Основы физической работоспособности у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:29, реферат

Описание

Цель работы – рассмотреть понятие физическая работоспособность, рассмотреть ее особенности у школьников и основные методики тестирования физической работоспособности.
Задачи:
- изучить основы физической работоспособности школьников в свете научной разработанности;
- выявить особенности показателей физической работоспособности у современных школьников;

Содержание

Введение
Теоретические основы физической работоспособности.
Физическая работоспособность: определение, характеристика смежных с ней понятий.
Особенности физической работоспособности школьников
Методика определения физической работоспособности у школьников
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ФК.docx

— 42.66 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение

Теоретические основы физической работоспособности.

Физическая работоспособность: определение, характеристика смежных  с ней понятий.

Особенности физической работоспособности  школьников

Методика определения  физической работоспособности у  школьников

Заключение 

Список использованной литературы

 

Введение

 

Физическую работоспособность  трактуют как способность человека к выполнению конкретной работы за счет мышечных усилий, которые являются определяющими для достижения конкретного  результата деятельности. Ухудшение  здоровья детей и подростков влияет на физическую работоспособность, хотя по показателям физического развития и ресурсов физического здоровья детей и подростков школьного  возраста отмечается позитивная динамика. Многочисленными исследованиями у  нас и за рубежом установлено, что дети, которые занимаются физической культурой, гораздо меньше болеют ангиной, болезнями органов дыхания, ревматизмом, инфекционными артритами и т.п., чем дети, которые ею не занимаются. Для повышения физической работоспособности  используют биологически-активные вещества, с помощью которых организм обеспечивается витаминами, минералами, незаменимыми аминокислотами и другими веществами.

Все вышеописанное обосновывает актуальную и сложную проблему физического  воспитания подрастающего поколения  и улучшения физической работоспособности.

Анализ научно-методической литературы по проблеме организации  физического воспитания детей старшего школьного возраста показал, что  в настоящее время рассмотрен вопрос формирования общих и специальных  знаний о физическом здоровье на теоретическом, методическом и практическом уровнях; определены факторы, которые влияют на уровень знаний, теоретической  подготовки старшеклассников по физической культуре, взаимосвязь уровня знаний с двигательной активностью, физической подготовкой и функциональными  особенностями организма; обоснована возможность решения проблемы повышения  уровня физического здоровья девушек  в возрасте 17-19-ти лет средствами физического воспитания с учетом их соматотипа; исследована технология внедрения шейпинга в урочные занятия по физическому воспитанию старшеклассниц для повышения интереса девушек к систематическому посещению уроков, уровня их здоровья и физической подготовки.

Цель работы – рассмотреть понятие физическая работоспособность, рассмотреть ее особенности у школьников и основные методики тестирования физической работоспособности.

Задачи:

- изучить основы физической  работоспособности школьников в свете научной разработанности;

- выявить особенности  показателей физической работоспособности у современных школьников;

- рассмотреть основные  методики тестирования физической  работоспособности у школьников.

 

 

  1. Теоретические основы физической работоспособности.
    1. Физическая работоспособность: определение, характеристика смежных с ней понятий.

 

Физическая Работоспособность  - это свойство человека в течение заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы.

  Работоспособность человека зависит от уровня его подготовки, степени закрепленности навыков и опыта (техника и стаж занятия спортом), его физического и психического состояния и других причин и обстоятельств.

Спортивная форма - это состояние организма, термин обозначает готовность спортсмена к выполнению того или иного двигательного действия в максимальном темпе, длительности и т. п. Он носит собирательный характер, т. е. составляющими являются физические, технические, функциональные, тактические, психологические и другие качества. Спортивная форма может быть хорошей, если тренировки проходят на фоне полноценного здоровья спортсмена. Только здоровый спортсмен может переносить большие по объему и интенсивности нагрузки, которые являются факторами стабилизации спортивной формы, функционального состояния [4].

В поддержании гомеостаза и его регуляции важнейшая  роль принадлежит нервной системе, железам внутренней секреции, особенно гипоталамо-гипофизарной и лимбической  системам мозга.

