Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:26, реферат

Описание

Основная, но не единственная причина появления профессионально-прикладной физической культуры (ППФК), как части физической и профессиональной культур обусловлена тем, что каждая профессия, даже специальность имеет свою специфику, предъявляет свои вполне определенные довольно жесткие требования к специалисту, в том числе к его физическим и психическим качествам и способностям. Во многих случаях им необходимы специальные целенаправленные занятия физическими упражнениями и спортом, которые позволяют весьма существенно повысить освоение профессии.

Содержание

Введение
1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях.
2. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
3. Цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
4. ППФП в системе физического воспитания студентов.
5. Средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
6. Организация, формы и система контроля ППФП студентов в вузе.
7. Специфические требования к ППФП специалистов нефтегазового
производства.
8. Характеристика санитарно-гигиенических условий труда в нефтегазовом
производстве.
9. Основные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника
нефтегазового производства.
10. Особенности ППФП студентов будущих специалистов нефтегазового
производства по избранным специальностям.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 61.85 Кб (Скачать документ)

 В психофизиологических функциях  приоритетными являются: вестибулярная  устойчивость, пространственно-временные  показатели (реакция на (переключение, распределение),  функция внимания.        

 Психические процессы и личностные  качества: оперативное мышление, устойчивость  в экстремальных ситуациях, самообладание,  смелость и решительность, волевые  качества.        

 Знания: профессиональные заболевания,  оказание первой помощи при  травмах, ожогах, обморожениях, отравлениях.         

  Навыки: умение плавать, управлять автомототранспортом. 

Средства ППФП: общая физическая подготовка на базе легкой атлетики, силовой  гимнастики, гиревого спорта и штанги. Спортивные игры: бадминтон, баскетбол, футбол. Проведение практических занятий  по физическому воспитанию  на свежем воздухе.         

Факультет трубопроводного  транспорта. Среда деятельности выпускников этого факультета широкая и разнообразная: производственно-управленческая, производственно-технологическая, производственно-конструкторская, исследовательская, педагогическая. Работают эти специалисты по эксплуатации оборудования насосных и компрессорных станций, нефтебаз и автозаправочных станций, в области эксплуатации газоперекачивающих агрегатов и особенно актуальных сегодня проблем ресурсосбережения.        

 Магистральный трубопровод  – это сложное техническое  сооружение из линейной части  трубопровода диаметром до 1420мм,  протяженностью порой до 8-10 тысяч км, десяток и сотен переходов через реки и озера, авто - и железные дороги, насосные и компрессорные станции. Все нефтепроводы  и газопроводы связаны с объектами хранения и распределения продуктов – нефтебазами, газохранилищами, автозаправочными и газораспределительными станциями. Качественное проектирование и строительство, грамотная  надежная эксплуатация и ремонт этих объектов по плечу только людям, имеющим специальное техническое и инженерное образование и хорошую психофизическую подготовленность.        

 Из физических качеств наиболее  значимыми являются: выносливость, быстрота, ловкость.        

 Психофизические качества: вестибулярная  устойчивость, пространственно-временная  ориентация, работоспособность, оперативное  мышление, внимание (устойчивость, переключение), смелость и решительность, самообладание,  способность объективно оценивать  людей, сильная воля.        

 Специальные способности: устойчивость  к неблагоприятным метеорологическим  условиям.         

Знания: профессиональные заболевания, оказание первой помощи при травмах, обморожениях, солнечном ударе и  поражении электротоком.        

 Навыки: лазания по лестницам,  плавание, управление транспортом.         

Факультет автоматизации  производственных процессов.     Выпускники специальностей этого факультета работают на предприятиях нефтяной и газовой промышленности; в геологоразведывательных управлениях и партиях; в управлениях буровых работ и нефтегазодобывающих; на промыслах, в резервуарных парках и цехах средств измерения контроля, и автоматики; в управлениях магистральными газонефтепроводами и газонефтехранилищами, на перекачивающих и компрессорных станциях; в нефтяных компаниях и акционерных обществах, в монтажно – наладочных управлениях, инженерно- технических центрах и фирмах; в научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтах, бюро и отделах, в вычислительных центрах.         

 Виды их профессиональной  деятельности:        

-административно-хозяйственная (руководители  участков, цехов, служб, лабораторий,  главные специалисты в области  автоматизации, руководители предприятий);         

-научно-производственная (разработка, наладка и эксплуатация автоматических  систем управления, контроля, противопожарной  защиты и блокировки; эксперты  систем, систем диагностики и  систем искусственного интеллекта  различного назначения; оптимальных,  имитационных систем и тренажёров).         

