Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 09:44, лекция

Описание

Содержание темы:

- Основные понятия теории и методики физической культуры и спорта

- Функции физической культуры

- Формы физической культуры


Цель физического воспитания – формирование физической культуры личности.

Работа состоит из  1 файл

Лекция 1.docx

— 18.23 Кб (Скачать документ)

Лекция №1 (13.10.2009)

Высоцкая Татьяна  Петровна

Физическая  культура 
в общекультурной и профессиональной 
подготовке студентов

Содержание  темы:

- Основные понятия  теории и методики физической  культуры и спорта

- Функции физической  культуры

- Формы физической  культуры 

Цель  физического воспитания – формирование физической культуры личности. 

Основные  понятия физической культуры и спорта:

- физическая  культура

- физическое  воспитание

- физическая  подготовка

- физическое  развитие

- физическое  совершенство

- спорт 

Физическая  культура – это часть общей культуры личности, которая направлена на разностороннее укрепление и совершенствование организма человека посредством применения широкого круга средств: физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов 

Духовные  ценности физической культуры – это накопленные практикой и наукой специальные физкультурные знания, которые отражены в различных учебно-методических пособиях, справочниках и правилах соревнований 

Материальные  ценности физической культуры – это физкультурно-спортивные сооружения (стадионы, бассейны, спортивные залы), специальное оборудование, инвентарь 

Основные  признаки физической культуры личности:

- обладание специальными  физкультурными знаниями

- умение использовать  эти знания при построении  самостоятельных занятий физкультурными  упражнениями 

Физическое  воспитание – это педагогический процесс овладения специальными физкультурными знаниями, обучения движениям, воспитания физических качеств и формирования осознанной потребности в физкультурных занятиях. 

Специфические особенности физического  воспитания:

- обучение движением  (т.е. овладение рациональной техникой)

- воспитание  физических качеств

- передача учащимся  специальных физкультурных знаний

- формирование  потребности в систематических  занятиях физическими упражнениями 

Физические упражнения – это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач  физического воспитания и выполняются  по его закономерностям.

Основное средство физического воспитания. 

Средства  физического воспитания:

- физические  упражнения

- оздоровительные  силы природы

- гигиенические  факторы: личная гигиена, общественная  гигиена, соблюдение режима сна,  режим питания, режим труда  и отдыха 

Физическая  подготовка – это процесс воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков 

Различие физической подготовки и физического воспитания:

1. физическая  подготовка не обязательно сопровождается  приобретением специальных знаний

2. физическое  воспитание – педагогический  процесс, физическая подготовка  может осуществляться самостоятельно  без преподавателя. 

Различают общую  физическую подготовку и специальную  физическую подготовку 

Общая физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств и формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков, направленных на гармоничное физическое развитие человека. 

Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков, отвечающих специфике избранного вида спорта.  

Физическое  развитие – это процесс и результат изменения морфологических и функциональных показателей развития организма человека, достигнутый под влиянием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности. 

При оценке физического  развития используют три группы показателей:

1. показатель  телосложения (рост, масса тела, осанка, размеры и формы частей тела)

2. показатель  развития физических качеств

3. показатели, характеризующие  функционирование сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем. 

Физическое  развитие зависит от следующих факторов:

- наследственность,

- окружающая  среда

- двигательная  активность 

Физическое  совершенство – это оптимальный результат воздействия средств физической культуры, определяющий гармоничное развитие человека и его всестороннюю физическую подготовленность. 

Спорт – это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а так же межчеловеческие отношения и нормы, присущие этой деятельности. 

Спортивная  тренировка – это планируемый педагогический процесс, в котором обучают спортсмена технике и тактике избранного вида спорта. 
 
 

Классификация видов спорта по характеру  вида деятельности:

1. Виды спорта, для которых характерна активная  двигательная деятельность спортсмена  с предельным напряжением физических  качеств (легкая атлетика, гимнастика, борьба)

2. Виды спорта, основы которых составляет действие  по управлению специальными техническими  средствами передвижения

3. Виды спорта, в которых сопоставляют результаты  модельно-конструкторской деятельности  спортсмена (авиамодельный спорт)

4. Виды спорта, двигательная деятельность которых  жестко лимитирована условиями  поражения целей из специального  оружия

5. Виды спорта, в которых отсутствует двигательная  деятельность, а результат зависит  от абстрактно-логического мышления 

Функции физической культуры – это присущее ей свойство воздействовать как на человека, так и на другие сферы общественной жизни. 

Общекультурные  функции физической культуры:

- функция духовного  воспитания

- экономическая  функция

- функция досуга

- познавательная  функция 

Специфические функции физической культуры:

- функция физического  воспитания

- оздоровительная  функция

- соревновательная  функция 

Форма физической культуры – это способ существования того или иного вида физической культуры, имеющий определенное функциональное назначение 

Основные формы  физической культуры:

- физическое  воспитание

- профессионально-прикладная  физическая культура

- производственная  физическая культура

- оздоровительная  физическая культура

- спорт 

Физическое воспитание в вузе проводится в форме учебных  занятий физического воспитания: теоретические, практические, контрольные, внеучебные занятия:

Физические упражнения и рекреационные мероприятия  в режиме учебного дня,

занятия в спортивных секциях,

самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом,

массовые, оздоровительные  физкультурные и спортивные мероприятия 

Профессионально-прикладная физическая культура – это специально направленное и избирательное использование  средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. 

Производственная  физическая культура – содействие повышению производительности труда. 

Формы занятия  производственной физической культурой:

- вводная гимнастика

- физкультурная  пауза предназначена для получения  краткосрочного активного отдыха  и профилактике 

- физкультурная  минутка 

- физкультурные  занятия в обеденный перерыв  и послерабочее время 

Оздоровительная физическая культура

- рекреационное  направление

- общеподготовительное направление

- гигиеническое  направление

- лечебное направление 

Типы спорта:

- базовый спорт

- спорт высших  достижений

- профессионально-прикладной  спорт

- рекреативный  спорт 

Функции спорта:

- эвристическая (направлена на обнаружение чего-то нового)

- политическая (укрепление мира)

- воспитание  патриотизма

- социализирующая (содействует воспитанию познания)

- экономическая 
 

Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов