Физические упражнения для профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст (от трёх до семи лет) особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности. К сожалению, многие недооценивают значение этого возраста, рассматривая его как переход от младенчества (когда ребёнку уделяется много внимания) к школьному периоду (когда внимание потребуется вновь), как своеобразный отдых, но именно сейчас формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность.

Содержание

Введение 3
Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности.
7
Виды нарушений осанки.
14
Методика профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.
19
Физические упражнения - основное средство физического развития
22
Комплекс физических упражнений для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников.
31
Заключение 36
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 456.79 Кб (Скачать документ)

 

       

3. Методика профилактики нарушения осанки                                               у детей дошкольного возраста 

       Своевременное выявление и лечение заболеваний  обмена, нервной системы, внутренних органов, коррекция ортопедических дефектов является важным звеном в сохранении и восстановлении осанки.

       Очень полезно в комплексе профилактических мероприятий закаливание. Оно повышает устойчивость детей к заболеваниям и стрессам, способствует укреплению здоровья, нормализации мышечного тонуса.

       Профилактика  нарушения осанки у детей дошкольного  возраста предполагает прежде всего достаточную двигательную активность ребенка, продолжительность статических и динамических нагрузок в пределах возрастной нормы. Необходимо таким образом организовать игры, занятия, чтобы дети вырабатывали привычку стоять, ходить, сидеть с прямой спиной, держать голову прямо. При проведении утренней гигиенической гимнастики, занятий физической культурой, подвижных игр полезно включать упражнения, способствующие укреплению мышечного корсета, ягодичных мышц. После сон часа эффективно выполнение одного - двух упражнений, формирующих правильную осанку.

       Большинство детских игр происходит на полу. Поэтому важно научить ребенка сидеть на полу с прямой спиной. Позы сидя на полу с прямой спиной можно включить в игры, использовать в качестве исходных положений при занятиях физкультурой.

       Важно приучить ребенка стоять прямо, не сутулиться, не стоять на полусогнутой ноге с наклоном, не прогибаться чрезмерно в пояснице. Для этого положение прямостояния включается в подвижные и малоподвижные игры, занятия физической культурой, как исходное положение.

       Укреплению  мышечного корсета, формированию правильной осанки служит плавание и большая  часть упражнений в воде. Это связано  с плотностью воды. Вода оказывает большее сопротивление движению, чем воздух, поэтому нагрузка на мышцы больше. Но пресная вода разгружает тело на 90%, следовательно, плавание и упражнения в воде выполняются в условиях гравитационной разгрузки. Занятия любыми симметричными видами спорта и подводящими к ним упражнениями положительно влияют на осанку 6.

       Важно выработать у детей привычку сидеть с прямой спиной. Такая задача имеет  решение лишь при одном условии: ребенку должно быть удобно. Для этого высота мебели должна соответствовать росту ребенка. Высота сиденья стула определяется расстоянием от пола до оси вращения коленного сустава, высота столешницы - на 1-2 см выше уровня локтевого отростка свободно опущенной руки сидящего ребенка. Важно соблюдать отрицательную дистанцию сидения, когда сиденье стула частично заходит под поверхность стола. Это позволяет удобно положить предплечья на стол и приблизить объект рассмотрения к глазам. При работе с книгой желательно использовать подставку. Если в силу внешних или внутренних причин у ребенка уже появились проблемы с осанкой, рекомендуется использовать более комфортную посадку при работе сидя. Для этого на сиденье стула устанавливают подставку, скошенную под углом 15 градусов. На столешницу и под стопы устанавливают подставки, скошенные под углом 10 градусов7. Такая посадка позволяет разгрузить поясничный отдел позвоночника, сохранить физиологические изгибы позвоночника в положении сидя, избежать перенапряжения зрения, вследствие сокращения расстояния от глаз до поверхности стола.

       Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает  неправильное положение во время сна. С гигиенической точки зрения спать следует на полужесткой постели. Постель должна держать вес ребенка, не проваливаться под ним. Желательно использовать небольшие плоские подушки.

       Итак, профилактика нарушений осанки — длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания. Профилактика нарушений осанки у дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.

 

  1. Физические  упражнения – основное средство физического  развития
 

       Возникновение физических упражнений уходит корнями  в далекое прошлое. Они были непосредственно  связаны с удовлетворением человеком жизненно важных инстинктов и потребностей в пище, жилье, тепле, продолжении рода, в движении и т.д.

         По мере развития человека  совершенствовались и его движения. Важную роль в возникновении  физических упражнений сыграли  трудовая деятельность, охота и  даже войны. Чтобы выжить, человеку  приходилось совершенствовать свои психофизические качества: быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость.

       Возникновению физических упражнений способствовали трудовые процессы, охота, религиозные обряды, инициации и многие другие события и процессы, происходящие в обществе.

         С развитием человеческого общества  сходство между трудовыми действиями  и собственно физическими упражнениями  утрачивалось. Из сложной двигательной  деятельности, связанной с процессом  труда, постепенно вычленялись отдельные действия, которые затем стали применяться в физическом воспитании как упражнения (бег, метание, прыжки и др.). Специально создавались упражнения для различных групп мышц. Они выполнялись с предметами и без них. Широко использовались подвижные игры, возникшие на заре развития человеческого общества (горелки, лапта, ловишки и др.). Постепенно появляются и спортивные игры: баскетбол, теннис, хоккей, футбол и т.д.

