Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:46, курсовая работа
Цель исследования – изучение особенностей методов коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
На основе анализа научно-методической литературы изучить методы коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения.
Изучить особенности физического развития и функционального состояния детей с нарушением зрения в возрасте 9-10 лет.
Разработать методику лечебной физической культуры для данной категории больных детей и оценить ее эффективность.
Оценить влияние лечебной физической культуры на формирование адаптационных возможностей организма детей с методов коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения.
Введение………….……………………………………………………..…….....3-4
Глава I. Обзор литературы по данной проблеме…………………………...5-18
1.1. Основные формы нарушения зрения у детей…………………………….5-7
1.2. Основы деятельности дошкольных учреждений……………………...…7-9
1.3. Основы деятельности школ……………………………………………....9-12
1.4. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения…………………………………………………………………………12-16
1.5. Коррекция отклонений в физическом развитии………………………16-18
Глава II. Методы, организация и методика исследования……...………..19-30
2.1. Методы исследования ………………………………………….…………..19
2.2. Организация исследования…………………………………………..…20-30
Глава III. Результаты исследования…………………………………..........31-33
Выводы…..………………………………………………...…………….........34-35
Список литературы……………………………………………..……………36-37
В процессе исследования анализировались и обобщались данные научно-методической литературы о строении и функции зрительного анализатора в норме и при близорукости и астигматизме, особенности физческого развития детей с ослабленным зрением. А также задачи, принципы и особенности методики реабилитационных мероприятий для детей с близорукостью и астигматизмом различной степени тяжести. Всё это позволило получить наиболее полное представление о состоянии изучаемого вопроса и как следствие этого поставить цели и определить задачи исследования.
Педагогическое тестирование включало следующие тесты:
Тест на определение скоростных качеств - бег на дистанцию 30 и 60 м. На дорожке отмечается линия старта и линия финиша. Направление бега должно быть таково, чтобы солнце не светило в глаза бегущему ребенку. Незрячим предлагается бежать на звуковой сигнал (хлопки, свисток, голос учителя, шаги впереди бегущего, т.е. бег за лидером и др.). Время фиксируется секундомером.
Тест на определение скоростно-силовых качеств - прыжок в длину с места. Ученик прыгает, отталкиваясь двумя ногами с сильным взмахом руками вперед-вверх (для незрячих - осязательный ориентир) и приземляется на обе ноги. Измеряется результат между линией отталкивания и отпечатком ног при приземлении (по пяткам) в см. Засчитывается лучшая из двух попыток. Для незрячих линия отталкивания должна быть осязательно ощутима: резиновый коврик, размеченная линия на полу, слева от которой расположен озвученный мяч и др. Направление места приземления можно отметить звуковым сигналом - метроном, озвученный мяч и пр. Приземление обязательно выполнять на маты. Та группа учащихся, которым противопоказаны прыжки, от данного теста освобождаются.
Тест на определение силы подвижности позвоночника - наклон туловища вперед из положения, стоя при выпрямленных коленях. Руками необходимо коснуться пола у носков ног (правой ладошкой у правого носка, левой ладонью - у левого носка). Это положение зафиксировать в течение двух секунд. Измеряется максимальная величина наклона. Если ребёнок коснулся пола у носков ног, то ставится нулевая отметка со знаком "+". Если не дотянулся до нулевой отметки, то определяется это расстояние в см и результат засчитывается со знаком "-".
Тест на определение силы - в первую очередь выполняются следующие измерения. 1. Количество подтягиваний на перекладине. 2. Динамометрия ручная - измерение сил (в кг) правой и левой кисти с помощью ручного динамометра в положении стоя. Не разрешается делать резких движений, сгибать и разгибать руку. Засчитывается лучшая из двух попыток. 3. Определение силы мышц спины по продолжительности нахождения в положении "лодочка" (лежа на животе, руки и ноги при этом прямые и подняты от пола). Секундомер включается в момент поднятия рук и ног от пола и выключается в момент их опускания. Результат засчитывается в секундах. При выполнении этого теста следить, чтобы дети не задерживали дыхание.
Программа реабилитационных мероприятий для детей с нарушением зрения.
Занятия проводят с учетом предусмотренного учебного плана 4-5 раз в неделю по 40 минут во внеурочное время. Состав группы 5-6 человек. Форма и тип урока ЛФК в специальной школе те же, что и в массовой школе. Существенным отличием является трудность проведения фронтальной работы, обусловленной рядом специфических причин.
Основными из них являются:
1. Наличие в группе детей с разной остротой зрения (тотально слепые, частично зрячие, с нарушением полей зрения, со светоощущением, со светобоязнью и пр.).
2. Наличие в группе детей с сочетанной патологией (различные нарушения осанки, плоскостопие и т.д.).
3. Неблагоприятный период дошкольного воспитания, не способствующий познавательной и двигательной активности на основе сохранных анализаторов.
4 Отсутствие
у детей опыта осязательно-
Схема построения урока по ЛФК.
Урок ЛФК отличается от общеобразовательного урока физкультуры тем, что он несет коррекционную направленность на компенсацию вторичных отклонений с учетом состояния первичного дефекта. Содержание его обуславливается задачами программного материала по ЛФК для детей со зрительной патологией. Урок ЛФК состоит из трех частей: вводная часть, основная и заключительная. Вводная часть занимает 1/6 - 1/8, основная - 3/4 и заключительная -1/8 часть общего времени урока. Вводная часть представляет собой постепенную подготовку организма к предстоящей физиологической нагрузке.
При этом предусматриваются следующие задачи:
1) организация группы, концентрация внимания;
2) воспитание сознательного отношения к принятию правильного положения тела;
3) создание эмоционального настроя на занятие;
4) умеренное
воздействие на сердечно-
5) прямое или косвенное воздействие на те недостатки, которые преобладают у ученика;
6) активизация работы сохранных анализаторов;
7) оптимальный выбор исходного положения для основной части урока. Можно использовать методы разностороннего влияния на организм. В частности, ходьба простая и усложненная (с остановками, изменением направления); упражнения, способствующие повышению обменных процессов (бег с изменением темпа); общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами; танцевальные упражнения; простейшие упражнения в равновесии и координации движений; сочетание упражнений на дыхание и расслабление; упражнения на формирование правильной осанки; на формирование пространственных представлений; упражнения на использование и развитие сохранных анализаторов.
Цель основной части - изменение величины физиологической нагрузки на организм. В этой части урока решаются следующие основные задачи:
1) освоение
основных двигательных умений
и навыков, предусмотренных
2) ликвидация
недостатков физического
В заключительной части предусматривается снижение физиологической нагрузки, нормализация деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, введение облегченного исходного положения. Снятие утомления, закрепление сформированных в основной части урока навыков, переход к дальнейшему включению учащихся в режим дня. Эти задания выполняются путем упражнений на внимание, для глаз, на расслабление, дыхательных, ритмических и танцевальных, ходьбой в медленном темпе, играми малой интенсивности ("Тише едешь - дальше будешь", "Пограничники" и др.), выполнение задания на внимание (десять шагов вперед, 9 - назад, 9 шагов вперед, 8 - назад и пр.).
Урок должен быть эмоционально насыщен. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя. Необходимо менять тембр звука: громко, тихо, мягко, строго, учитывая психическое состояние учащихся, их быструю утомляемость, специфические особенности развития слепых и слабовидящих детей. Используются адаптированные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, отвлекающие упражнения для борьбы с навязчивыми движениями. Умышленно создаются ситуации успеха.
Комплексы упражнений.
1. Упражнения
общеразвивающей
2. Дыхательные упражнения.
3. Специальные упражнения для глаз.
4. Упражнения для коррекции осанки.
Общеразвивающие упражнения.
1. И.п. основная стойка руки
на поясе, вращательные
2. И.п. основная стойка руки к плечам, вращательные движения руками вперед и назад (темп умеренный; повторить 8-10 раз).
3. И.п. основная стойка руки на поясе, вращательные движения в тазобедренных суставах по часовой и против часовой стрелки (темп медленный, амплитуда движений не глубокая; повторить 6 раз в каждую сторону).
4. И.п. основная стойка руки на поясе, махи ногами (темп нормальный, ноги в коленях не сгибать; повторить 10 раз).
5. И.п. основная стойка руки на поясе, приседания не отрывая пяток от пола (темп нормальный; повторить 10 раз).
6. И.п. основная стойка руки в стороны – вдох руки вверх выдох – руки через стороны вниз. Задержаться на выдохе 2-3 сек. (повторить 4-5 раз).
7. Ходьба 150-200 метров.
8. Медленный бег 6-10 минут + ходьба 100-150 метров.
9. Ходьба на месте.
10. Водные процедуры.
Специальные упражнения для глаз.
1. В положении стоя - смотреть прямо перед собой 2-3 сек, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки в 25-30 см от глаза смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 10-12 раз.
2. В положении стоя - вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной на средней линии лица, медленно приближать палец, пока не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
3. В положении стоя - расположить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаза, прикрыть ладонью левой руки глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек.; то же самое проделать с пальцем л евой руки, затем убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек., повторить 5-6 раз.
4. В положении стоя - отвести
руку в правую сторону,
5. Упражнения с гимнастической палкой. Смотреть на палку.
6. Упражнения с обручем - вращая его в руке. Смотреть на кисть.
7. И.п. - стоя, смотреть вперед на
какой-нибудь предмет. Голову
повернуть направо, затем
8. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
9. Сидя, быстро поморгать в течение 1-2 минут. Двигаться должны только веки; моргать без усилий, следить за тем, чтобы брови сохранялись в расслабленном состоянии.
10. Сидя, закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в течение 1 мин.
11. И.п. - сидя. "Пальминг". Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5-10 секунд, положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность 20-30 секунд.
12. В положении сидя: тремя пальцами
каждой руки легко нажать на ве
13. И.п. -стоя (сидя) перевод взгляда с близкого на дальнее расстояние (двумя глазами).
14. И.п. - стоя (сидя) поочередный перевод взгляда из угла в угол спортзала.
15. И.п. - сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги приподнять. "Ножницы" - окрестные движения ногами, смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать.
Комплекс упражнений для развития упражнений для развития устойчивости к утомлению.
1. И.п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5с. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.
2. И.п. - сидя. Быстрые моргания в течение 1 минуты. Способствует улучшению кровообращения.
3 . И.п. - стоя. 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 - поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, 3 - перевести взгляд на конец пальца и смотреть него 3-5с, 4 -опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
4. И.п. - сидя. 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 - перевести взгляд на кончик носа на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение развивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.
5. И.п. - сидя. 1 - закрыть веки, 2 - массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
6. И.п. - стоя. 1 - отвести правую руку в сторону, 2-4 - медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и сове ршенст-вуем их координацию.
7. И.п. - стоя. 1 - поднять правую руку вверх, 2-4 медленно пере двигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального действия и совершен ствует их координацию.
8. И.п. - сидя. 1 - тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, 2 -спустя 1-2 с. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
Глава III. Результаты исследования
Для оценки эффективности реабилитационных мероприятий было проведено обследование контрольной и экспериментальной групп в начале и конце эксперимента. Субъективные и объективные показатели в контрольной группе качественно мало отличались от основной группы наблюдаемых.
В качестве критериев эффективности были использованы:
Информация о работе Методы коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения