Физическая культура - часть общечеловеческой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 12:52, лекция

Описание

Физическая культура составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использо¬вании специальных средств, методов и условий направленного физическо-го совершенства человека.

Работа состоит из  1 файл

физ-ра.doc

— 403.00 Кб (Скачать документ)

Микропаузы активного отдыха являются самой короткой формой физической культуры в режиме учебного труда студентов, длительность, которой 20-30 секунд. В микропаузах используются мышечные напряже¬ния динамического, а чаще изометрического (без движения) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражне¬ния, ходьба. Они применяются многократно, по мере необходимости

49 вопрос

Наибольшее распространение  в практике ППФП получили занятия  профилированными видами спорта. Проведем характеристику прикладной действенности некоторых видов спорта (Р.Т. Раевский, 1985):

Виды спорта на выносливость (бег на средние  дистанции, лыжные гонки, плавание, пеший  туризм, велоспорт, гребля, конькобежный спорт). Регулярные занятия формируют  прикладные навыки рациональной ходь¬бы, бега, умения терпеть; обеспечивают высокий уровень динамической работоспособности, функционирования и надежности сердечно-сосу¬дистой, дыхательной систем и системы терморегуляции; общей адаптаци¬онной способности и резистентности организма; развитие высокого уровня общей выносливости, устойчивости к гиподинамии, неблагоприятным ме¬теорологическим факторам производственной среды, интоксикации: раз¬витие целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, само¬стоятельности, стойкости.

Виды спорта, требующие сложной сенсорно-моторной координа¬ции в вариативно-конкретной ситуации (баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби, теннис, хоккей, футбол; все виды борьбы, бокс). В процессе систе¬матических тренировок формируют навыки и умения оперативных и кол¬лективных действий; обеспечивается достаточно высокий уровень общей работоспособности, функционирования центральной нервной, сердечно¬сосудистой, дыхательной систем; зрительного, слухового, двигательного, тактильного анализаторов: развивается общая выносливость, ловкость, ловкость рук, пальцев, простая и сложная двигательная реакция, быстрота и точность движений, умение дозировать небольшие силовые напряжения, объем, распределение и переключение внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность, решительность, чувство коллективизма.

Виды спорта на координацию движений (спортивная гимнастика, прыжки в воду, на батуте, акробатика и др.)- Методически правильно  по¬строенные занятия формируют  навыки сенсорно-моторной координации, владения своим телом, работы на высоте; обеспечивают высокий уровень функционирования двигательного и зрительного анализаторов, вестибу-лярного аппарата; развивают способность дозировать различные усилия по силе, и амплитуде движения, силу, силовую и статическую выносливость мышц туловища, брюшного пресса, реакцию слежения, ловкость и коор¬динацию движений, гибкость, вестибулярную устойчивость, чувство рав¬новесия, движения, пространства, переключение и распределение внима¬ния, самообладание, решительность, смелость.

Виды спорта на координацию движений и выносливость (альпи¬низм, спортивное скалолазание, горный туризм). Систематическая кругло¬годичная  тренировка содействует формированию навыков в лазании, рабо¬те на высоте, страховки и самостраховки, оперативного мышления, овла¬дению приемами саморегуляции эмоционального состояния; обеспечивает высокую общую работоспособность, высокий уровень функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, системы терморегуляции, вес¬тибулярного аппарата, общей резистентное™ организма. В процессе заня¬тий развиваются общая, силовая и статическая выносливость основных мышечных групп, ловкость, координация движений, двигательная реакция, устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам, гипоксии, чувство пространства, наблюдательность, внимание, оперативная память, эмоциональная устойчивость, целеустремленность, дисциплинирован¬ность.

Виды спорта по управлению различными средствами передвижения (автомобильный, мотоциклетный  спорт, дельтапланеризм и др.) Занятия  этими видами спорта содействуют формированию навыков по управлению различными видами транспорта, сенсорно-моторной координации, опера¬тивного мышления; обеспечивают высокий уровень функционирования центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, вес¬тибулярного аппарата. В процессе регулярной тренировки развиваются си¬ловая и статическая выносливость мышц рук, туловища, спины, все виды реакции, скорость и точность движений, сенсомоторная координация, вестибулярная   устойчивость,   наблюдательность,   внимание,   оперативное мышление.

