Методы спортивной тренировки, используемые в учебной деятельности студентов по физическому воспитанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:57, реферат

Описание

В настоящее время невозможно не признать важнейшей роли образа жизни человека в сохранении и укреплении здоровья, где ведущее место занимает физическая культура. В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Содержание

Введение 3
Основная часть 3
1.1 Методические принципы физического воспитания 4
1.2 Средства физического воспитания 7
1.3 Методы физического воспитания 8
1.4 Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов физического воспитания 10
1.5 Круговая тренировка 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

3 курс реферат 2 семестр.docx

— 44.14 Кб (Скачать документ)

Соревновательный  метод используется как в относительно элементарных формах, для активизации занимающихся при выполнении отдельных упражнений на занятиях, так и в самостоятельном виде в качестве контрольных или официальных спортивных соревнований. Главная черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. 
Соревнование (или состязание), подобно игре, относится к числу наиболее широко распространенных общественных явлений. Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.

Словесный и сенсорный  методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации. Благодаря словесному методу можно сообщать необходимые знания, активизировать и углублять восприятие, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

Посредством сенсорных методов  обеспечивается наглядность (визуальное восприятие), слуховые и мышечные ощущения. Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.       Сенсорные методы могут реализоваться в форме:

      • показа самих упражнений;

      • демонстрации  наглядных пособий;

      • предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками;

      • кино- и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кино-кольцовок, специальных учебных кинофильмов, видеозаписей выполнения упражнений);

      • избирательно-сенсорной  демонстрации для воссоздания  отдельных параметров движений  с помощью аппаратурных устройств  (метронома, магнитофона, системы  сигнализирующих электроламп).

В общем перечне  сенсорных методов  могут быть представлены:

      • метод  направленного «прочувствования» движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания;    

      • метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);

      • методы  лидирования и текущего сенсорного  программирования, в которых часто  используется специальная электронная  аппаратура, нередко с обратной  связью (видео- и звуколидеры, указывающие, например, расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения).

 

 

 

 

1.4 Нагрузка и  отдых как специфические компоненты  методов физического воспитания

Одну из важнейших основ  всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования  нагрузки и порядок сочетания  ее с отдыхом.

"Нагрузкой" в физическом упражнении называют величину воздействия на организм. Этим термином обозначают, прежде всего, количественную меру воздействия физических упражнений.

Нагрузка в различных  методах физического воспитания бывает стандартной - практически одинаковой по своим внешним параметрам в каждый момент выполнения упражнения и переменной - меняющейся по ходу упражнения.

Структура методов физического  воспитания определяется в значительной мере и тем, имеет ли нагрузка в  процессе занятия непрерывный либо интервальный (прерывистый) характер.

 Отдых, как составной  элемент методов физического  воспитания, может быть пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности) и активным (переключение на какую либо деятельность, отличную от той, какая вызвала утомление).

Активный отдых, при определенных условиях, дает лучший эффект, чем пассивный. Часто обе эти формы отдыха сочетаются, причем в начале интервала  между нагрузками дается активный отдых (ходьба или упражнения на расслабление между "подходами"), а затем - пассивный. Противоположное сочетание дает менее выгодный эффект.

Длительность интервала  между частями нагрузки при различных  методах устанавливается согласно преимущественной направленности воздействий  и закономерностям протекания восстановительных  процессов. Возможны интервалы трех типов: ординарные, жесткие и экстремальные.

Ординарным называют такой интервал, который гарантирует к моменту очередной части нагрузки практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня, что позволяет провести работу без дополнительного напряжения функций. В отличие от этого при жестком интервале очередная   часть нагрузки приходится на период недовосстановленного состояния отдельных функций или организма в целом, что, однако, не обязательно будет выражаться в уменьшении внешних параметров нагрузки: работа может повторяться в течение некоторого времени без существенного их изменения, но с возрастающей объективной и субъективной напряженностью. Наконец экстремальным называют такой интервал, при котором очередная часть нагрузки совпадает с фазой повышенной работоспособности, наступающей вследствие закономерностей врабатывания.

Эффект, достигаемый с  помощью того или иного интервала, непостоянен. Он меняется в зависимости  от суммарной нагрузки, которую задают при использовании определенного метода. Поэтому один и тот же по длительности интервал может быть в различных условиях и экстремальным, и ординарным, и жестким (например, интервальный бег с максимальной скоростью, при пятиминутном отдыхе: 2x60 м; 6x60 м; 12x60м).

Таким образом, задаваемая нагрузка (параметры ее объема и интенсивности, порядок повторения, изменения и  сочетания с отдыхом), а также  особенности интервалов отдыха имеют  существенное значение для характеристики методов физического воспитания. Конкретные особенности того или  иного метода во многом определяются именно особенностями избираемого способа регулирования нагрузки и отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Круговая тренировка

В процессе физического воспитания нередко, в рамках одного и того же занятия, используется ряд различных физических упражнений (например, из общеподготовительной и спортивной гимнастики, тяжелой атлетики и других видов спорта). При этом возникает необходимость методически упорядочить их воздействие в целом.

В 60-е годы были детально разработаны специальные методические формы, предназначенные для комплексного использования различных физических упражнений. Особенно широкое распространение  получила так называемая "круговая тренировка".

Основу круговой тренировки составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение упражнений, подобранных и объединенных в комплекс и выполняемых в порядке последовательной смены "станций". На каждой "станции" (обычно их 8 - 10) повторяется один вид движений или действий (приседания с отягощением, отжимание в упоре, подтягивание и т.д.). Большинство из них имеет относительно локальный или региональный характер, т.е. воздействует преимущественно на определенную мышечную группу (мышцы нижних конечностей, верхних конечностей и т.д.); как правило, в "круг" включаются также 1-2 упражнения общего воздействия. Число повторений на каждой "станции" устанавливают индивидуально.

В комплексы круговой тренировки включают в большинстве случаев  технически несложные и предварительно хорошо разученные движения главным  образом из числа средств общеподготовительной и спортивной гимнастики, а также из тяжелой атлетики и некоторых других видов спорта.

 К основным вариантам круговой тренировки относятся: 

1.круговая тренировка по методу длительного непрерывного упражнения (преимущественная направленность на воспитание общей выносливости);

2. круговая тренировка по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (преимущественная направленность на воспитание силовой и скоростно-силовой выносливости);

3. круговая тренировка по методу интервального упражнения с ординарными интервалами отдыха (преимущественная направленность на воспитание силовых и скоростно-силовых способностей в сочетании с другими компонентами физической работоспособности). 

В круговой тренировке хорошо сочетаются достоинства избирательного, направленного и общего, комплексного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект "переключения" (смены деятельности), что создает благоприятные условия для проявления высокой работоспособности и положительных эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Воспитание  физических качеств  основывается на постоянном стремлении сделать сверхвозможное для себя, удивить окружающих  своими возможностями. Но для этого со  времени рождения  нужно постоянно и регулярно  выполнять  правила  правильного  физического  воспитания.

Основным  этапом в воспитании  этих качеств  является  образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого  происходит закрепление нужного  учебного материала для его  дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительному труду)

Тысячи лет  человечество  искало  чудесный  эликсир  жизни,  отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель.  А  он  оказался гораздо ближе - это физическая культура,  дающая  людям  здоровье,  радость, ощущение полноты  жизни.  Современный  специалист  должен  быть  закаленным, физически культурным человеком. Строить  себя,  свое  здоровье  по  жесткому графику трудно. Но если это удается, то удается и все остальное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы 

  1. Белорусова В.В. Физическое образование. — М.: Логос, 2003. 
  2. Лайзапе С. Я. Физическое воспитание. — М.: Просвещение, 2004.
  3. http://www.magma-team.ru/kursovye-i-diplomnye-raboty-po-fizicheskoy-kulture/metodicheskie-printsipy-fizicheskogo-vospitaniya-i-ih-realizatsii-v-protsesse-zanyatiy-fizicheskimi-uprazhneniyami
  4. http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/FIZVOSP/METOD/MULIN_UP/WEBUMK/frame/1.htm

 


Информация о работе Методы спортивной тренировки, используемые в учебной деятельности студентов по физическому воспитанию