Оценка технической подготовленности в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 06:27, курсовая работа

Описание

Показатели спортивной подготовленности являются основой для оценки уровня спортивно-технического мастерства спортсмена. Уровень спортивно-технического мастерства — относительная характеристика свойств специальной подготовленности спортсмена, основанная на сравнении значений показателей свойств оцениваемого спортсмена с соответствующими показателями спорт- смена, принятого в качестве модельного образца-аналога. Эти показатели вклю- чаются в перспективные планы подготовки спортсменов, планы НИР и типовые программы комплексного обследования спортсменов. Количество показателей спортивной подготовленности, подлежащих включению в планы подготовки спортсменов и типовые программы их комплексных обследований, может быть различным в зависимости от целей и уровня спортивного совершенствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Обозначение и сокращение…………………………………………………..4
Глава 1…………………………………………………………………………5
1.1 Объем технической подготовленности………………………………….5
1.2 Разносторонность технической подготовленности……………………..6
1.3 Рациональность техники………………………………………………….7
Глава 2 Эффективность владения спортивной техникой………………….10
2.1 Абсолютная эффективность…………………………………………......10
2.2 Сравнительная эффективность…………………………………………..12
2.3 Реализационная эффективность (эффективность реализации)………..13
Глава 3 Освоенность техники………………………………………………..17
3.1 Стабильность техники…………………………………………………....18
3.2 Устойчивость техники…………………………………………………....19
3.3 Сохранение двигательного умения при перерывах в тренировке……..21
3.4 Автоматизированность……………………………………………….......22
Заключение…………………………………………………………………....23
Литература………………………

Работа состоит из  1 файл

биомеханика.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

         Именно в связи с разной  степенью владения движением издавна были  введены понятия о двигательных  умениях и двигательные навыках. Двигате- льное умение — это приобретенная способность выполнять движение. Под двигательным навыком понимают достаточно хорошо освоенное умение. Харак- теристика физиологических и психологических явлений, лежащих в основе двигательных умений и навыков дается в курсах физиологии и психологии. Здесь достаточно привести только биомеханическую характеристику освоен- ности движений, и в частности тех ее сторон, которые наиболее существенны для спортивно-технического мастерства.

           Для хорошо освоенных движений типичны:

1) стабильность спортивного результата и  ряда  характеристик движения при выполнении его в стандартных условиях;

2) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении движения в меняющихся, в частности усложненных условиях;

3) сохранение  двигательного умения при перерывах  в тренировке;

4) автоматизированность выполнения.

3.1 Стабильность техники

           Спортсмен, хорошо освоивший какое-либо движение, выполнят его в стандартных, неизмененных, условиях с относительно мало дисперсией (разбро- сом, диапазоном отклонений) существенных характеристик.  Конечно, если ему приходится выполнять движение сколько раз, то от попытки к попытке ни результат, ни тем более другие характеристики движения не остаются вполне постоянны. Однако при этом у квалифицированных спортсменов дисперсия спо- ртивного результата и существенных характеристик движения в ответственные его фазы меньше, чем у неквалифицированных спортсменов; отклонения не вы- ходят за допустимые пределы, при которых движение оказывается невыполне- нным или значительно снижается спортивный результат (Бернштейн Н. А.,1997).

             Особенно четко эти особенности технического мастерства спортсменов  высокой квалификации проявляются в тех двигательных заданиях, где тре- буется воспроизвести определенный результат, обеспечить высокую точность (все виды стрельбы, броски в цель, прыжки в воду и т. п.). Если же стоит задача показать максимальный результат (легкая атлетика, спортивные локомоции и др.) то, судя по биомеханическим исследованиям, стабильность техники в процессе роста спортивного мастерства достигается раньше, чем ее высокая эффективность. Например, при повторном толкании ядра уже спортсмены II разряда имеют такой же разброс характеристик  техники, как и мастера спорта  международного класса хотя при этом технические ошибки у второразрядников очень велики. Овладев не вполне эффективной техникой, они воспроизводят ее стабильно. Освоенность техники у них xopoшая, эффективность — нет. В подобном случае хорошая освоенность техники может мешать ее дальнейшему совершенствованию (Бернштейн Н. А.,1997).

            По ходу движения происходит коррекция отклонений и ошибок, допу- щенных в каких-либо характеристиках движения или первых фазах движения. Например, если у квалифицированных баскетболистов при выполнении штраф- ного броска ноги начинают разгибание медленнее, чем следует, то разгибание рук произойдет быстрее. Внешне это выражается в отрицательной корреляции между скоростями разгибания ног и рук. При этом ошибка, допущенная вначале (недостаточная скорость разгибания ног), не вызывает ошибки в наиболее ответ- ственной финальной характеристике движения — скорости вылета мяча. Хотя ноги начали движение медленнее, чем следует, руки исправили эту ошибку, и скорость вылета мяча не вышла за допустимые пределы. Если такой коррекции не происходит, то ошибка, допущенная вначале, приводит к появлению ошибки в результирующей характеристике движения. Например, у начинающих футбо- листов неточность в постановке опорной ноги при ударе по мячу вызывает резкое отклонение мяча от цели. У спортсменов-разрядников эта зависимость выражена меньше, футболисты-мастера умеют исправлять подобную первона- чальную неточность  по ходу выполнения удара (Дубровский В.И., 2004). 

3.2 Устойчивость техники

           Устойчивость техники характеризуется степенью изменения ее эффек- тивности. Чем меньше снижение эффективности, тем выше устойчивость техни- ки. Основными факторами, под действием которых изменяется эффективность техники, являются: изменение состояния спортсмена, действия противника, изменение внешних условий.

           1. Изменение состояния спортсмена, в частности утомление и эмоциона- льное возбуждение, связанное с ответственными соревнованиями, присутствием зрителей, преодолением страха. В условиях ответственных соревнований эффек- тивность техники может снизиться. Это особенно касается технических дейс- твий, требующих высокой точности выполнения. В то же время эмоциональное возбуждение способствует проявлению больших величин силы, быстроты, выно- сливости, гибкости.

           2. Действия противника. Существует давнее изречение: «Игрок играет настолько хорошо, насколько ему позволяет противник». Это справедливо и для единоборств. Однако спортсмены высокого класса при встрече с любым против- ником сохраняют достаточно высокую эффективность действий.

Сохранение  высокой эффективности действий достигается благодаря превосход- ству в скоростных и силовых качествах, тактическом мастерстве, морально-во- левой подготовке. Существенное значение имеет и техническое мастерство. Спортсмены высокого класса могут выполнить один и тот же прием при ши- роком варьировании начальных условий и подготовительных действий. Схема- тически это можно представить в виде «воронки», широкая часть которой соответствует подготовительным фазам приема, а узкая — основным. Чем выше мастерство, тем больше широкая часть «воронки». При этом квалифициро- ванные спортсмены могут, находясь в одной и той же ситуации, выполнить не один, а несколько приемов; широкие части «воронки» у них как бы перекры- ваются. Кроме того, в подготовительных фазах приема они чаще и более квали- фицированно выполняют обманные движения («финты»), сокращают длитель- ность подготовительной фазы до оптимальной и т. д. — все это обеспечивает неожиданность приема для противника.

           3. Внешние условия. Иногда даже незначительное изменение внешних условий существенно затрудняет выполнение движения. Например гимнаст, привыкнувший выполнять соскок с перекладины находясь лицом в определен- ную сторону, нередко не может сделать его лицом в , противоположную сторону. Изменение инвентаря, погодных условий, опорных поверхностей (снега, льда, дорожки, покрытия площадки) может отрицательно сказаться на результате, если только спортсмен не был заранее к этому подготовлен (Жуков Е.К.,1995). 

3.3 Сохранение двигательного умения   при   перерывах  в тренировке 

           Чем лучше освоено движение, тем прочнее сохраняется двигательное уме-  ние при перерывах в тренировке. Степень сохранения ее оценивают двумя способами:

           а) по уровню (качеству) выполнения движения после перерыва (например,  если до перерыва в тренировке спортсмен выполнял движение правильно всег- да, а после перерыва только в половине всех случаев, то степень сохранения двигательного умения равна 50%);

          б) по скорости (времени, числу попыток), необходимой для восстанов- ления умения до первоначального уровня (например, если прыгуну в воду для первоначального овладения прыжком «три с половиной оборота вперед» с выш- ки понадобилось 200 попыток, а после длительного перерыва он вновь достиг тех же оценок за этот прыжок через» 50 попыток, то степень сохранения будет: 100% х 150:200=75%).

         Разные движения сохраняются и воспроизводятся по-разному. Люди, на- учившиеся в детстве плавать, ездить на велосипеде, кататься на коньках, затем могут выполнять эти движения всю жизнь, даже после многолетнего перерыва. В то же время метатели копья каждой весной тратят много времени и усилий на восстановление техники, утраченной за зиму. Эти различия определяются, конечно, не только своеобразием движений (что, впрочем, тоже существенно), но и разными требованиями к ним. Основа двигательного навыка сохраняется долго, порой на всю жизнь, но эффективность движения падает. Пловец, год не видевший воды, конечно, не разучится плавать, однако, даже если за это время его физическое состояние не ухудшилось, он может сразу после перерыва,не показать высоких результатов из-за возникших погрешностей в технике. (Дубровский В.И., 2004).