         Развитие и создание физических  упражнений не прекращается. В  настоящее время создаются новые системы развития двигательной активности ребенка, направленные на его дальнейшее физическое развитие.

       Физические  упражнения — основное средство физического  воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.

         Физические упражнения являются  чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма.

         Термин «упражнение» в теории  и практике физического воспитания  имеет два значения. Им определяют  виды двигательных действий, сложившиеся в качестве средств физического воспитания, а также процесс неоднократного воспроизведения действий, которые организуются в соответствии с методическими принципами. Хотя эти понятия взаимосвязаны, однако имеются и различия между ними. В первом случае речь идет о том, посредством чего воздействуют на физическое состояние ребенка в процессе физического воспитания; во втором — как, какими методами осуществляется это воздействие. Чтобы четко разграничить эти значения, необходимо внести терминологическое уточнение: в первом случае целесообразно пользоваться термином «физическое упражнение», во втором — термином «метод (или методики) упражнения».

         Двигательные действия, совершаемые  ребенком, многообразны: это труд, лепка,  рисование, игра на музыкальных  инструментах, игровая деятельность и т.д. Совокупность его движений, объединенных в целостные действия, проявляется в активном отношении к жизни. «Все бесконечное разнообразие внешнего проявления мозговой деятельности, — писал И.М.Сеченов, — сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению»8.

         Двигательные действия способствуют  удовлетворению потребности ребенка  в движении и одновременно развивают его.

         К физическим упражнениям относятся  только те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям. Отличительным признаком физических упражнений является соответствие их формы и содержания сущности физического воспитания, закономерностям, по которым оно происходит. Например, если в целях физического воспитания используются ходьба, бег, метание, плавание и т.д., то они приобретают значение средства физического воспитания, им придаются рациональные формы, оправданные целью их использования. Они обеспечивают функциональную активность организма и соответствие эффективного воспитания психофизическим качествам. Физические упражнения не отождествляются и не могут быть подменены определенными трудовыми, бытовыми действиями.

         Количество используемых в физическом  воспитании физических упражнений достаточно большое и разнообразное. Они отличаются друг от друга по форме и содержанию, что при выборе физических упражнений учитывает педагог.

       Содержание  физического упражнения составляют входящие в него двигательные действия и процессы, которые происходят в  функциональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействие. Эти процессы многообразны и могут рассматриваться в психологическом, физиологическом, биомеханическом и других аспектах.

       Выполнение  физических упражнений предполагает сознательную установку на достижение результата действия. Он соответствует конкретным задачам физического воспитания, при этом значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т.д.

       Результативность  физических упражнений зависит от предвидения  результатов, выбора способов выполнения движений.

       Понимание педагогом содержания физических упражнений позволяет определить их значение в реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач (формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств).

       Форма физических упражнений представляет собой  внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется  взаимосвязью различных процессов в организме во время выполнения упражнения.

         Внешняя структура — это видимая  форма, которая характеризуется  соотношением пространственных, временных,  динамических параметров движения. Содержание и форма физических  упражнений взаимосвязаны.

       Техника физических упражнений — это способ выполнения движения, с помощью которого решается двигательная задача. Например, выполнять бег можно с разной скоростью, разными способами (на носках, с высоким подниманием бедра, спиной вперед и т.д.). Выбор способа передвижения влияет на результативность использования его в различных жизненных ситуациях.

         Техника физических упражнений  совершенствуется под воздействием систематических тренировок. Критерием оценки эффективности техники движения являются качественные и количественные результаты выполнения двигательной задачи. Совершенствованию техники движения способствует применение спортивного инвентаря, учет биомеханических закономерностей.

         В технике физических упражнений  выделяют основу, определяющее звено  и детали.

       Основа  техники — главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи. Отсутствие отдельных элементов  основ техники приводит к невозможности выполнения упражнения.

       Определяющее  звено техники — наиболее важная и решающая часть данного движения (например: для прыжка в длину  с места — это будет отталкивание двумя ногами).

       Детали  техники — второстепенные особенности  упражнения, которые могут изменяться, не нарушая техники. Они зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенностей человека и условий, в которых упражнение выполняется.

       При анализе техники физических упражнений во внимание принимается ряд признаков, характеризующих рациональное выполнение движения.

         В методике физического воспитания  важное место отводится кинематическим характеристикам двигательных действий.

         К ним относятся пространственные, пространственно-временные, временные  и ритмические характеристики.

       Пространственная  характеристика двигательных действий

         Движения человек выполняет в  пространстве. К пространственным  характеристикам относятся: исходное  положение и положения тела  и его частей во время выполнения  упражнения, траектория движения.

       Исходное  положение — выражает готовность к действию, это точно принятое, эффективное, экономное соотношение  взаимодействующих сил. Эффективность и результативность упражнения во многом определяется тем, насколько рационально выполняющий его использует внутренние (свои собственные) и внешние силы, обеспечивающие движение.

         Принятое исходное положение  создает наиболее выгодные условия  для правильного выполнения упражнения  и обеспечения результативности последующих действий. От сохранения наиболее выгодного положения тела и его частей зависит эффективность выполняемых упражнений. Изменяя исходное положение тела или его частей, можно изменить сложность упражнения, усилить или снизить нагрузку на разные группы мышц. При принятии исходного положения в теле или отдельных его частях наблюдается статическое напряжение. Некоторые исходные положения и статические позы имеют самостоятельное значение, например стойка «смирно».

Информация о работе Физические упражнения для профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста