Методы коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение особенностей методов коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
На основе анализа научно-методической литературы изучить методы коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения.
Изучить особенности физического развития и функционального состояния детей с нарушением зрения в возрасте 9-10 лет.
Разработать методику лечебной физической культуры для данной категории больных детей и оценить ее эффективность.
Оценить влияние лечебной физической культуры на формирование адаптационных возможностей организма детей с методов коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения.

Содержание

Введение………….……………………………………………………..…….....3-4
Глава I. Обзор литературы по данной проблеме…………………………...5-18
1.1. Основные формы нарушения зрения у детей…………………………….5-7
1.2. Основы деятельности дошкольных учреждений……………………...…7-9
1.3. Основы деятельности школ……………………………………………....9-12
1.4. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения…………………………………………………………………………12-16
1.5. Коррекция отклонений в физическом развитии………………………16-18
Глава II. Методы, организация и методика исследования……...………..19-30
2.1. Методы исследования ………………………………………….…………..19
2.2. Организация исследования…………………………………………..…20-30
Глава III. Результаты исследования…………………………………..........31-33
Выводы…..………………………………………………...…………….........34-35
Список литературы……………………………………………..……………36-37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение………….……………………………………………………..…….....3-4

Глава I. Обзор литературы по данной проблеме…………………………...5-18

1.1. Основные формы нарушения зрения у детей…………………………….5-7

1.2. Основы деятельности дошкольных учреждений……………………...…7-9

1.3. Основы деятельности школ……………………………………………....9-12

1.4. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения…………………………………………………………………………12-16

1.5. Коррекция  отклонений в физическом развитии………………………16-18

Глава II. Методы, организация и методика исследования……...………..19-30

2.1. Методы исследования ………………………………………….…………..19

2.2. Организация  исследования…………………………………………..…20-30

Глава III. Результаты исследования…………………………………..........31-33

Выводы…..………………………………………………...…………….........34-35

Список литературы……………………………………………..……………36-37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность – Зрение  принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать  и сохранять зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это  трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрения должно быть уделено особое внимание.

Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно  отражается и на функциональных свойствах  зрительного анализатора - наших глазах.  С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый - близорукий. Нарастают и возрастные изменения глаза, приводящие к дальнозоркости. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Одна из главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны родителей, врачей и педагогов к вопросам гигиены зрения и освещения.

Цель  исследования – изучение особенностей методов коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения.

Задачи  исследования:

  1. На основе анализа научно-методической литературы изучить методы коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения.
  2. Изучить особенности физического развития и функционального состояния детей с нарушением зрения в возрасте 9-10 лет.
  3. Разработать методику лечебной физической культуры для данной категории больных детей и оценить ее эффективность.
  4. Оценить влияние лечебной физической культуры на формирование адаптационных возможностей организма детей с методов коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения.

Объект  исследования – Педагогический процесс, в учебных учреждениях, направленный на повышение морфофункциональных характеристик детей с нарушением зрения.

Предмет исследования – методика коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения.

Гипотеза  – предполагаю, что разработанная мною частная методика лечебной физической культуры с учетом возрастных особенностей улучшит физическое состояние и здоровье детей с нарушениями зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Обзор литературы по данной проблеме

    1. Основные формы нарушения зрения у детей

Окружающий  нас мир виден четко и ясно, когда все отделы зрительного анализатора работают гармонично и без помех. Но может наступить момент, когда, например, тускнеют и блекнут краски или границы предметов становятся размытыми, а иногда появляются искажения или темные «завесы» перед глазами и т.д. - это, значит, произошло нарушение работы зрительного анализатора и пришла болезнь. Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

Спазм аккомодации

Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Он (спазм) сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Частота спазма аккомодации значительна. Профессор  А.И. Данилевский его сотрудники полагают, что подобным нарушением страдает каждый шестой близорукий школьник. По данным Р.С. Зильбермана, при слабой близорукости спазм встречается в 35, 2 %, при средней (3,0D - 6,0D) - в 28,4 %. Школьник, у которого развивается стойкое напряжение цилиарной мышцы, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния ребенка, режима его жизни и занятий, своевременности диагностики и правильно назначенного лечения глаз. Профилактика спазма аккомодации, имеющая большое значение ввиду частоты этого поражения, его тяжести и длительности, должна осуществляться родителями, педагогами и офтальмологами.

Близорукость

Как правило, это  приобретенное заболевание, когда  в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость

В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное  с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм

Это особый вид  оптического строения глаза. Явление  этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Косоглазие

Косоглазие - положение  глаз, при котором зрительная линия  одного глаза направлена на рассматриваемый  предмет, а другого - отклонена в  сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к  виску - расходящимся, вверх или вниз - вертикальным.

Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной  работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаза, косящий  же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

    1. Основы деятельности дошкольных учреждений

Дошкольные  учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2—3 до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей, и подготовку их к обучению в школе.

Педагогическая  работа направлена на гармоническое  развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка. Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы.

Задача специальной  педагогики в данном случае состоит в систематической работе по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей, в заботе по охране и развитию зрения, слуха, осязания, т. е. всей компенсирующей системы (Л. И. Плаксина, Т. П. Свиридюк и др.). В соответствии с Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения организуются следующие дошкольные учреждения: детские дома для слепых и слабовидящих, включая детей с амблиопией и детей с косоглазием; детские сады и ясли с круглосуточным и дневным (12-часовым) пребыванием для слабовидящих детей, а также для детей с косоглазием и амблиопией; дошкольные группы для слабовидящих детей, а также для детей с косоглазием и амблиопией при детских садах и яслях-садах общего типа; дошкольные группы при школах-интернатах для слабовидящих и слепых.

В детских домах, дошкольных группах  при школах для слепых детей воспитываются дети с наиболее тяжелыми нарушениями зрения, т. е. совершенно слепые, или же дети со столь незначительными остатками зрения, что его нельзя использовать для непосредственной зрительной работы. Кроме обычных образовательно-воспитательных задач работа детского дома (дошкольных групп) направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится работа по гигиене, охране, развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, по формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживания.

В детские сады (группы при школах) для слабовидящих детей принимаются дети с остротой зрения 0,05—0,4 с коррекцией очками. Дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользования очками. У детей развиваются все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и вдаль, наблюдения за движущимися предметами, способность различать форму предметов, краски, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве. Развитие зрительных функций дополняется также развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются здесь к систематическим занятиям в школе.

Для детей с амблиопией и косоглазием  существует развитая сеть дошкольных учреждений. В них осуществляется целостная система коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы. В связи со специфическими задачами учреждений для детей с косоглазием и амблиопией режим дня имеет свои особенности, связанные с проведением целого комплекса лечебных мероприятий. Сочетание коррекционно-воспитательных мероприятий с лечебно-восстановительными создает благоприятные условия для развития неполноценного зрения, коррекции вторичных нарушений, способствует улучшению подготовки детей к обучению в школе. Длительность пребывания в дошкольных учреждениях детей с амблиопией и косоглазием — от одного года и более в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, с учетом заключения врача-офтальмолога.

    1. Основы деятельности школ

Специальные школы для слепых и  слабовидящих детей являются предметом постоянной государственной заботы. Они содержатся на средства государства и находятся в ведении органов народного образования. Во всех школах обучаются дети независимо от национальной и расовой принадлежности, вероисповедания, социального положения родителей.

Обучение и воспитание детей  с глубоким нарушением зрения направлено на формирование у них научно-материалистического мировоззрения. Специфика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем: учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, формирование приемов и способов учебной, игровой и трудовой деятельности на суженной сенсорной основе, дифференцированный подход к детям; перераспределение учебного материала, изменение сроков его прохождения, дозирование учебных нагрузок, применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптики и тифлотехнических устройств, расширяющих познавательные возможности детей; специальное оформление учебных классов и кабинетов, создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-восстановительной работы; усиление работы по профориентации, социально-трудовой адаптации и самореализации учащихся.

Общеобразовательные школы для  слепых и слабовидящих детей состоят из трех ступеней: первая ступень — начальная школа (I—IV кл.), вторая ступень — основная, или неполная средняя, школа (V—X кл.), третья ступень — средняя школа (XI— XII кл.). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка — детству, отрочеству, юности.

Школа первой ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, коррекцию отклонений в развитии, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование умения и желания учиться. В начальной школе осуществляются занятия по развитию зрительного восприятия, осязания (у слепых), ЛФК, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве, коррекции речевых нарушений.

Учащиеся начальной школы овладевают элементами наглядно-образного и  теоретического мышления, приобретают  умения и навыки учебной деятельности; обучаются чтению, письму, счету, пониманию изображений; осваивают элементарные приемы и способы личной гигиены, самообслуживания, мобильности, ориентировки. Обучение ведется по специальным учебным планам и программам.

Школа второй ступени (основная, или  неполная средняя, школа) закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь социалистического общества. Продолжается работа по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охране зрения, укреплению здоровья. Школа развивает потенциальные возможности ребенка, формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами трудовой деятельности с учетом путей профессионального обучения и трудоустройства инвалидов по зрению. Учащиеся обучаются по программам массовой общеобразовательной школы с некоторыми изменениями в связи с особенностями развития (изобразительное искусство, черчение, физкультура, труд)- Всю программу обучения основной школы они проходят за 6 лет. В связи с увеличением срока обучения на 1 год по сравнению с массовой школой дается иное распределение учебного материала по предметам в V—X классах.

Информация о работе Методы коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения