Физические упражнения для профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст (от трёх до семи лет) особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности. К сожалению, многие недооценивают значение этого возраста, рассматривая его как переход от младенчества (когда ребёнку уделяется много внимания) к школьному периоду (когда внимание потребуется вновь), как своеобразный отдых, но именно сейчас формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность.

Содержание

Введение 3
Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности.
7
Виды нарушений осанки.
14
Методика профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.
19
Физические упражнения - основное средство физического развития
22
Комплекс физических упражнений для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников.
31
Заключение 36
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 456.79 Кб (Скачать документ)

      ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

      ГБОУ  СПО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4 

      ПРЕДМЕТНО-ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ

      ЧАСТНЫХ МЕТОДИК  
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

Физические  упражнения как средство профилактики                нарушений осанки у детей дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 

                Специальность

                Курс  , группа

                Руководитель:  
                 
                 

Москва, 2012

 

Содержание

Введение 3
  1. Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности.
7
  1. Виды нарушений осанки.
14
  1. Методика профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.
19
  1. Физические упражнения - основное средство физического развития
22
  1. Комплекс физических упражнений для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников.
31
Заключение 36
Список  литературы 38

 

Введение

       Основы  здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст (от трёх до семи лет) особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности. К сожалению, многие недооценивают значение этого возраста, рассматривая его как переход от младенчества (когда ребёнку уделяется много внимания) к школьному периоду (когда внимание потребуется вновь), как своеобразный отдых, но именно сейчас формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность. Именно в этом возрасте ребёнок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.

       Естественная  потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (не бегай, не шуми, не мешай), что самым отрицательным образом сказывается на настроении ребёнка, на его общем самочувствии. Особую тревогу вызывает широкое распространение среди дошкольников дефектов и заболеваний опорно-двигательной системы, таких как плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз. Главные причины такого положения: недостаточная двигательная активность; нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

       Актуальность  выбранной темы курсовой работы определена тем, что дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. Период жизни человека от пяти-шести лет является самым ответственным в формировании правильной осанки. Однако анализ имеющихся данных показывает, что состояние здоровья детей в настоящее время далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

         В стадии активного роста у  детей пяти-шести лет могут  появиться дефекты осанки. Заболеваемость  детей, посещающих дошкольные  учреждения, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Особую тревогу вызывают данные исследований (Ловейко И.Д., Фонарев М.И., Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. и др.) о распространенности среди дошкольников различных форм нарушения осанки, которые составляют 70% от числа всех заболеваний.

         Между тем, в этом возрасте  идет интенсивное формирование  опорно-двигательного аппарата, закладываются основы гармонизации телосложения и функциональных возможностей организма. Именно на данном возрастном этапе актуальной является задача выявления нарушений осанки, поиска эффективных средств их предупреждения и коррекции.

         Отрицательное влияние на формирование  осанки в данном возрасте оказывают  вредные привычки, возникающие еще  в раннем детстве, а также  приобретенные в дошкольном возрасте, разные положения тела при занятиях, неправильное положение во время сна. Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером.

         Кроме указанных причин, ухудшают  осанку при слабой мускулатуре  привычки стоять на одной ноге, читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести. Отрицательно действует на формирование осанки езда на велосипеде в согнутом положении или на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой).

         Дефекты осанки связаны с изменением  физиологической кривизны позвоночника, их усилением или ослаблением  в сагиттальной плоскости. Дефекты осанки связаны с асимметрией плечевого пояса, когда одно плечо и лопатка находится выше или ниже другого.

         Распространенные дефекты осанки  у детей дошкольного возраста - выраженные изгибы позвоночника вперед (шейный и поясничный лордозы), назад (грудной и крестцовый кифозы) и боковые (сколиозы). Сложные (комбинированные) виды искривления позвоночника встречаются реже. Дефекты позвоночника связаны с увеличением угла наклона таза. Очевидно, зонами риска, определяющими характер нарушений осанки, являются шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, угол наклона таза, стопа, мышечная система. Нарушения и деформации осанки неблагоприятно сказываются на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная ёмкость лёгких; снижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребёнок становится вялым, апатичным избегает подвижных игр.

         На формирование осанки большое  влияние оказывает состояние  нижних конечностей, в частности плоскостопие.

         Статистические данные осмотров детей-дошкольников показают, что из 100% осмотренных детей около 75% из них имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, 54% - нарушения со стороны позвоночника (нарушения осанки, сколиоз 1 и 2 степени), 12% имеют мышечную слабость, дефицит массы тела, около 9% - деформацию грудной клетки.

         Под влиянием регулярных занятий  физическими упражнениями мышечная система ребёнка укрепляется, что предупреждает формирование неправильной осанки. Под влиянием специальных физических упражнений позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологической кривизны, укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создаётся мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении.

       Проблема  курсовой работы мы определили как, поиск  эффективных средств профилактики нарушений осанки у детей дошкольного  возрастаю

       В связи с выше сказанным, нами была определена цель курсовой работы, которая состоит в изучении средств профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста – физических упражнений.

       Задачи:

- раскрыть понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности;

- рассмотреть  виды нарушений осанки;

- изучить методику профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста;

-  рассмотреть  физические упражнения как основное средство физического развития;

- разработать  комплекс физических упражнений для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников

       Методы:

  1. изучение методической, учебной, научной литературы по проблеме курсовой работы;
  2. обобщение передового опыта.

      Курсовая  работа состоит из введения, 4-х пунктов  заключения и списка литературы. 
 

 

  1. Понятие осанки, ее анатомо-физиологические  особенности

       Осанка  – привычное положение тела при  сидении, стоянии, ходьбе. Она начинает формироваться с раннего детства  и зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса1.

       Осанка  – это умение без особого напряжения сохранять правильную позу в различных  положениях: сидя, при ходьбе, во время  игр. При правильной осанке голова и туловище во время ходьбы находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и оба находятся на одном уровне, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Правильная осанка ценна потому, что при ней для всех внутренних органов создаются наиболее благополучные условия функционирования, а движения человека наиболее естественны, экономичны и результативны2.

       Осанка  определена конституцией человека, его  генотипом, то есть является врожденным свойством человека. Однако осанка способна к совершенствованию в процессе индивидуального развития (онтогенеза) человека.

       Осанка  здоровых людей, несмотря на ряд индивидуальных особенностей, имеет типичную и устойчивую биомеханическую и иннервационную структуру и определяется двигательным стереотипом, вариантом развития скелета, балансом мышц и особенностью высшей нервной деятельности, включая характер человека. Все они — генотипически обусловлены. Чаще всего плохая осанка является результатом плохой привычки или заболевания.

       В строгом научном понимании осанка — это способ построения биомеханической схемы тела человека в вертикальном положении. Это построение определяется комплексом безусловных рефлексов — двигательным стереотипом. Двигательный стереотип «выстраивает» из сегментов тела (естественно считаясь с законами гравитации) ту или иную конструкцию тела, в той или иной степени пригодную для сохранения вертикального положения и движения. В вертикальном положении сегменты тела (голова, грудь, торс, таз, ноги) выстраиваются относительно друг друга относительно их скелета, образуя устойчивую конструкцию, способную противостоять инерционным силам, действующим на тело. Динамика позы для предотвращения падения называется скелетный баланс.

         

         Значение осанки особенно велико  у детей, в период роста и  формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы. Следует отметить прямую связь осанки и телосложения. Форма позвоночника, грудная клетка, не только наследуется, но и зависит от того сложного и крайне необходимого механизма построения вертикального положения тела человека и при стоянии, и при сидении, и при ходьбе человека или беге, именуемого осанкой. Реализуется важный закон биологии «функция определяет форму».

       Положение сегмента тела при движении существенно  сказывается на эффективности двигательное действие. Например, трудно представить  эффективное двигательное действие сутулого человека, его движения всегда неуклюжи и могут закончиться травмой.

       Осанку  рассматривают в самых разных аспектах (осанка и психическое здоровье, осанка и карьера…), осанка является предметом изучения таких наук, как медицина, физическая культура, военное дело, театральное искусство, эстетика, эргономика, которые дают следующие определения осанки:

       Осанка  — это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений, определяемая состоянием мышечного и скелетного равновесия, которое предохраняет опорные конструкции тела от травмы или прогрессирующей деформации, как в покое, так и во время движения.

       Осанка  — это показатель здоровья и физической культуры человека. Хорошая осанка — эффективный и надежный путь профилактики и лечения таких  болезней цивилизации как боль в  спине и остеохондроз позвоночника, а также важный фактор карьеры.

Информация о работе Физические упражнения для профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста