Физическое воспитание ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:54, реферат

Описание

Воспитывать спортивные наклонности нужно с раннего детства. Очень важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости», как назвал его великий русский физиолог И.П. Павлов, - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время – вот главное, что надо знать родителям на этот счет.

Содержание

Введение 3
Начальное ознакомление детей со спортом 3
Совместные занятия спортом детей и родителей 5
Формы физического воспитания в семье…………………………………………………….12
Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий 12
Инвентарь и место для занятий 15
Заключение 16
Используемая литература 17

Работа состоит из  1 файл

Физическое воспитание ребенка в семье.docx

— 60.23 Кб (Скачать документ)

     3.4.        Катание на коньках. 

        Катание на коньках стимулирует  двигательную активность дошкольников, улучшает состояние их здоровья  и общую физическую закалку.  Систематически выполняемые движения  на воздухе приводят к благоприятным  изменениям в развитии органов  дыхания и дыхательной мускулатуры.  При передвижении на коньках  многократно повторяются одни  и те же движения, происходит  постоянное чередование напряжение  и расслабления мышц ног при  смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свод стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение. 

        Катание на коньках – сложный  вид движения, состоящий из отталкивания, правильной постановки конька  при скольжении, сохранения равновесия. Сложность движений на коньках  обусловливается взаимосвязью и  общим ритмом двигательного акта  при скольжении по льду на  ограниченной площади опоры. Учить  детей этому виду спортивных  упражнений начинают с 5 лет. 

        Первые занятия целесообразно  провести в помещении: рассмотреть  коньки с ботинками, примерить,  попытаться завязать шнурки. Шнурки  должны быть широкими, нужной  длины, чтобы завязывался бантик и не оставались чересчур длинные концы. На подъеме ноги научиться шнуровать туго, на пальцах свободно, чтобы ноги не мерзли. 

        Не сразу осваивают ребята  правильную посадку конькобежца  – ноги слегка согнуты, туловище  наклонено вперед, спина и плечи  расслаблены. 

        В положении стоя учиться держать  ступни прямо. Чтобы не портить  пола и коньков, упражнения  в помещении надо выполнять  на резиновом коврике, дорожке  или не снимая с коньков чехлы. 

        После того, как ребенок привыкнет  к обуви и конькам, походить  по снегу, затем на лед. 

        С первых шагов на льду учить  правильно падать:  на бок, пригибая голову к груди, или вперед «рыбкой» - проскользить по льду на животе, вытянув руки. Нельзя опираться на руки, чтобы их не сломать! Можно падать в близко расположенный сугроб. 

        Обучению бегу на коньках следует  отводить первое время не более  8-10 минут, так как дети от  напряжения быстро утомляются. Выражается  это обычно в желании присесть  или в жалобе на усталость  в ногах. Время для занятий  увеличивается постепенно до 20-30 минут. 

        Во время катания надо следить  за дыханием ребенка, чтобы  он дышал через нос и не  задерживал дыхания. Особенного  внимания требует ребенок, перенесший  отит, ОРЗ, ему разрешается катание  при температуре воздуха от +2 до –80.

     3.5.        Езда на велосипеде.

        Езда на велосипеде оказывает  сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость. 

        Для обучения езде должна быть  дорожка шириной 3-4 м, длиной  не менее 30-50 м, так как ребята  затрудняются делать повороты. Овладевают  дети ездой в разные сроки.  Некоторые долго держатся напряженно, скованно, не умеют ездить свободно  и легко. Взрослый должен четко  указать, какую ошибку допускает  ребенок, разъяснить, как ее устранить,  например: «Резко поворачиваешь,  а надо тише»; или: «Сильнее  нажимай на педали».

     3.6. Бег. 

     Древнегреческие мудрецы говорили: 

     Хочешь  быть здоровым – бегай! 

     Хочешь  быть красивым – бегай! 

     Хочешь  быть умным – бегай! 

        Этими словами они подчеркивали  огромное значение бега для  укрепления здоровья, достижения  гармоничного телосложения, развития  умственных способностей. 

        Бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Оно выполняется преимущественно на свежем воздухе, не требует специального оборудования. Умение быстро и ловко бегать помогает ребенку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях. Эффективен бег для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности. Беговые нагрузки дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей: для ослабленных ребят бег на короткое расстояние в невысоком темпе постепенно укрепляет их здоровье, а тренированный ребенок пробегает больше и темп его бега выше. Велико значение бега для воспитания выносливости. Умение преодолеть быстро небольшое расстояние или, наоборот, пробежать большую дистанцию пригодится будущему солдату, геологу. Привычка бегать поможет получить ежедневную дозу движений, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека. 

        Задания для детей следует  разнообразить, чтобы не снижался  интерес к бегу.

     Кто раньше. Трое – четверо детей  стоят в кружках на одной стороне  площадки. На противоположной стороне (расстояние 10-15 м) также обозначены кружки по числу играющих. По сигналу дети бегут на другую сторону, стараясь быстрее встать в круг. Выигрывает тот, кто сделает это первым. 

        Догони обруч. Дети ставят обруч  ободом на пол, энергично отталкивают  и бегут за ним. 

        Повышению интереса детей к  бегу способствуют более сложные  задания, например, остановиться, сменить  направление бега, пробежать змейкой  между предметами. В этом беге  ноги несколько больше согнуты  в коленях, нога ставится на  переднюю часть стопы, руки  помогают сохранять равновесие, поэтому иногда разводятся в  стороны. 

        Дети 5-6 лет любят соревноваться  в беге, играя в игры, например, «Кто скорей к мячу», «Кто  скорее обежит дерево». Им уже  не требуется в таком объеме, как младшим, показывать движения. Они лучше воспринимают объяснения, указания, могут самостоятельно  заметить ошибки. Взрослый направляет  внимание ребят на тех, кто  может служить примером: бежит  легко, ритмично, правильно соблюдая  технику бега. 

        Добеги и прыгни. Несколько детей  стоят шеренгой. На расстоянии 10 м от них начерчена полоса  шириной 30-40 см, над ней подвешены  на шнуре ленточки. По сигналу  воспитателя дети быстро выбегают  вперед и снимают ленточки. Выигрывает  тот, кто первым выполнит задание,  при этом подпрыгивать он должен  в обозначенной полосе. 

        Догони мяч. Четверо – пятеро  детей перебрасывают мяч через  веревку, натянутую на высоте 1,5 м, догоняют его и ловят,  не давая ему коснуться земли  более 1-2 раз. Надо стараться  бросать мяч повыше, но недалеко. Бросать можно маленький или  большой мяч, одной или двумя  руками. Расстояние до веревки  – 50-60 см. 

        Если бег проводится без игровой  ситуации, то в этом случае  следует выдерживать небольшой  темп, не ускорять и не замедлять  его, бежать ритмично, шаги недлинные,  движения рук расслабленные. 

        По возможности надо чаще использовать  бег босиком по песку, мелкой  воде, земляным и травянистым  дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов,  могущих привести к травмам.  Тренировки в беге желательно  проводить в теплое время года, весной и осенью, не боясь мелкого  моросящего дождя. Помимо закаливания,  бег в неблагоприятных условиях  укрепляет характер детей, их  настойчивость, выдержку, создает  привычку ежедневно заниматься  физическими упражнениями. 

     Привлечение ребенка к спорту и организация  спортивных занятий

 

     Начинайте заниматься с ребенком с первых же дней его жизни. Бережно относитесь к нежным тканям младенца, вооружившись основательными знаниями, подробно приведенных в специальной литературе. Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятий в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка – в школе, физкультурном обществе и культурно-просветительных учреждениях, где ребенок занимается под руководством специалиста.

     Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с  ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно  хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня  занятий в режиме вашей семьи  и затем придерживайтесь его. Следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью. Продолжительность занятий родителей с ребенком различна: она зависит от возраста ребенка, от лимита свободного времени родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребенок до или после занятий.

     Утренние  занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются»  мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки лучше  использовать легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает  времени и терпения для разучивания  новых, более сложных упражнений. Продолжительность утренних занятий  – не более 10 минут.

     До  обеда обязательно дайте ребенку  возможность погулять на свежем воздухе. Если есть время, можно в эти часы провести 15-20-минутный, более интенсивный  урок, включив в него упражнения для больших групп мышц.

     После обеда необходим покой; ребенок  дошкольного возраста должен спать  или хотя бы спокойно лежать не менее 2 часов. После сна полезны непродолжительные  взбадривающие упражнения и более  длительные – по возможности на открытом воздухе.

     Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных движений с предметами и для упражнений на различных  снарядах – желательно в обществе сверстников. В эти же часы удобно провести более длительное тренировочное  занятие с одним из родителей (около 20 мин.).

     Упражнения  перед ужином – наиболее частая форма совместных занятий, так как  родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания  акробатических упражнений, проведения игр и совершенствования достигнутых  результатов.

     После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна, а, кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают.

     Обязательно нужно использовать любую возможность  подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе – чаще всего она  предоставляется в выходные дни.

     Для нормального развития ребенка очень  важно ежедневное пребывание на свежем воздухе. Интересен такой факт: пока ребенок в грудном возрасте, родители добросовестно соблюдают это  требование, но когда дети подрастают, родители частенько о нем забывают. Ребенок нуждается в активных движениях на воздухе, причем в любую  погоду. Если ребенок в летнее время  может проводить весь день на воздухе, это благоприятно отражается на его физическом развитии. В некоторых детских учреждениях дети играют, едят и спят на свежем воздухе. В результате они меньше болеют и больше двигаются.

     Для нормального физического развития здорового ребенка недостаточно просто сопровождать мать в магазин  за покупками, спешить за ней по наиболее оживленным улицам города; необходимым  требованием для него является возможность  свободно побегать. Родители обычно торопятся и не осознают, что ребенку приходится все время бежать, чтобы угнаться за их темпом. Таким образом, организм его получает чрезмерную нагрузку. Во время долгих походов родители тоже переоценивают детские силы. Ребенку гораздо полезнее просто побегать, поиграть – в этом случае он сам контролирует степень утомления.

     Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается  в движении и охотно выполняет  все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или  иного движения или превращать занятия  в скучный урок. Дошкольники еще  не испытывают потребности учиться  в буквальном смысле слова. В связи  с этим тренировки должны проходить  в форме игры – тогда ребенок  все время будет находиться в  прекрасном настроении. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые виды игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные  движения.

Информация о работе Физическое воспитание ребенка в семье