Основы физической работоспособности у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:29, реферат

Описание

Цель работы – рассмотреть понятие физическая работоспособность, рассмотреть ее особенности у школьников и основные методики тестирования физической работоспособности.
Задачи:
- изучить основы физической работоспособности школьников в свете научной разработанности;
- выявить особенности показателей физической работоспособности у современных школьников;

Содержание

Введение
Теоретические основы физической работоспособности.
Физическая работоспособность: определение, характеристика смежных с ней понятий.
Особенности физической работоспособности школьников
Методика определения физической работоспособности у школьников
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ФК.docx

— 42.66 Кб (Скачать документ)

При проведении самоконтроля хорошо использовать также простейшие пробы, позволяющие судить о состоянии  нервной системы. Так, проба Ромберга позволяет судить о статической  координации. Эту пробу наряду с  пробой Яроцкого часто используют при  исследовании функционального состояния  вестибулярного анализатора.

Различают простую и усложненную пробу Ромберга. При выполнении простой пробы Ромберга испытуе­мый стоит, сомкнув ступни ног (пятки и носки вместе), глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы несколько разведены. Определяется время устойчивости в этой позе [9].

При потере равновесия пробу прекращают и фиксируют время ее выполнения. Следует заметить, что простую пробу Ромберга применяют обычно в клинике при обследовании больных людей. Для физкультурников можно рекомендовать усложненную пробу Ромберга: испытуемый должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касает­ся носка другой, в остальном положение испытуемого такое же, как при простой пробе Ромберга, то есть ру­ки вытянуты вперед, пальцы разведены и глаза закры­ты. Время устойчивости у здоровых нетренированных лиц обычно в пределах 30—50 секунд (у детей оно также зависит от возраста), при этом тремор (дрожание) пальцев рук и век отсутствует.

Покачивание, а тем более  быстрая потеря равновесия указывают  на нарушение координации. Дрожание пальцев рук и век также  указывает на это, хотя и в значительно  меньшей степени.

Координационную пробу Ромберга следует применять до и после  занятия. Сокращение времени выполнения пробы Ромберга может наблюдаться  при утомлении, при перенапряжениях, перетренированности, в период заболеваний, а также при длительных перерывах  в занятиях физкультурой.

Ориентировка при перемещениях, при изменении положения тела в пространстве, сохранение устойчивого  равновесия зависит от функционального  состояния вестибулярного анализатора. При нарушении его функции  отмечается неустойчивость даже в простой  позе Ромберга.

Помимо пробы Ромберга для исследования состояния вестибулярного анализатора при самоконтроле можно  рекомендовать пробу Яроцкого. Она  проста и доступна и заключается  в выполнении кружений головой в  одну сторону (вправо или влево) в  темпе два кружения в 1 секунду. Фиксируется  время сохранения равновесия. У нетренированных  оно составляет в среднем 28 секунд [7].

У подготовленных физкультурников  время сохранения равновесия может  составлять 40—60 секунд и более.

Выполнять, описанные выше, пробы рекомендуется парами, например,, сын выполняет пробу,, а отец фиксирует  время сохранения устойчивости и  страхует сына (потеря равновесия может  привести к падению).

Особенности самоконтроля девочек, девушек и женщин заключаются  в основном в проведении гинекологического  самоконтроля, который следует считать  обязательным с момента появления  менструаций (то есть с возраста 12—14 лет). В соответствующий раздел дневника записывается все, что касается менструального цикла (его начало, продолжительность, периодичность, болезненность и т. п.).

Нормальная продолжительность  овариально-менструального цикла может  составлять от 21 до 36 дней (определяется от первого дня менструации до первого дня следующей). Наиболее часто длительность овариально-менструального цикла составляет 27—28 дней, реже 21 — 22, 24—26, 29—30 и еще реже 32—36 дней. Длительность менструальной фазы колеблется от 1 до 5 дней, чаще всего 3—4 дня [5].

В норме овариально-менструальные  циклы характеризуются устойчивой продолжительностью, однако в связи  с заболеваниями, эмоциональными стрессами  или физическими перегрузками длительность овариально-менструального цикла и  характер протекания его может меняться.

В большинстве случаев  во время менструальной фазы отмечается хорошее самочувствие. Однако в этот период довольно часто могут отмечаться вялость, отсутствие желания заниматься физическими упражнениями, по­вышенная  утомляемость. Причем у небольшой  части девочек, девушек и женщин наблюдается особенно плохая переносимость  менструальной фазы. Она сопровождается выраженной болезненностью, раздражительностью, на­рушением сна, повышением артериального  давления и учащением пульса.

Занятия физическими упражнениями разрешаются лишь при благоприятном  протекании менструальной фазы, однако задаваемая физическая нагрузка должна существенно снижаться, исключаются  силовые и прыж­ковые упражнения.  

Заключение

 

Под режимом понимается правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение  времени в течение дня, недели, месяца и т. д.

Основными принципами режима являются строгое и четкое его  выполнение, недопустимость частых и  необоснованных изменений, а также  перегрузок, превышающих пределы  работоспособности организма.

Умственная и физическая работоспособность школьников зависит  от многих факторов: времени суток, недели, четверти, учебного года, состояния  здоровья, биологических ритмов организма.

У большинства подростков работоспособность наиболее высока утром с 8 до 12 часов и вечером  с 16 до 18 часов, а также в середине рабочей недели и четверти.

Чрезмерная и длительная нагрузка приводит к снижению умственной и физической работоспособности. Человек  делает большое количество ошибок, замедляется темп его работы, нарушается координация движений и точность выполнения операций, появляется рассеянность, а иногда головная боль и бессонница. Такое состояние называется утомлением. При неправильной организации труда, непосильных учебных нагрузках  и систематических нарушениях режима дня утомление может стать  хроническим и перейти в переутомление.

Для быстрого восстановления сил и профилактики утомления  и переутомления в свой распорядок следует включать физически активные и информационно-познавательные виды отдыха. Очень важно планировать  активный отдых в выходные дни. Прогулки в лес, сбор грибов и ягод, занятия  физической культурой и спортом, работа на дачном участке — важные составляющие для успешной подготовки к новой трудовой неделе. Хорошо восстанавливает работоспособность  спокойный и глубокий сон. 

Список использованной литературы

 

1. Данилова, Н.Н. Психофизиологическая  диагностика функциональных состояний  [Текст] / Н.Н. Данилова. - М.: МГУ, 1992. - 192 с.

2. Евсеев, С.П. Технологии  физкультурно-спортивной деятельности  в адаптивной физической культуре [Текст] / С.П. Евсеев. - М.: Советский  спорт, 2004. - 165 с.

3. Пирогова, Е.А. Влияние  физических упражнений на работоспособность  и здоровье человека [Текст] / Е.А.  Пирогова, Л.Я. Иващенко, Н.П. Стачко. – Киев: Здоровье, 1996. - 314 с.

4. Платонов, В.Н. Адаптация  в спорте [Текст] / В.Н. Платонов. - Киев: Здоровье, 1996. - 87 с.

5. Селуянов, В.Н. Технология  оздоровительной физической культуры [Текст] / В.Н. Селуянов. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 228 с.

6. М.А. Рунова, “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.- М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с.

7. Т.А.Тарасова, “ Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ” – М.: ТЦ Сфера, 2005-175с.

8. Г.И. Погадаев, “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с.

9. И.А. Чаленко, “Современные уроки физкультуры в начальной школе”- Ростов Н/Д.: Феникс, 2003-256с.

10. Б.Н. Минаев, “Основы методики физического воспитания школьников”: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Просвещение, 1989-222с.

 


Информация о работе Основы физической работоспособности у школьников