В условиях спортивной тренировки, когда происходит долговременная адаптация  организма к физическим нагрузкам, имеют место морфофункциональные  сдвиги в состоянии системы микроциркуляции  крови. Эти изменения, возникающие  непосредственно во время мышечной деятельности, сохраняются в организме  как следствие и после ее окончания. Накапливаясь в течение длительного  времени, они постоянно приводят к формированию более экономного типа реагирования микрососудов. Специфика  тренировки в том или ином виде спорта обусловливает дифференцированные преобразования микрососудов [5].

Исследования показывают, что большие (чрезмерные) физические нагрузки способствуют значительным сдвигам  в морфологических структурах и  в химизме тканей и органов, а  также ведут к срыву адаптационно-приспособительных  механизмов, что проявляется в  возникновении инфекционных (ОРВИ, грипп и др.) заболеваний и повреждений  опорно-двигательного аппарата.

Утомление — особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под воздействием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, в возрастании затрачиваемой энергии при выполнении одной и той же работы, ухудшении координации движений, в замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания и пр. Мерилом утомления являются изменения количественных и качественных показателей работы, а также физических функций во время работы или в ответ на предъявление специальных тестов [2].

Хорошим средством профилактики утомления при любых видах  деятельности является повышение мотивации  труда и физической подготовленности.

Усталость - субъективное ощущение утомления, отражает множиство изменений биохимических, физических  и психо-физиологических функций, появляющихся во время длительной или интенсивной работы. Вызывает желание либо прекратить ее, либо снизить нагрузку.

Утомляемость - особенность организма в целом или отдельных его частей быть подверженными утомлению.

Глубина развивающегося утомления  при одной и той же нагрузке зависит от степени адаптации  человека к какому-либо виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния работающего, уровней мотивации и нервно-эмоционального напряжения. При физическом труде, тренировках любой тяжести (интенсивности), а также умственном труде утомляемость тем больше, чем ниже уровень общей физической работоспособности.

Особое состояние, возникающее  в процессе работы или общения, где  доминирует эмоциональная составляющая, придающая повышенную оценку всем или  каким-либо элементам деятельности. Нервно-эмоциональное напряжение характеризуется  высоким тонусом ЦНС и повышенной активностью гормонального звена  регуляции [9].

Умственное утомление  проявляется снижением эффективности интеллектуального труда, ослаблением внимания (главным образом, человеку трудно сосредоточиться), замедлением мышления.

Выражается нарушением функции  мышц: снижением скорости, силы, точности, согласованности и ритмичности  движений и т. д. Уменьшается работоспособность.

При постоянном утомлении (переутомлении) возникают выраженные дистрофические и деструктивные изменения части  мышечных волокон. Одной из причин их появления является гипоксия или  нарушение микроциркуляции тканей ОДА.

Хроническое утомление, потеря эластичности мышц (имеет место гипертонус, мышечный дисбаланс и т. п.), мышечные боли, эпизодические спазмы мышц являются предполагающим фактором возникновения  травм опорно-двигательного аппарата [7].

При хроническом утомлении  в тканях происходит недоокисленных продуктов обмена веществ, а это, в свою очередь, приводит к изменению  коллоидного состава тканей, нарушениям кровообращения, что проявляется  повышенной чувствительностью и  болью в мышцах. В этой фазе колоидных  реакций еще не отмечается отечественных  органических изменений в мышцах и возвращение их к норме легко осуществимо. Следует применить криомассаж, сегментарный массаж, гидропроцедуры, фонофорез на фоне снижения физических нагрузок, особенно скоростных и скоростно-силовых.

Нерациональное применение физических нагрузок (тренировок) может  привести к функциональным перегрузкам  тканей ОДА, а в дальнейшем, если тренировки будут проводиться в  таком же режиме, они будут способствовать возникновению травм и заболеваний  ОДА.

Большие физические нагрузки при тренировках в среднегорье  и зонах жаркого и влажного климата приводят к обострению хронических  заболеваний или к перенапряжению кардиореспираторной системы [6].