          Для длительного сохранения движения необходимо его «сверхзаучи- вание», т. е. длительное закрепление, многократные повторения уже после того, как достигнута необходимая эффективность техники. Экспериментально пока- зано, что чем продолжительнее время, в течение которого движение выпол- нялось, тем прочнее сохраняется спортивная техника (Бернштейн Н. А.,1997).

3.4 Автоматизированность 

Автоматизированность  характеризуется возможностью выполнять, движения не фиксируя специально внимания на процессе выполнения. Человек, впервые в жизни севший в академическую лодку-одиночку, не может одновременно грести и выполнять какое-либо дополнительное умственное задание (например, решать арифметические задачи); его внимание полностью сконцентрировано на сохра- нении равновесия и технике гребли. Квалифицированные гребцы могут грести, выполняя умственную работу: их внимание занято техникой гребли лишь части- чно. О степени автоматизированности движений судят с помощью так называе- мого метода дополнительных заданий, который позволяет установить, насколько внимание спортсмена концентрируется на выполнении движения. Для этого определяют способность человека к переработке информации в спокойных усло- виях (например, наговаривают ему с магнитофона трехзначные числа, а он должен быстро решить, делится ли очередное число на три; подсчитывается об- щее число ошибок), а затем то же задание предлагают ему во время выполнения какого-либо движения. При этом подсчитывают, насколько увеличивается число ошибок, а затем определяют степень автоматизированности движения.

              Некоторые движения» например ходьба, могут быть настолько хорошо освоены, что умственная работа во время их выполнения становится даже эффективнее, чем в покое (Бернштейн Н. А.,1997). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Показатели спортивной подготовленности являются основой для оценки уровня спортивно-технического мастерства спортсмена. Техническая подготов- ленность (или, другими словами, техническое мастерство) спортсменов характе- ризуется тем, что умеет делать спортсмен и как он владеет освоенными дейст- виями..

       Объем технической подготовленности определяется числом технических действий, которые умеет выполнять или выполняет спортсмен.

       Разносторонность характеризуется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен или которые он применяет на соревно- ваниях. Объем и разносторонность технической подготовленности являются важными показателями мастерства спортсменов, особенно в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий (игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание на коньках и др.).

       Различают три группы показателей эффективности спортивной техники: абсолютная эффективность, сравнительная эффективность, реализационная эф- фективность.

       Показатели абсолютной эффективности характеризуют близость к образцу, в качестве которого выбирается наиболее рациональный вариант техники, опре- деленный на основе биомеханических, физиологических, психологических, эсте- тических соображений.

       Показатели сравнительной эффективности характеризуют близость к образ- цу, в качестве которого выбирается техника спортсменов высокой квалифи- кации.

       Идея реализационных показателей состоит в сопоставлении показанного спортсменом результата, либо с тем достижением, которое он по уровню развития своих двигательных качеств потенциально может показать, либо с затратами энергии и сил при выполнении оцениваемого спортивного движения.

         Техническое действие может быть освоено (заучено, закреплено) спорт- сменами в разной степени. Освоенность движения — относительно самосто- ятельная характеристика технического мастерства, не зависящая от эффектив- ности техники. Спортсмен, хорошо освоивший какое-либо движение, выполнят его в стандартных, неизмененных, условиях с относительно мало дисперсией (разбро- сом, диапазоном отклонений) существенных характеристик. 

         Устойчивость техники характеризуется степенью изменения ее эффек- тивности. Чем меньше снижение эффективности, тем выше устойчивость техни- ки. Основными факторами, под действием которых изменяется эффективность техники, являются: изменение состояния спортсмена, действия противника, изменение внешних условий. Чем лучше освоено движение, тем прочнее сохраняется двигательное умение при перерывах в тренировке. Степень сохране- ния ее оценивают двумя способами:

а) по уровню (качеству) выполнения движения после перерыва;

б) по скорости (времени, числу попыток), необходимой для восстановления уме- ния до первоначального уровня.

        Для длительного сохранения движения необходимо его «сверхзаучивание», т. е. длительное закрепление, многократные повторения уже после того, как дос- тигнута необходимая эффективность техники. Экспериментально показано, что чем продолжительнее время, в течение которого движение выполнялось, тем прочнее сохраняется спортивная техника (Бернштейн Н. А.,1997).

Информация о работе Оценка технической подготовленности в спорте