Педагогическая диагностика в процессе обучения. Диагностические методы и методики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 02:35, реферат

Описание

Слово «диагностика» нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто- слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.
Диагностика – это изучение работы организма, машины, любой сложной системы.

Содержание

2. Введение…………………………………………………………….3
3. Понятие педагогической диагностики…………………………...4
4. Личность как предмет педагогической диагностики…………...5
5. Диагностическая деятельность педагога…………………………7
6. Психодиагностика и педагогическая диагностика……………...8
7. Сущность и функции педагогической диагностики……………9
8. Методики диагностики учащихся……………………………….14
9. Наблюдение как основной метод педагогической
диагностики……………………………………………………….16
10. Методы педагогической диагностики…………………………..20
11. Заключение………………………………………………………...23
12. Список использованной литературы…………………………….24

Работа состоит из  1 файл

физ-ра.docx

— 45.92 Кб (Скачать документ)

     Существует  ряд различий между педагогической диагностикой и психодиагностикой. Педагогическая диагностика никогда  не была только исполнителем, который по заказу исследует клиентов, отмечает их признаки и затем передает полученные данные заказчику. Педагогическая диагностика может выполнять только служебную функцию внутри системы воспитания и обучения. Характерным для педагогики является не то, что она ведает процессом познания в определенной области, а то, что она является теоретическим фундаментом практической деятельности. Этой же задаче подчиняется и педагогическая диагностика. Психологам удалось ввести в дискуссию вокруг педагогической диагностики много своих проблем, хотя эти проблемы не являются для нее релевантными. Педагогическая диагностика должна быть подчинена педагогике, и необходимо вновь еще более четко обозначить ее самостоятельность по отношению к психодиагностике. 

     Сущность  и функции педагогической диагностики.

     В любой отрасли профессиональной деятельности особая роль принадлежит  диагностике состояния и качества производимой продукции и производственного  процесса. Не составляет исключения и  профессионально-педагогическая деятельность учителя, педагогического коллектива школы. Однако, как писал еще К.Д. Ушинский, педагогическая диагностика  пока еще не стала органической составной  частью профессиональной деятельности учителя, и воспринимается она педагогами не на том уровне серьезного отношения, на котором находится психодиагностика у психологов, медицинская диагностика  у медиков и техническая диагностика  у инженеров. Обычно считается, что  изучение учащегося, воспитуемого —  функция психологии, а не педагогики. Каждый учитель проверяет результативность обучения и воспитания, выясняет причины  слабой успеваемости, однако эти аналитические  действия не соотносят с диагностикой. Руководитель школы посещает уроки, анализирует их, оценивает — это  называется внутришкольным контролем, но никак не диагностикой состояния учебного процесса. Критерии качества деятельности школы также обычно не связываются с диагностикой состояния определенного звена системы образования и разрабатываются вне ее принципов и процедур.

     Педагогическая  диагностика в не совсем четко  выраженном виде присутствует в любом  педагогическом процессе, начиная с  взаимодействия учителя и ученика  на уроке и кончая управлением  системой народного образования  в целом. Она проявляется и  в форме контрольных работ, и  в любой характеристике, как ученика, так и учителя, без нее не может  быть состоятельным экспериментальное  исследование, не обходится ни одна инспекторская проверка. Многие перечисленные  педагогические явления не тождественны педагогической диагностике, они богаче ее и имеют право на самостоятельность. Настала пора выявить, что в них  и во многих других педагогических объектах относится к понятию  «педагогическая диагностика».

     В понятии «педагогическая диагностика» прилагательное «педагогическая» характеризует  следующие особенности данной диагностики: во-первых, диагностика осуществляется для педагогических целей, т.е. она  ориентирована на то, чтобы на основе анализа и интерпретации результатов  получить новую информацию о том, как улучшить качество образования (обучения, воспитания) и развития личности ученика; во-вторых, и это главное, она дает принципиально новую  содержательную информацию о качестве педагогической работы самого учителя;  
в-третьих, она осуществляется при помощи методов, которые органически вписываются в логику педагогической деятельности учителя; в-четвертых, с помощью педагогической диагностики усиливаются контрольно-оценочные функции деятельности учителя; в-пятых, даже некоторые традиционно применяемые средства и методы обучения и воспитания могут быть трансформированы в средства и методы педагогической диагностики.

     Диагноз – дифференцированное знание о единичном, отнесение отдельного к определенной группе, типу, классу. Такой подход предполагает следующее: во-первых, создание полного перечня этих групп, типов, классов: в медицине — всевозможных нарушений нормального функционирования организма, в технике — различных неполадок объектов и систем и т.п. Педагогическая диагностика также нуждается в предварительном структурировании учебно-воспитательного процесса и его компонентов. Во-вторых, проведение диагноза на основе информации о состоянии отдельных параметров системы. В-третьих, принятие решений, что является наиболее сложным и наименее разработанным моментом педагогического диагноза.

     Педагогическая  диагностика занимается конструированием современного и надежного прибора  для фиксации состояний существенных признаков, разработкой алгоритмов и процедур принятия решений, подготовкой  соответствующих методических рекомендаций для всех участников педагогического  процесса. Педагогическая диагностика в школе– практика выявления качества учебно-воспитательной деятельности, причин ее успехов или неудач, а также совершенствования этой практики.

     В современных условиях постепенного перехода к разнообразию в обучении и воспитании, к демократизации воспитательных взаимодействий все большее значение приобретает точная, сопоставимая информация о сильных и слабых сторонах явлений  и процессов, происходящих в школе. Такую информацию может предоставить педагогическая диагностика, потому что  ее назначение в школе выражается в следующих основных функциях: обратной связи, оценочной, управленческой.

     В педагогической диагностике основной ведущей функцией является функция обратной связи в процессе обучения и воспитания. Суть этой функции заключается в том, что диагностические данные об уровнях воспитанности и образованности учащихся на определенном этапе их развития служат главной информацией для анализа прошлого педагогического опыта и конструирования дальнейшего педагогического процесса. Существующая в настоящее время система оценки учебно-воспитательной работы школы обладает некоторыми преимуществами, однако не соответствует такому пониманию, как самоуправляющая система. К примеру, деятельность участников процесса обучения в педагогической теории рассматривается с наибольшей полнотой, на практике же многие современные школьники учатся не в полную силу, поэтому потенциал учебного процесса не используется. Основная причина здесь – неполноценность информации о результатах обучения и воспитания, доступной для учителя и учащихся.

     Создание  возможностей получения каждым школьником и учителем необходимой информации о ходе и результатах учебно-воспитательного  процесса для своевременной его  корректировки – важнейшая задача педагогической диагностики.

     Оценочная функция также не менее важна для педагогической диагностики. Всесторонняя и комплексная оценка имеет несколько аспектов: ценностно-ориентировочный, регулятивно-корригирующий, стимулирующий и измерительный. Ценностно-ориентировочная оценка обогащает представления и понятия ученика о людях и о себе, предоставляет ему возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества. Через педагогическую оценку ученик сам меняет свои ценностные ориентации. Регулятивно-корригирующий аспект педагогической оценки заключается в том, что она помогает ученику привести в соответствие свои поступки с нормами общества, выработать линию поведения, взаимоотношения с другими людьми.

     Стимулирующее значение педагогической оценки особенно высоко тогда, когда она совпадает  с реальным развитием и поведением ученика. Как только воспитанник  осознает объективность оценки, он начинает развивать свои положительные  стороны или преодолевать недостатки. Измерительный характер педагогической оценки тоже оказывает влияние на ученика тем, что она побуждает  к самообразованию. Ученик сравнивает свои качества и успехи в работе с достижениями других и тем самым  устанавливает свой социальный статус. Благодаря оценке коллектива и учителя он получает сведения о себе.

     Управленческая функция педагогической диагностики связана с основными этапами управления развитием ученического коллектива и личности школьника. В соответствии с этим определены три типа диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая). Начальная диагностика – планирование и управление классным коллективом. Перед тем как определять воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, педагог изучает уровень воспитанности ученика. Выявились три основных варианта начальной диагностики: первый — когда коллектив сформирован впервые и педагог тоже незнаком учащимся; второй — когда коллектив не новый, а учитель впервые начинает работать с классом; третий — когда коллектив и педагог уже работали вместе. При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором — педагог изучает не только учеников, но и сам коллектив как сложную динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность педагогу провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.

     Педагогу, который общается с учениками  и коллективом несколько лет, нет необходимости проводить  начальную диагностику полностью. Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, ему обязательно  приходится улавливать изменения и  отражать их при планировании своей  деятельности.

     Полнота и объективность информации при  начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

     Текущая (корректирующая) диагностика – проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов и ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и в коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает учителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Через корректирующую диагностику педагог имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности школьников и тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива. Планируя воспитательную работу, педагог не всегда в состоянии предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств воздействия. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

     В системе прогнозирования результатов  воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого  учебного года. Обобщающая диагностика - дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года. 

     Методики  диагностики учащихся.

     Диагностика — это способы изучения личности человека путем использования стандартных  процедур тестирования. В качестве схемы педагогического исследования можно взять следующую последовательность процедур изучения школьника.

     1. Общие сведения: возраст ученика;  класс; школа; состояние здоровья; внешность.

     2. Изучение социальной ситуации развития учащегося и его окружения: состав семьи; профессии; возраст; краткая характеристика родителей и других членов семьи; взаимоотношения в семье.

     3. Особенности школьника:

     а) диагностика познавательной сферы (характеристики познавательных процессов):

     — восприятие (целостность, осмысленность, восприятие времени и пространства);

     — память (уровень развития видов памяти, индивидуальные и возрастные особенности);

     — воображение (воссоздающее и творческое, склонность к фантазированию, проявление в творческой деятельности, оригинальность, гибкость, беглость, самостоятельность, уровень развития творческого потенциала личности);

     — внимание (виды, влияние на успеваемость и дисциплину, соответствие возрасту);

     — мышление (уровень развития видов  и операций, самостоятельность, скорость протекания мыслительных процессов, логичность; влияние на успеваемость);

     б) диагностика развития способностей (общие, специальные, одаренность;

     в) диагностика темперамента (тип нервной системы, психологическая характеристика, проявления в поведении и общении);

     г) диагностика эмоционально-волевой  сферы:

     — самооценка как компонент самосознания;

Информация о работе Педагогическая диагностика в процессе обучения. Диагностические методы и методики