При интенсивной мышечной работе расход энергии резко возрастает, в связи с чем более интенсивно протекает процесс окисления  веществ в мышечной ткани, увеличивается  доставка кислорода к скелетным  мышцам. Если кислорода для полного  окисления веществ не хватает, то оно происходит частично и в организме  накапливается большое количество недоокисленных продуктов, таких, как  молочная и пировиноградная кислоты, мочевина и др. Это приводит к  отклонению ряда важных констант внутренней среды организма, что не позволяет  ему продолжать мышечную деятельность.

Переутомление и перетренированность - это симптомы невроза, который характеризуется наличием соматических и вегетативных нарушений.

Невротические реакции обычно возникают при монотонных (однообразных), длительных, многообразных и многоразовых тренировках (2-3 раза в день), приводящих к постоянному эмоциональному напряжению [4].

Переутомление и перетренированность  характеризуются ухудшением нервно-психического и физического состояния, снижением  спортивной и общей работоспособности. В большинстве случаев переутомление  и перетренированность наслаиваются друг на друга, давая симптомокомплекс нарушений деятельности организма.

Переутомление проявляется  прежде всего в ухудшении спортивной работоспособности, прекращении роста  достижений, несмотря на интенсивные  тренировки. Ухудшаются общая работоспособность, сон, усиливаются потливость при  выполнении физической нагрузки, сердцебиение (тахикардия), повышается содержание в  крови мочевины, нередко имеют  место изменения на ЭКГ, снижатся пневмотонометрический показатель, отражающий функцию дыхательной  мускулатуры, ЖЕЛ, и другие показатели. Переутомление нарушает слаженность  взаимодействия между корой головного  мозга, нижележащими отделами нервной  системы и внутренними органами [1].

Перетренированность развивается  при систематическом предъявлении спортсмену очень сложных двигательных и такических заданий, сочетающихся с большими физическими нагрузками и недостаточным отдыхом. При  перетренированности тмечаются  повышенная возбудимость, неустойчивость настроения, нежелание тренироваться, вялость. Преобладание процессов торможения, в свою очередь, замедляет восстановительные  роцессы. Ухудшение спортивных достижений и снижение портивной работоспособности - основной симптом перетренированности. Спортсмены высокой квалификации постоянно  тренируются на фоне хронического утомления, поэтому часто возникают травмы и обостряются заболевания ОДА.

Необходимы постоянный врачебный  контроль за функциональным состоянием спортсмена, выявление первых (начальных) признаков переутомления. Особо  контролируются состояние здоровья (артериальное давление, частота сердечных  сокращений, аппетит, потливость при  выполнении физической нагрузки, сон  и др.), функциональное состояние (биохимические  и инструментальный методы исследования) на фоне проводимых интенсивных, объемных тренировочных нагрузок [10].

Ортоклиностатическая проба, биохимические показатели (особенно лактат, мочевина в крови) являются первыми признаками переутомления, и если не внести коррективы в тренировочный  процесс, то возникают более серьезные морфофункциональные изменения в тканях ОДА, сердечной мышце и других органах и системах.

Работоспособность при постоянном объеме тренировки существенно возрастает уже в начальном периоде. В  дальнейшем работоспособность повышается еще в некоторой степени, пока не достигнет стабильного устойчивого  уровня (плато) - предела работоспособности. И дальнейшее повышение работоспособности  возможно лишь в том случае, если нарастает объем тренировок. Стабильный уровень, который достигается путем  предельного увеличения объема тренировок, отражает максимум работоспособности; продолжение тренировки не дает большего эффекта. Эта временная кривая применима  в принципе ко всем формам тренировки. Физиологические сдвиги, вызванные  адаптацией в период тренировки, могут  изменяться в обратном направлении  после ее прекращения [8].

Процессы адаптации, связанные с тренировкой, существенно варьируют в зависимости от ее содержания. Может происходить адаптация скелетных мышц (метаболические изменения или увеличение площади поперечного сечения), сердца или дыхательной системы (увеличение максимальной дыхательной способности) либо нервной системы (внутри- и межмышечная координация). Большая часть этих изменений очень существенна для повышения работоспособности.

Информация о работе Основы физической работоспособности у школьников