Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:26, реферат

Описание

Основная, но не единственная причина появления профессионально-прикладной физической культуры (ППФК), как части физической и профессиональной культур обусловлена тем, что каждая профессия, даже специальность имеет свою специфику, предъявляет свои вполне определенные довольно жесткие требования к специалисту, в том числе к его физическим и психическим качествам и способностям. Во многих случаях им необходимы специальные целенаправленные занятия физическими упражнениями и спортом, которые позволяют весьма существенно повысить освоение профессии.

Содержание

Введение
1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях.
2. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
3. Цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
4. ППФП в системе физического воспитания студентов.
5. Средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
6. Организация, формы и система контроля ППФП студентов в вузе.
7. Специфические требования к ППФП специалистов нефтегазового
производства.
8. Характеристика санитарно-гигиенических условий труда в нефтегазовом
производстве.
9. Основные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника
нефтегазового производства.
10. Особенности ППФП студентов будущих специалистов нефтегазового
производства по избранным специальностям.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 61.85 Кб (Скачать документ)

 При подборе отдельных прикладных  физических упражнений важно,  чтобы их психофизиологическое  воздействие соответствовало формируемым  физическим и специальным качествам.                   

 Средства ППФП можно объединить  в следующие группы:        

-- прикладные физические упражнения  и отдельные элементы различных  видов спорта;        

-- прикладные виды спорта  (их  целостное применение);        

-- оздоровительные силы природы  и гигиенические факторы;        

-- вспомогательные средства, обеспечивающие  качество учебного процесса по  разделу ППФП.        

 При акцентированном воспитании  физических качеств в содержании  учебных занятий обычно увеличивается  объём специальных упражнений, развивающих  одно или несколько качеств,  и устанавливаются соответствующие  учебные нормативы. Такой подбор  упражнений и элементов из  отдельных видов спорта чаще  всего производится опытным путем  по принципу соответствия их  особенностям профессиональных  качеств и умений.        

 При подборе отдельных прикладных  упражнений следует уделить особое  внимание упражнениям  на выносливость. Основа выносливости – хорошо функционирующий механизм кислородного обеспечения, положительно влияющий на центральную нервную систему, которая более четко координирует работу физиологических систем, тем самым, повышая общую и профессиональную работоспособность, улучшая самочувствие.        

 Каждый вид спорта способствует  совершенствованию определенных  физических и психических качеств.  И если эти качества,  умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально-прикладными.   .        

 Оздоровительные силы природы  и гигиенические факторы –  обязательные средства ППФП студентов,  особенно для воспитания специальных  прикладных качеств, обеспечивающих  продуктивную работу в различных  географо-климатических условиях. С  помощью специально организованных  занятий на свежем воздухе  можно достичь повышенной устойчивости  организма к холоду, жаре, солнечной  радиации, резким колебаниям температуры  воздуха. Специальные водные процедуры,  различные бани – все это  относится к обучению приемам  закаливания организма и выполнения  гигиенических мероприятий, а  также к мероприятиям по ускорению  восстановительных процессов в  организме.        

 Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие её эффективность,  это различные тренажеры, специальные  технические приспособления, с помощью  которых можно моделировать отдельные  условия и характер будущего  профессионального труда. 

 

6. Организация, формы и система контроля ППФП студентов в вузе  

 

 

          Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в высших учебных заведениях осуществляется на учебных занятиях и определяется рабочей программой по учебной дисциплине «Физическая культура». В рабочей программе отображаются особенности будущей профессии студентов каждого факультета и учитываются материально-технические возможности конкретного вуза.        

 Для расширенной психофизической  подготовки с профессиональной  направленностью в основном учебном  отделении  проводятся занятия на базе общей физической подготовки и по прикладным видам спорта. Студенты, занимающиеся в специальном учебном отделении, осваивают те элементы профессионально-прикладной физической подготовки, которые доступны им по состоянию здоровья.        

 ППФП студентов на учебных  занятиях проводится в форме  теоретических и практических  занятий.        

 Цель теоретических занятий  – дать будущим специалистам  прикладные знания, которые бы  обеспечили сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. Учебный материал рассчитан не только на подготовку студентов в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного или творческого коллектива. Для этого используются теоретические и методико-практические, а также учебно-тренировочные занятия. Во время практических занятий рассматриваются вопросы ППФП, связанные с техникой безопасности.        

 Результаты освоения теоретического, методического и практического  разделов ППФП оцениваются в  соответствии со специальными  требованиями и нормативами, разработанными  кафедрой физического воспитания. Утвержденные кафедрой зачетные  нормативы по разделу ППФП  обязательны для каждого студента  и входят в комплекс зачетных  требований и нормативов по  учебной дисциплине «Физическая  культура». В каждом семестре  выполняется  не более 2-3 тестов. Студенты специального отделения, а также освобождённые от практических занятий выполняют тесты и требования из тех разделов ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.        

  В седьмом семестре по учебной дисциплине «Физическая культура» студенты должны выполнить обязательные практические тесты по общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовке не ниже оценки «удовлетворительно». 

 

 

  

 

 

  

 

Тесты по профессионально-прикладной физической подготовке студентов основного  и спортивного учебных отделений  

 

 

Т е с т ы

Оценка в очках

5

4

3

2

1

ЖЕНЩИНЫ

1. Сгибание и разгибание  рук в упоре лежа на полу, кол-во раз 

 

18

 

16

 

14

 

12

 

10

2. Проба Штанге (задержка  дыхания), с

80

70

60

50

40

МУЖЧИНЫ

1.В висе поднимание  ног до касания перекладины,  кол-во раз

10

7

5

3

2

2. Проба Штанге (задержка  дыхания), с

80

70

60

50

40


 

  

 

 

          Тесты по профессионально-прикладной физической подготовке студентов специального учебного отделения 

 

 

 

 

Т е с т ы

Оценка в очках

5

4

3

2

1

ЖЕНЩИНЫ

1. Сгибание и разгибание  рук в упоре лежа на скамейке  (кол-во раз) 

 

16

 

14

 

12

 

10

 

8

2. Проба Штанге (задержка  дыхания),с

50

40

35

30

25

МУЖЧИНЫ

1. В висе поднимание  ног до касания перекладины  (кол-во раз)

 

7

 

5

 

3

 

 

1

2. Проба Штанге (задержка  дыхания), с

50

40

35

30

25


7. Специфические требования к ППФП специалистов нефтегазового

производства 

 

 

         Современная  нефтяная промышленность представляет  собой чрезвычайно многообразный  комплекс подразделений, в которых  занято работников более 700 профессий.  Тысячи техников и инженеров  управляют сложными процессами  на рабочих местах, установках  и в цехах. На поиски и  освоение нефтяных месторождений  тратятся колоссальные финансовые  и материальные ресурсы, в нефтедобыче  и переработке находят применение  новейшие технологии, их разработкой  и связанными с ними исследованиями  занимаются лучшие научные коллективы, возглавляемые выдающимися учёными современности. В результате престиж специалистов в области геологии и геофизики нефти и газа, бурения скважин и нефтедобычи, проектирования и сооружения нефтепроводов, нефтегазопереработки и нефтехимии, нефтегазовой экономики и менеджмента необычайно высок. Этим объясняются и значительное число высших учебных заведений, осуществляющих в настоящее время подготовку специалистов различного профиля и уровня для нефтегазового производства, и  стремление молодых людей во всем мире получить высшее образование в этой сфере.         

 Не вызывает сомнений, что  труд в нефтегазовой отрасли  предъявляет повышенные  требования к здоровью, физическим и личностным качествам работников. В ряде исследований отмечается, что специалисты нефтяной и газовой промышленности работают вахтовым методом и сталкиваются  с факторами возмущающего воздействия: климатический контраст районов постоянного проживания и работы, смещение геофизических источников времени, интенсивный труд, сменяющийся длительным периодом отдыха; изменение социального окружения и психологического микроклимата вахтовых коллективов. Таким образом работают до 500 тысяч специалистов. Текучесть кадров в ряде отраслей этой промышленности достаточно высока.  Такие условия и характер труда специалистов  нефтегазового профиля вынуждает рассматривать процесс подготовки будущих специалистов как индивидуальный, предъявляя повышенные требования к уровню психической и физической готовности к профессиональной деятельности.         

  В структуре готовности специалиста выделяют: специально-трудовую, психическую и физическую готовность.        

  Сущность психофизической готовности заключается в следующих компонентах:         

--совокупность характеристик,  объединяющих статус сердечно-сосудистой  системы, биохимический  статус и росто-весовые характеристики можно формально рассматривать как первый компонент профессиональной психофизической готовности  - физиологический статус обследуемого;        

--уровень переносимости  функциональных нагрузок,  проб может рассматриваться как второй компонент психофизической профессиональной готовности  - функциональная устойчивость организма;        

--третий компонент психофизической  готовности – физическая подготовленность;         

--четвертый компонент психофизической  профессиональной готовности –  профессионально важные психические  и психофизиологические качества.  

 

 

 8. Характеристика санитарно-гигиенических  условий труда 

в нефтегазовом производстве  

 

 

         Нефтегазовая  промышленность является одной  из самых механизированных отраслей, где тяжелый физический труд  заменён приборами и автоматами, имеет самые разнообразные технологические процессы.        

 Нефтяные вузы России готовят  специалистов по 80 специальностям.          

  Несмотря на значительный технический прогресс в нефтяной отрасли, занятые в ней специалисты подвергаются влиянию ряда неблагоприятных факторов. К ним, в первую очередь, следует отнести воздействие концентраций химических веществ и пыли, шума и вибрации, неблагоприятных метеорологических условий, радиоактивных веществ и повышенной физической нагрузки при выполнении отдельных видов работ.        

  Вся нефтегазовая промышленность имеет во многом общие с гигиенической точки зрения черты, несмотря на различие технологических схем, применяемого сырья и получение продуктов.        

 Основными факторами, имеющими  профессионально-гигиеническое значение  на всех нефтяных производствах,  является газовый. Наблюдается  различное сочетание химических  соединений (от 2-х до 8-ми и более  инградиентов).        

 Газовый фактор воздействует  не изолированно, а в комбинации  с рядом физических факторов  производства. Наличие сочетания  влияния обоих факторов термического  и физической нагрузки, оказывает  более неблагоприятное воздействие  на организм работающих. Резко  возрастающая эффективность теплоотдачи  отрицательно сказывается на  функции кровообращения, а также  на функции терморегуляции.        

 Например, состояние загазованности  воздуха операторного помещения  на заводах углеводородом составляет  от 56 мг/м до 82 мг/м при норме  30 мг/ м, а сероводородом соответственно  от 6,3 до 10,1 при норме 3 мг/м. Углеводород  и сероводород обнаруживается  во всех рабочих помещениях.        

 Производственный шум  - второй по гигиенической значимости неблагоприятный фактор в производственных помещениях  и территориях нефтегазовых предприятий. В результате внедрения комплексной механизации технологических процессов интенсивность шума, вибрации и ультразвука постепенно растёт. Предельно допустимые концентрации шума на постоянных рабочих местах инженеров-нефтяников повышены на 10- 15 децибел.        

  Длительное действие шума приводит к функциональным сдвигам (снижение остроты слуха), что свидетельствует о неблагоприятном влиянии шума на организм человека.        

 Использование в нефтяном  производстве высоких температур  создает потенциальную возможность  воздействия на работающих, помимо  газового, также и метеорологического  фактора. Имеет место комбинированное  воздействие паров, газов, токсических  веществ и высокой температуры. Наблюдаются повышенные температуры окружающего воздуха в летнее время года при низких уровнях относительной влажности и, наоборот, переохлаждение рабочей зоны в зимнее время. Во время работы на воздухе в зимнее время персонал подвергается действию низких температур и сильных ветров со снеговыми осадками.        

  Следовательно, основными факторами, определяющими в конечном счете условия труда специалистов нефтегазового производства являются, загрязнение воздуха комплексом токсических веществ, средне - и высокочастотный шум, смена температуры  -- выход из теплого помещения для работы на воздухе. 

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов