Физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:16, реферат

Описание

Физическая культура -- органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Содержание

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
2. Физическая культура личности
3. Основа законодательства РФ о физической культуре и спорте
4. Сущность физической культуры и спорта
5. Ценности физической культуры
6. Физическая культура как учебная дисциплина среднего профессионального образования
7. Ценностные организации и отношение студентов к физической культуре и спорту
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

- культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).

6. Физическая  культура как учебная дисциплина  среднего профессионального образования

Физическая  культура в учебном заведении  выполняет следующие социальные функции:

- преобразовательно-созидательную,  что обеспечивает достижение  необходимого уровня физического  развития, подготовленности и совершенствования  личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной  деятельности;

- интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

- проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной  деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

- проективно-прогностическую,  позволяющую расширить эрудицию  студентов в сфере физической  культуры, активно использовать  знания в физкультурно-спортивной  деятельности и соотносить эту  деятельность с профессиональными  намерениями;

- ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

- коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного  поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;

- социализации, в процессе которой происходит  включение индивида в систему  общественных отношений для освоения  социокультурного опыта, формирования  социально ценных качеств. Изучение социальных функций физкультуры позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «физическая культура» зафиксированной в примерной программе в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Чтобы достичь  цели физического воспитания -- сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи;

- понимать роль  физической культуры в развитии  личности и подготовке ее к  профессиональной деятельности;

- знать научно-практические  основы физической культуры и  здорового образа жизни;

- формировать  мотивационно-ценностное отношение  студентов к физической культуре, установку на здоровый образ  жизни, физическое самосовершенствование  и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладеть системой  практических умений и навыков,  обеспечивающих сохранение и  укрепление здоровья, психическое  благополучие, развитие и совершенствование  психофизических способностей и  свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечить  общую и профессионально-прикладную  физическую подготовленность, определяющую  психофизическую готовность студентов  к будущей профессии;

- приобрести  опыт творческого использования  физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Обязательный  минимум дисциплины «Физическая  культура» включает следующие дидактические  единицы, освоение которых предусмотрено  тематикой теоретического, практического  и контрольного учебного материала:

- физическая  культура в общекультурной и  профессиональной подготовке студентов;

- социально-биологические  основы физической культуры; основы  здорового образа и стиля жизни;

- оздоровительные  системы и спорт (теория, методика  и практика);

- профессионально-прикладная  физическая подготовка студентов.  Теоретический материал формирует  мировоззренческую систему научно-практических  знаний и отношение студентов  к физической культуре. Эти знания  необходимы, чтобы понимать природные  и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Практический  раздел учебного материала состоит  из двух подразделов: методико-практического  и учебно-тренировочного. Первый подраздел  обеспечивает операциональное овладение  методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.

Освоение второго  учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте.

Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированности физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.

Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке.

Аттестация  проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:

- понимать роль  физической культуры в развитии  человека и подготовке специалиста;

- знать основы  физической культуры и здорового образа жизни;

- иметь мотивационно-ценностное  отношение и самоопределиться  в физической культуре с установкой  на здоровый стиль жизни. Важны  физическое совершенствование и  самовоспитание, потребность в регулярных  занятиях физическими упражнениями и спортом.

При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается  уровень выполнения студентом практического  раздела программы.

7. Ценностные  ориентации и отношение студентов  к физической культуре и спорту

Ценностные  ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами, образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие -- познавательную, третьи -- поведенческую активность.

Список использованной литературы

1. Основы теории  и методики физической культуры / под редакцие А. А Гужеловского. - М.; ФиС, 1986.- 350 с.

2. Сирис П  .З., Кабачков В.А. Профиссионально-производственная  направленность физического воспитания  в школе. - М.:Просвещение. 1988. - 160с.

3. Теория и  методика физического воспитания / под ред. Г.Д. Харабуги.- М.: ФиС, 1969-350с.

4. Теория и  методика физического воспитания / под ред. А.Д. Новикова, Л.П.  Матвеева. - М.:ФиС, 1976, 1 и 2 ч.


Информация о работе Физическая культура