Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 03:08, реферат

Описание

Физическая культура как учебная дисциплина хорошо знакома большинству студентов с детства. В то же время в высшей школе её назначение как учебной дисциплины определено тем, что вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни. А также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. (Давиденко Д. Н., Пономарев Г.Н. , 2004).

Содержание

План:
1.Основные понятия и их краткая характеристика
2.Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
3.Физическая культура как часть общечеловеческой культуры
4.ФК как учебная дисциплина
5.Основные положения организации физического воспитания в вузе
6. Литература

Работа состоит из  1 файл

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.docx

— 39.15 Кб (Скачать документ)

    Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

     Учебная дисциплина ФК включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

-физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

-социально-биологические основы физической культуры;

-основы здорового образа и стиля жизни;

-оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

-профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.  

Учебный материал каждой дидактической  единицы дифференцирован  через следующие  разделы и подразделы программы:

-теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношений к физической культуре;

-практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего операционное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;

-контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

     Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Основные положения  организации физического  воспитания в вузе 

     5.1.          Распределение студентов по учебным отделениям

      Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное и спортивное.

     Распределение в учебные отделения проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов студента.

     В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам.

     В специальное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Учебные группы комплектуются по полу и с учетом уровня функционального состояния студентов.

     Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, зачисляются в специальное учебное отделение для освоения доступных им разделов учебной программы.

     В спортивное учебное отделение, зачисляются студенты имеющие спортивные разряды по видам спорта, показавшие хорошую физическую подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, занятия по которым организованы в вузе.

     Студенты спортивного отделения выполняют обязательные требования и нормативы (тесты), установленные для основного отделения и в те же сроки. Отдельные студенты спортивного отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта с выполнением в установленные сроки обязательных зачетных требований и тестов.

     Перевод студентов из одного учебного отделения в другое, осуществляется по их желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение по медицинскому заключению может проводиться в любое время учебного года.

   5.2.          Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов       

     Физическое воспитание  студентов  осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на  протяжении  всего периода обучения в вузе.

                     Учебные занятия проводятся в форме:

  - теоретических,  практических, контрольных;

  - элективных  практических занятий (по выбору);

  - индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий (консультаций);

  - самостоятельных    занятий   по   заданию   и   под   контролем преподавателя.

   Внеучебные занятия организуются в форме:

  - выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

  - занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

  - самодеятельных   занятий   физическими упражнениями,  спортом, туризмом;

  - массовых    оздоровительных,    физкультурных    и   спортивных мероприятий.

      Взаимосвязь разнообразных   форм  учебных  и  внеучебных  занятий создает условия,  обеспечивающие   студентам   использование   научно обоснованного объема  двигательной  активности  (не  менее 5 часов в неделю),  необходимой для нормального функционирования   организма, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.

     Сроки и  порядок  выполнения   зачетных   требований   и   тестов определяются  учебной  частью  вуза  совместно  с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.

     Практические зачетные  требования  и  тесты выполняются в учебное время на контрольных соревнованиях,  к которым  допускаются  студенты, регулярно   посещающие   учебные   занятия  и  получающие  необходимую подготовку.

     Зачет  у    студентов    принимают   преподаватели   в   постоянно  закрепленных учебных группах.  Отметка о зачете вносится  в  ведомость факультета и  в зачетную книжку студента.

     Студенты, освобожденные от  практических  занятий  по  физической культуре  на  длительный  период,  выполняют  письменную  тематическую контрольную работу,  связанную с характером их  заболевания,  и  сдают зачет по теоретическому разделу программы.  Студенты,  выполнившие все требования учебного плана и учебной программы,  допускаются к итоговой аттестации   по  физической  культуре,  которая  проводится  комиссией кафедры.

                5.3.          Контроль состояния здоровья студентов

       Для контроля за состоянием здоровья студентов в университете ежегодно проводятся  врачебные обследования студентов до начала учебных занятий по  физическому воспитанию  на  1 курсе и повторно на всех последующих курсах в начале каждого учебного года,  а также перед спортивными соревнованиями,  после перенесенных заболеваний,  травм или длительных  перерывов в занятиях физическими упражнениями;

       Студенты, не  прошедшие медицинское обследование,  к практическим учебным  занятиям  по  учебной  дисциплине  "Физическая  культура"  не допускаются.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.Литература:

1. www.erudition.ru Электронная  энциклопедия эрудит /Понятие физическое  воспитание и физическая подготовленность/.

2. Виленский М.Я., Соловьев Г.М., Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности: ТиПФК, №3, 2001. – С. 2 – 7.

3. Давиденко Д.  Н., Пономарев Г.Н.  Размышления  о понятиях и сущности образования  в области физической культуры /ТиПКФ 2004, №5. – 52 – 54

4 Егорычев А.О., Егорычева Э.В. Изучение отношения студентов к занятиям ФКиС.

5.ИНСТРУКЦИЯ по  организации и содержанию работы  кафедр физического воспитания  высших учебных заведений /утверждена  приказом Государственного комитета  РФ по высшему образованию  от 26 июля 1994г. №777

6.Лубышева Л.И.  Социология физической культуры  и спорта: Учеб. Пособие. – 2-е  изд., стереотип. – М.: Издательский  центр «Академия», 2004. – 240с. 

7.Полянский В.П.  Торетико-методологическое , 1999

8.Социология физической  культуры и спорта: Учебник/ В.И.  Столяров – М.:ФиС,2005. – 400с. 

9.Федеральный закон  «О физической культуре и спорте  в РФ» принят от 4 декабря 2007 года.

10.Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах [Текст] / В.А. Фетисов; Федеральное агенство по физической культуре и спорту. – М.: Советский спорт, 2005. – 80с.

11.Физическая культура: Учебник /Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Изд-во «Гардарики», 2007. – 350с.

Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов