Методы спортивной тренировки, используемые в учебной деятельности студентов по физическому воспитанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:57, реферат

Описание

В настоящее время невозможно не признать важнейшей роли образа жизни человека в сохранении и укреплении здоровья, где ведущее место занимает физическая культура. В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Содержание

Введение 3
Основная часть 3
1.1 Методические принципы физического воспитания 4
1.2 Средства физического воспитания 7
1.3 Методы физического воспитания 8
1.4 Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов физического воспитания 10
1.5 Круговая тренировка 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

3 курс реферат 2 семестр.docx

— 44.14 Кб (Скачать документ)

ФГБОУ ВПО СПбГТЭУ

«Санкт-Петербургский государственный  экономико-технологический колледж  питания»

 

 

 

Реферат по дисциплине

Физическое воспитание

На тему: Методы спортивной тренировки, используемые в учебной деятельности студентов по физическому воспитанию

 

 

 

Преподаватель: Шилова Н.И

Выполнила: студентка группы 3ТО-450

Константинова Мария

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2013

Содержание

Введение                                                                                                                                        3                              

    1. Основная часть                                                                                                            3

  1.1 Методические принципы физического воспитания                                                             4

  1.2 Средства физического воспитания                                                                                       7

  1.3 Методы физического воспитания                                                                                         8

  1.4 Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов физического воспитания    10

  1.5 Круговая тренировка                                                                                                            12

Заключение                                                                                                                                   14

Список использованной литературы                                                                                           15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время невозможно не признать важнейшей  роли образа жизни человека в сохранении и укреплении здоровья, где ведущее  место занимает физическая культура. В возрастном развитии человека очень  важная роль принадлежит физическому  воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому  развитию растущего организма и  его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Физическая  культура — это самостоятельная  область общей культуры человека. Древнейшим ее компонентом является физическое воспитание, возникшее еще  в первобытном обществе в связи  с естественной необходимостью для  человека выжить в борьбе за свое существование.

Физическая  культура личности как сторона ее культуры является фактором, влияющим на поведение человека. От ее сформированности в значительной мере зависит самостоятельное использование средств физической культуры для физического самосовершенствования, формирования.

Вместе с  тем было бы ошибкой отождествлять  оздоровительную физическую культуру только с совершенствованием телосложения, с формированием высокого уровня физической подготовленности, двигательных умений и навыков, то есть с задачами только двигательного характера. Оздоровительная  физическая культура предполагает не изолированное развитие физических способностей, а их взаимодействие с духовным, эстетическим, интеллектуальным совершенствованием личности. Она является одним из важнейших средств воспитания человека.

Физическое  воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование специальных  знаний, умений и навыков, а так  же на развитие разносторонних физических способностей человека.

Нельзя забывать и о том, что бессистемное обучение физической культуре может не помочь, а, наоборот, навредить организму. Необходимо помнить о том, что полезно  только физическое воспитание, основанное на строгой и понятной системе.

 

 

 

 

    1. Основная часть
    1. Методические принципы физического воспитания.

Физическое воспитание как  вид воспитания, специфическим содержанием  которого являются обучение движениям  и управление развитием физических качеств человека. Когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению  к трудовой, оборонной и иной деятельности говорят о физической подготовке.

К методическим принципам физического воспитания относятся:

1. сознательность и активность;

      2. наглядность;

      3. доступность;

      4. систематичность;

      5. динамичность.

Однако в сфере физического  воспитания и, в частности, в области  спортивной подготовки эти принципы наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.

Принцип сознательности и активности. Этот принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развился устойчивый интерес к ним. Однако необходимая мотивация к занятиям у некоторых студентов возникает не сразу. Здесь потребуется индивидуальная разъяснительная работа преподавателя со студентом. Одновременно необходим сознательный анализ и самоконтроль успехов и неудач самого занимающегося.

Принцип наглядности. Наглядность — необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное — создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

Непосредственная наглядность  — это показ двигательного  задания самим преподавателем или  наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными  действиями с помощью предметов, и образными выражениями.

Тренировочное задание может  восприниматься не только глазами, но и другими органами чувств. В некоторых  спортивных движениях важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядность»  включает и слуховое восприятие, дополняющее  зрительное.

Принцип доступности. Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся.

Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном  процессе, а предполагает посильную  меру этих трудностей, которые могут  быть успешно преодолены. Занимающийся в этом процессе — не пассивный  субъект, а активно действующее лицо. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности.

Принцип систематичности. Принцип систематичности — это, прежде всего, регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Регулярность занятий  предполагает рациональное чередование  психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине «Физическая культура» — регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.

Принцип систематичности  при проведении учебно-тренировочных  занятий во многом обеспечивает преемственность  и последовательность в освоении учебного материала.

Принцип систематичности  обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередований нагрузок и отдыха.

Не меньшее значение имеет  и вариативность, т.е. видоизменение упражнений, динамичности нагрузок, обновление форм и содержания занятий без изменения их целевой направленности. Это разнообразит учебно-тренировочный процесс, снижает психологические перегрузки, возникающие при выполнении однообразных заданий.

Принцип динамичности. Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков — координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.

Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годовом циклах являются своеобразным фоном, на который накладываются прямолинейная и ступенчатая динамика.

В заключение еще раз важно  подчеркнуть тесную взаимосвязь  рассмотренных методических принципов, поскольку, в конце концов, они  отражают отдельные стороны и  закономерности одного и того же процесса физического воспитания.

Отсюда следует, что ни один из указанных принципов не может  быть реализован в полной мере, если игнорируются другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Средства физического  воспитания

К средствам  физического воспитания относятся  физические упражнения, оздоровительные  силы природы и гигиенические  факторы.

Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения. Физическое упражнение  - это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания. Содержание физического упражнения составляют входящие в него действия и те основные процессы, которые происходят в организме по ходу выполнения упражнения, определяя величину его воздействия.

В настоящее  время существует несколько классификаций  физических упражнений. Наиболее приемлемой является классификация упражнений по их требованиям к физическим качествам. Выделяются следующие виды упражнений:

•скоростно-силовые, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, поднимание штанги и т.п.);

• требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.);

• требующие проявления координационных и других способностей в условиях строго регламентированной программы движений (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду и т.п.);

• требующие комплексного проявления физических качеств в условиях перемененных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (борьба, спортивные игры и т.п.).

Помимо представленной относительно общей классификации  существуют так называемые частные  классификации физических упражнений в отдельных специальных дисциплинах.

Оздоровительные силы природы и  гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

Физические  упражнения в сочетании с естественными  факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма  к ряду неблагоприятных воздействий  внешней среды.

 

 

 

 

      1.  Методы физического воспитания

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

• метод регламентированного упражнения;

• игровой метод;

• соревновательный метод;

• словесный и сенсорный методы.

Метод регламентированного  упражнения предусматривает:

- твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);

- по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;

- создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Этот  метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество вариантов  при общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия  для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств, способностей.

Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо спортивными играми. В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества. 
Игровой метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности и позволяет развивать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность и инициативность.

Информация о работе Методы спортивной тренировки, используемые в учебной деятельности студентов по физическому воспитанию