Виды  спорта, требующие предельно напряженной  нервной дея¬тельности (стрельба пулевая, из лука, шахматы). Регулярная тренировка обеспечивает выработку навыков  выполнения двигательных заданий в  ус¬ловиях, требующих предельного напряжения нервной системы, хорошее состояние центральной нервной системы, зрительного анализатора, разви¬вает способность дозировать небольшие силовые напряжения, статиче¬скую выносливость мышц рук, спины, туловища (стрельба из лука), реак¬цию слежения (стрельба), концентрацию и устойчивость внимания, опера¬тивное мышление, эмоциональную устойчивость, выдержку и самооблада¬ние, терпение, решительность.

50 вопрос

Непосредственно в рамках трудового процесса физическая культура представлена главным образом производственной гимнастикой, которая имеет следующие формы:

- вводная гимнастика;

- физкультурная пауза;

- физкультминутки общего или локального воздействия;

- микропаузы активного отдыха.

Вводная гимнастика. Комплекс специально подобранных физических упражнений систематическое выполнение которого помогает сократить период врабатывания организма к предстоящему виду деятельности. Типичный комплекс вводной гимнастики состоит из 6-8 упражнений, близких к рабочим движениям и оказывающих разностороннее влияние на организм, выполняемых в течение 5-7 минут в начале рабочего дня.

Типовая схема вводной гимнастики (Л.Н.Нифонтова):

1. Упражнения организующего характера.

2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног

3. Упражнения общего воздействия.

4. Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами.

5-8. Специальные  упражнения.

Физкультурная пауза. Проводится в начале периода снижения работоспособности. Оздоровительный эффект физкультурных пауз достигается с помощью упражнений, вовлекающих в работу ранее бездействующие части тела, и упражнений на расслабление утомленных мышц. Физкультурная пауза состоит из 5-7 упражнений и проводится в течение 5-7 минут.

Работы, связанные с умственным или преимущественно умственным трудом, относятся к труппе профессий, требующих большою напряжения центральной нервной системы. Как правило, они характеризуются небольшими физическими затратами и малоподвижностью. Физкультурная пауза для людей этой группы профессий состоит из физических упражнений с широкой амплитудой движений, выполняемых стоя. Необходимо включать упражнения для мышц ног, которые создают условия для улучшения кровообращения во всем организме, ликвидируют застой крови в области нижних конечностей и малого таза. При подборе упражнений обязательно необходимо включать наклоны в стороны, прогибания назад, крашения туловища для улучшения осанки и снятия нагрузки с позвоночника.

Типовая схема для этой группы профессий  следующая:

1.Упражнение  в потягивании.

2. Упражнение для мышц туловища, ног и рук.

3. Упражнение для мышц туловища, ног и рук более динамичное, с увеличивающейся нагрузкой.

4. Упражнение общего воздействия - приседание, бег, прыжки.

5. Упражнение для мышц ног, рук и туловища и их комбинации с

акцентом  на движения ногами.

6. Упражнение на расслабление мышц рук.

7. Упражнение на внимание, координацию движений.

Для более  точного определения места физкультурных пауз необходимо учитывать динамику работоспособности в процессе рабочего дня.

Физкультминутки. Физкультминутки могут быть общего или локального воздействия, они применяются в течение рабочего дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 раз и более). Состоят из 2-3 упражнений, выполняемых в течение 1-2 минут.

В физкультминутках общего воздействия первое упражнение обычно бывает связано с распрямлением спины и отведением плеч назад. Второе упражнение - наклоны или повороты туловища, в сочетании с движениями рук и ног, третье - маховые движения.

Физкультминутки локального воздействия направлены на отдых тех анализаторов или  мышечных групп, в которых ощущается усталость. Как правило, при этом используются упражнения на расслабление. Одновременно можно использовать элементы самомассажа для усиления восстановительного эффекта.

Микропаузы  активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 секунд. В микропаузах активного отдыха используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движений) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, приемы самомассажа, дыхательные упражнения, ходьба по помещению и т.д. На протяжении рабочего дня они могут применяться многократно, по мере необходимости. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Физическая культура - часть общечеловеческой культуры