматы).

2. Сенсорное (в результате напряженной деятельности анализаторов, например, утомление зрительного анализатора у спортсменов-стрелков).

3. Эмоциональное (как следствие интенсивных эмоциональных переживаний; эмоциональный компонент утомления всегда имеет место  после выступлений на отечественных соревнованиях; после выполнения движений, связанных с преодолением страха, и т.п.).

4. Физическое (вызванное мышечной деятельностью).

Хотя в любой деятельности представлены умственные (мыслительные), сенсорные, эмоциональные и двигательные элементы, для спорта наибольший интерес представляет четвертый из перечисленных выше (меньше – третий) вид утомления.

Выносливость – важнейшее физическое качество ориентировщика. С одной стороны, она необходима для достижения высоких спортивных результатов, а с другой -  помогает переносить большие тренировочные нагрузки и быстро восстанавливать силы в период между тренировками и соревнованиями. В спортивной практике различают общую и скоростную выносливость.

 

 

 

 

1.2 Средства и методы спортивной тренировки

 

Средства тренировки

Для достижения высокого уровня физической подготовки применяется большое количество средств тренировки. В подготовке ориентировщиков главное место занимает бег в различных его разновидностях, а для ориентировщиков-лыжников  -  бег на лыжах и специальные средства (лыжероллеры, имитация лыжных ходов и т.п.).

Основной вид тренировки – непрерывный бег, который может иметь равномерный и переменный              характер. Мы будем различать четыре типа равномерного бега.

1. Контрольный или соревновательный бег (скорость большая или равная критической на дистанции 1-5 км) применяется в виде прикидок и контрольных соревнований на дорожке или на дистанциях кросса. Такой бег остро воздействует на организм и используется лишь периодически, главным образом как средство контроля, а также для повышения критической скорости и развития способности к бегу в анаэробном режиме.

2. Темповый бег (скорость 85-95 % от критической, ЧСС 160-180 уд/мин) – лучшее средство повышения функциональных возможностей организма. Длительный, более часа, темповый бег оказывает сильное воздействие и применяется лишь в соревновательном периоде. Более краткий темповый бег используется в тренировке регулярно. В режиме темпового  бега проходят наиболее ответственные соревнования и эстафеты по ориентированию.

Информация о работе Развитие выносливости у школьников 10-11 классов на учебно-тренировочных занятиях по спортивному ориентированию