 Специалисты этого факультета  должны иметь глубокие профессиональные  знания, навыки абстрактного мышления, должны быть трудолюбивы,  иметь хорошую общую выносливость.        

 Наиболее необходимые физические  качества: быстрота, ловкость, физическая  сила, выносливость.      

 Психофизические качества: распределение  и переключение внимания, реакция  слежения, оперативное мышление, память, эмоциональная устойчивость.        

 Специальные способности: устойчивость  к электромагнитным излучениям  и гиподинамии.        

 Знания: профессиональные заболевания,  комплексы специальных упражнений  для профилактики этих заболеваний.         

  Навыки: аутогенной тренировки.        

 Средства ППФП: направленность  упражнений должна быть на  развитие устойчивости к гиподинамии,  статической выносливости мышц  рук и туловища, реакции слежения, подвижности суставов рук, пальцев,  концентрации и устойчивости  внимания, терпения, создание физиологических  предпосылок для хорошего кровообращения  мышц ног, осанки. Физические упражнения  из видов спорта: легкая атлетика, силовая гимнастика, спортивные  игры бадминтон, баскетбол, футбол.         

  Институт экономики  готовит инженеров – экономистов.       Развитие рыночных отношений в нашей стране потребовало существенного повышения качества подготовки экономических кадров, способных квалифицированно решать сложнейшие экономические вопросы развития производства. Таких специалистов готовит институт экономики нашего университета.         

 Профессиональная деятельность  этих специалистов осуществляется  во всех сферах народного хозяйства  и направлена на профессиональное  обслуживание предпринимательской  деятельности всех правовых форм  собственности, сферы госбюджета  и внебюджетных структур. По окончании  университета специалисты могут  работать:        

--в организациях государственного  статуса частных фирмах, ассоциациях,  банках, страховых и финансовых  компаниях и инвестиционных фондах;         

--в сфере малого предпринимательства,  обеспечивая формирование и использование  финансовой информации об имуществе,  внешних обязательствах, собственном  капитале, доходах и расходах  по основной (производственной), предпринимательской  (коммерческой) и финансовой деятельности  предприятий, организаций и учреждений.         

 Виды профессиональной деятельности:          организационно-управленческая;        

 контрольно-ревизионная; информационно-аналитическая;

внешне-торговая.        

 Труд инженеров-экономистов  сопровождается длительным пребыванием  в малоподвижной вынужденной  позе. Изучение пребывания человека  в течение четырёх часов в  такой позе подтверждает, что  даже такая сравнительно небольшая  гиподинамия ведёт к значительному  ухудшению функционального состояния  организма. В наибольшей степени  страдают органы, связанные с  регуляцией центральной нервной  системы и функцией сердечно-сосудистой  системы; снижается выносливость  к статическим усилиям, ослабляется  устойчивость мышц.        

 Специальный эксперимент показал,  что продуктивность умственной  деятельности в условиях гиподинамии  уже на второй день снижается  почти в два раза. При этом  резко ухудшается концентрация  внимания, увеличивается общее время  на выполнение умственных операций. По полученным данным, инженеры  – экономисты болеют в течение  года не 15,4% больше, чем инженеры-буровики, профессиональная деятельность  которых характеризуется наличием  периодов достаточно высокой   двигательной активности.        

 У инженеров-экономистов, которые  в течение дня 6-8 часов проводят  сидя, уже через 2-3 года начинают  появляться симптомы профессиональных  заболеваний: плохая работа желудочно-кишечного  тракта, боли в спине, повышенное  давление и т. д. Знание о  профессиональных заболеваниях  позволяет заранее подобрать комплекс физических упражнений, выполняя который, можно снизить отрицательные влияния профессии.          

 Приведённые примеры свидетельствуют  о том, что направленность физических  упражнений должна быть следующая:  общая физическая подготовка  с основой на развитие сердечно-сосудистой  системы. Приоритетными физическими  качествами являются общая выносливость, ловкость рук и пальцев, быстрота,  точность движений и двигательных реакций. Среди психофизических функций определяющим является внимание (широта распределения, переключения, концентрация). В психических функциях приоритет отдается оперативному мышлению, памяти и коммуникабельности.         

 За время обучения студенты  должны овладеть знаниями и  умениями составлять комплекс  физических упражнений по профилактике  застойных явлений в области  малого таза и ног, выработать  устойчивость к гиподинамии, овладеть  приемами релаксации.        

 Специальные способности: устойчивость  к гиподинамии.        

 Знания: профессиональные заболевания  и составление комплексов физических  упражнений.        

  Навыки: профилактика застойных явлений в области малого таза.

Средства ППФП: общая физическая подготовка  на базе легкой атлетики, гимнастические упражнения на осанку, силовые гимнастические упражнения, занятия ритмической гимнастикой (аэробикой), спортивная игра  бадминтон.          

Технологический факультет готовит инженеров-химиков-технологов и инженеров по пожарной безопасности для нефтегазового комплекса.        

 Современные нефтеперерабатывающие  и нефтехимические производства  характеризуются сложностью используемых  процессов и оборудования, многообразием  получаемых продуктов. Это обусловило  необходимость подготовки специалистов  инженеров-химиков-технологов, владеющих  математическим аппаратом, современными  средствами программного обеспечения  и вычислительной техники, способных  на высоком научно-техническом  уровне решать поставленные задачи.         

 Оборудование нефтяной и  газовой промышленности, нефтегазопереработки  относится к взрыво-пожароопасным объектам. Специалист по пожарной безопасности должен хорошо знать все технологические процессы и свойства нефтепродуктов, чтобы предупреждать пожары и грамотно повести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций. Выпускники могут работать на предприятиях нефтегазового комплекса и в подразделениях пожарно-спасательной службы МЧС России.               

 После окончания университета  выпускники этого факультета  могут работать не только на  предприятиях нефтехимической отрасли,  но и в других промышленных, проектных и научных организациях.         

 Выпускники этого факультета  могут возглавлять крупные нефтеперерабатывающие  и нефтехимические предприятия. Они руководят отраслевыми научно-исследовательскими институтами, различными научно-исследовательскими центрами.        

 Изменения физиологических  сдвигов у инженеров-химиков-технологов  наблюдаются, в первую очередь,  со стороны центральной нервной  системы, зрительных и слуховых  анализаторов. А при решении производственных  задач инженер-технолог опирается  на мышление, роль которого сильно  возрастает в условиях, когда  труд становится творческим и  свободным. Ответственность, нестабильность  работы технологического оборудования  способствует развитию нервно-эмоциональной  напряженности. Поэтому работу  инженера-химика- технолога нефтегазового  производства можно отнести к  категории напряженных видов   труда со значительным нервно-эмоциональным компонентом, ввиду большого объёма поступающей информации и высокой степени вероятности возникновения аварий, вместе с тем неизбежны ремонтные работы в аварийных случаях, а загрязнение воздушной среды рабочих мест парообразными выделениями нефтехимических веществ и выполнение механических, часто ручных операций требует значительных физических усилий.        

 Из физических качеств наилучшим  образом помогают выполнять производственные  задания инженера-химика-технолога  общая выносливость – 75,4%, быстрота  реакции – 56,2%, ловкость -43%, сила -33%. Из психических качеств наибольшей  значимостью обладает внимание -87,7%, оперативное мышление -86,2%, эмоциональная  устойчивость -82,3%.        

 Выполнение физической работы  в условиях повышенной температуры  и во время работы на свежем  воздухе связано со сложными  приспособительными реакциями организма.  Напряженная деятельность инженера-химика-технолога  в таких условиях ведет к  появлению признаков утомления  уже через 2-4 часа от начала  работы. Нарушение технологического  процесса сопровождается выраженной  реакцией со стороны сердечно-сосудистой  системы (пульс увеличивается  на 30-60 ударов относительно покоя).         

 Физические упражнения для  специальностей технологического  факультета должны быть направлены  на обеспечение высокого уровня  функционирования сердечно-сосудистой  системы, механизмов внешнего  и внутреннего дыхания, системы  терморегуляции, вестибулярного аппарата. Большое внимание надо уделять  развитию общей выносливости, быстроты  и точности движений,   вестибулярной устойчивости, устойчивости к низкой и высокой температуре, к резким её колебаниям, развитию распределения, переключения, концентрации и устойчивости внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости, решительности, смелости. Необходимо  формировать и совершенствовать навыки в лазании по лестницам, работе на высоте, передвижению на  ограниченной опоре и задержке дыхания на длительное время.        

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов