Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:26, реферат

Описание

Основная, но не единственная причина появления профессионально-прикладной физической культуры (ППФК), как части физической и профессиональной культур обусловлена тем, что каждая профессия, даже специальность имеет свою специфику, предъявляет свои вполне определенные довольно жесткие требования к специалисту, в том числе к его физическим и психическим качествам и способностям. Во многих случаях им необходимы специальные целенаправленные занятия физическими упражнениями и спортом, которые позволяют весьма существенно повысить освоение профессии.

Содержание

Введение
1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях.
2. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
3. Цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
4. ППФП в системе физического воспитания студентов.
5. Средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
6. Организация, формы и система контроля ППФП студентов в вузе.
7. Специфические требования к ППФП специалистов нефтегазового
производства.
8. Характеристика санитарно-гигиенических условий труда в нефтегазовом
производстве.
9. Основные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника
нефтегазового производства.
10. Особенности ППФП студентов будущих специалистов нефтегазового
производства по избранным специальностям.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 61.85 Кб (Скачать документ)

 Понятие «качество специалиста»  включает не только знания, умения  в профессиональной сфере, но и психофизическую пригодность, которая зависит от уровня физической подготовленности. Если студент до поступления в вуз не имел необходимой физической подготовленности и ему  не хватает обязательных учебных занятий физической культурой, он должен повысить ее  с помощью различных внеучебных форм занятий физической культурой, в том числе и дополнительной самостоятельной подготовкой.        

 Если даже человек обладает  знаниями и профессиональным  опытом, но не имеет необходимых  физических способностей, чтобы  трудиться, то его нельзя относить  к трудовым ресурсам. Вот почему  каждый молодой человек должен  заблаговременно и активно готовиться  к избранной профессии, целенаправленно  развивать те физические и  психические качества, которые определяют  психофизическую надежность и  успех в его будущей профессиональной  деятельности. 

 

  1. Цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки

 

         

 Профессионально-прикладная физическая  подготовка – это специально  направленное и избирательное  использование средств физической  культуры и спорта для подготовки  человека к определенной профессиональной  деятельности.        

 Современный труд требует  значительного напряжения умственных, психических и физических сил,  повышенной координации движений  работников в любой сфере труда.  Но каждая профессия диктует  свой уровень развития психофизических  качеств, свой перечень профессионально-прикладных  умений и навыков. Поэтому если  вы готовитесь к профессии  инженера-нефтяника, то вам нужна  профессионально-прикладная физическая  подготовка одного содержания, а  будущему филологу – другая. Эти  отличия и отражаются в целях  и задачах ППФП как раздела  учебной дисциплины «Физическая  культура».        

  Целью ППФП является психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Специалистам нефтегазового производства необходимо подготовиться к ускорению профессионального обучения; к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии; к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма; обеспечению профессионального долголетия; к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время; к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.        

 Задачи профессионально-прикладной  физической подготовки:        

1.Формирование необходимых прикладных  знаний, умений и навыков;                           2.Воспитание прикладных психофизических и специальных качеств.        

 Прикладные знания имеют  непосредственную связь с будущей  профессиональной деятельностью.  Их можно получить в процессе   физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед,  на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы.        

 Прикладные умения и навыки  обеспечивают безопасность в  быту и при выполнении определенных  профессиональных видов работ,  способствуют быстрому и экономичному  передвижению при решении производственных  задач.    Прикладные психофизические качества  - это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.        

 Прикладные физические качества  – быстрота, сила, выносливость, гибкость  и ловкость необходимы во многих  видах профессиональной деятельности. Заблаговременное акцентированное  формирование этих прикладных  качеств в процессе физического  воспитания для профессионально  требуемого уровня и является  одой из задач ППФП.                  

 Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных  игр можно акцентировано воздействовать  на человека, способствуя формированию  конкретных психических качеств  и свойств личности, определяющих  успешность профессиональной деятельности.         

 Например, не все представляют, что специалисту нефтегазового  производства для выполнения  профессиональных обязанностей  необходимо подниматься на установки  высотой до 40 метров. Но ведь с  непривычки далеко не все могут  по узким переходам и лесенкам  подниматься на значительную  высоту.        

 Где же лучше привыкать  к этой непривычной высоте? Конечно  заблаговременно в годы учёбы  в учебном заведении.        

 Воспитанная в спортивной  деятельности привычка соблюдать  установленные нормы и правила  поведения (чувство коллективизма,  выдержка, уважением к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся  в повседневную жизнь, в профессиональную  деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.        

 Прикладные специальные качества  – это способность организма  специалиста противостоять специфическим  воздействиям внешней среды: холода  и повышенной температуры, укачивания  при передвижении автомобильным,  водным, воздушным видами транспорта, недостаточного парциального давления  кислорода в горах и на загазованных  территориях нефтяных предприятий.         

 Эти способности могут совершенствоваться  путем закаливания в ходе тренировки  на открытом воздухе, дозированной  тепловой тренировке физическими  упражнениями, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный  аппарат. 

 

 

  

 

 

 

4.   ППФП в системе физического воспитания студентов 

 

 

         Задачи  профессионально-прикладной физической  подготовки будущих специалистов  осуществляются в тесной связи  с общей физической подготовкой,  которая является основой практического  раздела учебной дисциплины «Физическая  культура» в вузе. Однако, исследования  показали, что только общая физическая  подготовка будущих специалистов  не может полностью решить  задачи специальной подготовки  к определенной профессии.        

 Профессионально-прикладная физическая  подготовка должна опираться  на хорошую общефизическую подготовленность  студентов. Соотношение общей  физической и профессионально-прикладной  подготовки может изменяться  в зависимости от профессии.  Для представителей гуманитарных  профессий хорошей общей физической  подготовки почти достаточно, чтобы  иметь психофизическую готовность  к будущей профессии        

 В других случаях (подготовка  инженеров - буровиков, инженеров  технологов, механиков и  других  специалистов нефтегазового производства) общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня психофизической готовности к профессиональному труду. Здесь обязательно требуется специальная и объёмная  профессионально-прикладная физическая подготовка.        

 В ходе учебного процесса  уровень подготовленности студентов  по разделу ППФП контролируется  специальными нормативами. Уровень  подготовленности по ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку по учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с оценками за теоретические знания и общую физическую подготовленность.          

 На занятиях физической культурой  и спортом можно также моделировать  трудовые процессы и элементы  трудовой деятельности, т. е. путём  сочетания различных упражнений, элементов или целостных видов  спорта направленно готовить  человека к предстоящей профессиональной  деятельности. Такое моделирование  проводится на основе целого  ряда факторов. Основными факторами,  определяющими содержание ППФП  являются: формы труда специалистов  данного профиля; условия и  характер их труда; режим труда  и отдыха; особенности динамики  работоспособности в процессе  труда и специфика их профессионального  утомления и заболеваемости.        

1.Формы труда. Физический и умственный труд являются основными формами труда, имеющими большое разнообразие видов. Однако, эти формы редко проявляются в « чистом» виде. Обычно считается, что труд специалистов высшей квалификации является в основном умственным, творческим, управленческим трудом, а физическим трудом заняты подчиненные и исполнители. Но, практически, это бывает редко, так как труд может иметь и смешанные формы.        

2.Условия труда.  Под условиями труда  понимается продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы, в том числе наличие профессиональных вредностей и др.     

 Например, многие буровые бригады  работают вахтовым способом по 12 часов при повышенной влажности,  шуме и вибрации в условиях  Севера. А специалисты по радиоэлектронике  и автоматике, экономисты вынуждены трудиться в условиях гипокинезии (недостатка движений) перед экраном монитора.      

 Характер труда определяет  содержание ППФП будущих специалистов, так как для правильного подбора и применения средств физической культуры и спорта важно знать, с большой или малой физической или эмоциональной нагрузкой работает специалист. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, но при выполнении неодинаковых видов профессиональных работ и служебных функций. Естественно, что в таких случаях наблюдаются совершенно различные психофизиологические нагрузки у специалистов и, следовательно, нужны соответствующие разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.         

3. Режим труда и отдыха оказывает непосредственное влияние на возможность и характер применения средств физической культуры с целью поддержания и повышения необходимого уровня жизнедеятельности и работоспособности.        

 Например, различный режим труда  и отдыха имеют работающие  вахтовым методом выпускники факультетов разработки нефтяных и газовых месторождений или строительства и эксплуатации трубопроводного транспорта, и работающие на нефтеперерабатывающем заводе выпускники химико-технологического факультета.

Рациональным режимом труда  и отдыха на любом предприятии  является такой режим, который наилучшим образом обеспечивает одновременное сочетание повышения эффективности производства  и производительности труда, сохранения работоспособности и здоровья человека.         

 При этом действенными мерами  улучшения такого режима являются  не только рациональное время  начала и окончания работы, строго  регламентированные научно обоснованные сменные перерывы, целесообразный график сменности работы, обоснованный график отпусков, но и правильная организация внутрисменного отдыха с использованием пассивного и активного отдыха, в том числе и средств физической культуры.         

4.Динамика работоспособности специалистов. Моделирование отдельных элементов процесса труда путем подбора физических упражнений при осуществлении ППФП требует знаний об особенностях изменения работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ.         

 Это достигается путем построения  кривой работоспособности на  основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизических показателей работника. Она может служить отправной точкой для разработки соответствующих рекомендаций по направленному применению средств физической культуры и спорта как в процессе подготовки к профессии, так и в режиме труда и отдыха уже на рабочем месте в целях повышения работоспособности.        

  Конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.         

 К дополнительным факторам, определяющим содержание ППФП, относятся  индивидуальные особенности будущих  специалистов (в том числе половые  и возрастные), а также географические  и климатические черты региона,  в который направляются  выпускники. Различия в физической и специальной подготовленности разных людей играют роль в профессиональном обучении. Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессиональной деятельности зависит от его физиологической и психологической пригодности к данному виду труда, т. е. от способностей. Способности – устойчивые свойства личности, однако они в процессе воспитания меняются. Поэтому совершенствовать их путем целенаправленной тренировки необходимо с учетом индивидуальных особенностей.    Важно знать и о некоторых возрастных изменениях реакции организма человека на психофизиологические  нагрузки в процессе труда. Наиболее продуктивный  возраст от 20 до 40 лет. В этот период у людей меньше утомляемость в процессе труда и быстрое восстановление после значительного утомления. Так, временная реакция на световые, звуковые, комбинированные сигналы у нетренированных людей укорачивается и стабилизируется к концу студенческого возраста, а в последствии (особенно после 40 лет) удлиняется по мере старения организма. Но под влиянием специальной тренировки эта реакция может быть стабилизирована и даже отчасти повышена. 

 

 

  

 

  1. 5.     Средства профессионально-прикладной физической подготовки  студентов

 

     

 Подбор средств ППФП производится  с учётом специфики будущей  профессиональной деятельности  студентов.      

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов