Оценка технической подготовленности в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 06:27, курсовая работа

Описание

Показатели спортивной подготовленности являются основой для оценки уровня спортивно-технического мастерства спортсмена. Уровень спортивно-технического мастерства — относительная характеристика свойств специальной подготовленности спортсмена, основанная на сравнении значений показателей свойств оцениваемого спортсмена с соответствующими показателями спорт- смена, принятого в качестве модельного образца-аналога. Эти показатели вклю- чаются в перспективные планы подготовки спортсменов, планы НИР и типовые программы комплексного обследования спортсменов. Количество показателей спортивной подготовленности, подлежащих включению в планы подготовки спортсменов и типовые программы их комплексных обследований, может быть различным в зависимости от целей и уровня спортивного совершенствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Обозначение и сокращение…………………………………………………..4
Глава 1…………………………………………………………………………5
1.1 Объем технической подготовленности………………………………….5
1.2 Разносторонность технической подготовленности……………………..6
1.3 Рациональность техники………………………………………………….7
Глава 2 Эффективность владения спортивной техникой………………….10
2.1 Абсолютная эффективность…………………………………………......10
2.2 Сравнительная эффективность…………………………………………..12
2.3 Реализационная эффективность (эффективность реализации)………..13
Глава 3 Освоенность техники………………………………………………..17
3.1 Стабильность техники…………………………………………………....18
3.2 Устойчивость техники…………………………………………………....19
3.3 Сохранение двигательного умения при перерывах в тренировке……..21
3.4 Автоматизированность……………………………………………….......22
Заключение…………………………………………………………………....23
Литература………………………

Работа состоит из  1 файл

биомеханика.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский  государственный Университет

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра спорта, туризма и двигательной рекреации 
 
 
 

Курсовая  работа

По  курсу: Биомеханика

На  тему: «Оценка технической подготовленности в спорте» 
 
 

   Нормаконтролер                                                      Выполнил:

                                                                                    Студент группы – ФКиС-352

  _________                                                                           

«_____» ___________2008г. _________

      «_____» ___________2008г.

                                                                                      Проверил:

                                                                                      доцент, к.б. н.

                                                                                      Ненашева Анна Валерьевна

      __________

      «_____» ___________2008г. 
 
 
 
 

Челябинск – 2008

Оглавление 

Введение………………………………………………………………………3

Обозначение и  сокращение…………………………………………………..4

Глава 1…………………………………………………………………………5

1.1 Объем технической подготовленности………………………………….5

1.2 Разносторонность технической подготовленности……………………..6

1.3 Рациональность техники………………………………………………….7

Глава 2 Эффективность владения спортивной техникой………………….10

2.1 Абсолютная эффективность…………………………………………......10

2.2 Сравнительная эффективность…………………………………………..12

2.3 Реализационная эффективность (эффективность реализации)………..13

Глава 3 Освоенность техники………………………………………………..17

3.1 Стабильность техники…………………………………………………....18

3.2 Устойчивость техники…………………………………………………....19

3.3 Сохранение двигательного умения при перерывах в тренировке……..21

3.4 Автоматизированность……………………………………………….......22

Заключение…………………………………………………………………....23

Литература………………………………………………………………….....25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

         Показатели спортивной подготовленности являются основой для оценки уровня спортивно-технического мастерства спортсмена. Уровень спортивно-технического мастерства — относительная характеристика свойств специальной подготовленности спортсмена, основанная на сравнении значений показателей свойств оцениваемого спортсмена с соответствующими показателями спорт- смена, принятого в качестве модельного образца-аналога. Эти показатели вклю- чаются в перспективные планы подготовки спортсменов, планы НИР и типовые программы комплексного обследования спортсменов. Количество показателей спортивной подготовленности, подлежащих включению в планы подготовки спортсменов и типовые программы их комплексных обследований, может быть различным в зависимости  от  целей и уровня спортивного совершенствования.

          Техническая подготовленность (или, другими словами, техническое масте- рство) спортсменов характеризуется тем, что умеет делать спортсмен и как он владеет освоенными действиями..

          В первую группу показателей входят: а) объем; б) разносторонность; в) ра- циональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен. Во вторую: а) эффективность, б) освоенность выполнения (Бернштейн. Н. А.,1997).

         В курсовой работе мы подробно  рассмотрим эти показатели, от  которых зависит уровень спортивно-технического  мастерства  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Обозначение и сокращение 

МПК – максимальное потребление кислорода

ПАНО – порог анаэробного обмена

др. - другое

КПД – коэффициент  полезного действия

ЦТ – центр тяжести 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Объем технической подготовленности

           Объем технической подготовленности определяется числом технических действий, которые умеет выполнять или выполняет спортсмен. В этом случае технику обычно оценивают по факту исполнения (выполнил — не выполнил, умеет — не умеет).

           Различают общий и соревновательный объем технической подготовлен- ности. Общий объем характеризуется суммарным числом технических действий, которые освоены данным спортсменом; соревновательный объем — числом различных технических действий, выполняемых в условиях соревнований. Так, например, гимнасты – мастера спорта международного класса умеют выполнять на каждом из снарядов(кроме опорного прыжка) 120-200 элементов. Таким образом, на всех шести снарядах гимнасты высокого класса могут выполнить примерно 750-1000 различных элементов. Таков технический объем гимнаста высокого класса. На одних соревнованиях он конечно не выполнит все эти элементы сразу. Соревновательный объем значительно меньше общего. Техника борьбы (в частности, вольной) насчитывает свыше 1000 приемов, большинство ведущих борцов владеет в совершенстве лишь небольшим числом атакующих действий (нередко лишь одним - двумя). Это, конечно, не означает, что квалифицированные борцы умеют выполнять только эти действия; в схватках со спортсменами низкой квалификации они могут продемонстрировать большой объем технических действий, однако в решающих поединках они от- дают предпочтение лишь излюбленным приемам (Дубровский В.И., 2004). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Разносторонность технической подготовленности 

           Разносторонность характеризуется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен или которые он применяет на соревно- ваниях. Соответственно и здесь выделяют общую или соревновательную разнос- торонность. Технические действия, освоенные спортсменом, могут принадл- ежать к одной группе (например, в вольной борьбе — броски с захватом руками за руки и туловище противника) или к разным группам (броски с захватом руками за ноги противника, с действием ногами на ноги противника и др.). В последнем случае разносторонность технической подготовленности спортсмена выше. У более разносторонних в техническом отношении спортсменов более гармонична и физическая подготовленность, в частности топография силы (Бернштейн Н. А.,1997).

            Объем и разносторонность технической подготовленности являются важными показателями мастерства спортсменов, особенно в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий (игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание на коньках и др.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Рациональность техники

           Рациональность технических действий определяется возможностью дос- тичь на их основе высших спортивных результатов. Рациональность техники — это характеристика не спортсмена, а самого способа выполнения движения, используемой разновидности техники. Та или иная техника может быть более или менее рациональной (например, при плавании вольным стилем самым рациональным способом оказывается кроль, хотя пловцу вовсе не возбраняется любой другой способ). В истории почти каждого вида спорта были периоды смены одних способов выполнения движений другими, более рациональными. Никто из квалифицированных спортсменов не использует сейчас брасс на спине и баттерфляй – в плавании, четырехшажный попеременный  ход – в лыжных гонках, поворот плугом и полуплугом в горнолыжном спорте, способ «нож- ницы» в прыжках в высоту и «согнув ноги» - в прыжках в длину. Эти способы либо исчезли вовсе, либо используются при обучении начинающих.(Жуков Е.К.,1995).

         Рациональность технических действий определяется следующим образом. В прыжках в высоту (рис. 1) результат (Я) зависит от:

H 1 — высоты центра тяжести (ЦТ) тела в момент отрыва от земли;

H 2—высоты  подъема ЦТ тела в прыжке (высоты  подпрыгивания);

H 3 —  расстояния от ЦТ тела до  планки в момент перехода через                                          

h = h 1+ h 2- h 3

В способе «фосбюри» h 1 меньше, чем в других способах прыжка (главным образом, за счет маха не прямой, а согнутой ногой), но h 2 больше из-за более выгодных условий отталкивания. В результате высота подъема ЦТ тела в прыжке ( h 1 t + h 2 ) примерно одинакова во всех способах. Однако h 3 в перекидном и «фосбюри» мало и практически одинаково (6—8 см), а в прыжке «ножницами» недопустимо велико (до 25—30 см). Из-за этого, прыгая «ножницами», нельзя показать высокий результат, этот способ нерационален. (Дубровский В.И., 2004). 
 

 

Рисунок 1 —  Рациональность технических действий в прыжках в высоту 

Перекидной  способ и «фосбюри» примерно одинаково  рациональны.

        В толкании ядра сильнейшие спортсмены используют сейчас два основных варианта техники:

1) с  линейным махом ноги (без поворота),

2) с круговым махом ноги (с поворотом, примерно как в метании диска).

      Какой из этих вариантов более рационален, пока точно неизвестно.

      Рассмотренные три показателя технической подготовленности спортсмена (объем, разносторонность и рациональность технических действий) говорят лишь о том, что умеет выполнять спортсмен. Но они не отражают качества испо- лнения — как спортсмен выполняет движения, насколько хорошо он владеет ими. Ведь может случиться так, что из двух спортсменов с равными физичес- кими возможностями победит тот, кто хорошо овладел нерациональной техни- кой (например, хорошо прыгает «ножницами» или плывет баттерфляем), а не тот, кто разучил пусть и рациональную технику, но владеет ею плохо (прыгает способом «фосбюри» неумело, плывет «дельфином» неправильно).  
 
 
 

          Поэтому при оценке технической подготовленности необходимо учи- тывать качественную сторону владения движением — эффективность и освоен- ность его выполнения (Дубровский В.И., 2004). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Эффективность владения спортивной техникой

         Эффективностью владения спортивной техникой (или эффективностью техники) того или иного спортсмена называется степень близости ее к наиболее рациональному варианту. Эффективность техники (в отличие от рациональнос- ти) — это характеристика не того или иного варианта техники, а качества владения техникой.

         В зависимости от того, как определяется рациональная техника (образец, стандарт), различают три группы показателей ее эффективности (Бернштейн Н. А.,1997). 

2.1 Абсолютная эффективность

          Показатели абсолютной эффективности характеризуют близость к образцу, в качестве которого выбирается наиболее рациональный вариант техники, определенный на основе биомеханических, физиологических, психологических, эстетических соображений.

Информация о работе Оценка технической подготовленности в спорте