Базовая физическая культура и ее разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:31, курсовая работа

Описание

Физическая культура – это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.
Физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам её использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются:

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Базовая физическая культура и ее разновидности………………………….…5
Физическая культура в рамках дошкольного физического
воспитания………………………………………………………………….7
Физкультурно – массовые мероприятия………………………………...7
Физкультурный досуг…………………………………………………….8
Физкультурные праздники………………………………………………13
Индивидуальные занятия………………………………………………..15
Прогулки – походы в лес………………………………………………..22
Физическая культура в рамках школьного физического
воспитания………………………………………………………….……..24
Пролонгирующая физическая культура…………………………….…..27
Секционные занятия………………………………………………….….27
Самостоятельные занятия……………………………………….……....28
Спорт…………………………………………………………………..…..31
Заключение…………………………………………………………………..….33
Литература……………………………………………………………….…..….34

Работа состоит из  1 файл

базовая физ-ра.docx

— 83.05 Кб (Скачать документ)

   Проводят прогулки - походы в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности.

   Сравнительный педагогический анализ проведенных мероприятий в данной группе выявил следующие качественные характеристики:

   1. Занятия в форме праздника позволяют четко сформулировать основные цели и задачи физкультурно-массового мероприятия;

   2. Подбор разнообразных физических упражнений соответствует основным физическим задачам и реализует основные требования к их проведению - количество, характер, последовательность и дозировка;

   3. Используются достаточно эффективные методы обучения с хорошей степенью эффектности;

   4. Применяются разнообразные формы организации работы детей - фронтальный, групповой, индивидуальный;

   5. Подготовка к занятию в случае применения готового сценария существенно облегчает труд педагога и в то же время повышает качество учебного материала;

   6. Интерес детей к такой форме занятий неизменно высок, что позволяет добиваться высокой эффективности [3].

 

 

 

2 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

   К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. В соответствии с существующей в нашей стране общего образования этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: младший, средний и старший.

   В нашей стране сложилась научно обоснованная система физического воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего подрастающего поколения. Основой этой системы является обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной программе. Он сочетается с многообразными формами использования физической культуры в режиме учебного дня и домашнего быта, а также с регулярными занятиями по личному выбору учащихся в коллективе физической культуры спортивных обществ, в ДЮСШ и других внешкольных учреждениях.

   Исключительно важно то обстоятельство, что система использования средств физической культуры в школьном возрасте обеспечивает длительное (в течении 11-12 лет), планомерное и регулярное физическое воспитание всего подрастающего поколения, достижение им базовой профессионально-прикладной и спортивной подготовленности. Всё это становится фундаментом дальнейшего физического совершенствования в предстоящей взрослой жизни.

   Система физического воспитания в школьном возрасте характеризуется большим разнообразием задач направленного воздействия на организм и психику занимающихся;

   1. Обучение основам техники движения; формирование и совершенство-вание необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений и навыков; обучение сознательному, творческому применению в изменяющихся условиях двигательной практики; формирование культуры двигательных действий; воспитание стремления к обеспечению их целесообразности, экономичности, практической эффективности и эстетической выразительности;

   2. Содействие нормальному формированию, гармоническому развитию растущего организма; укрепление здоровья, повышения сопротивляемости организма неблагоприятным условиям внешней среды; повышение общей работоспособности;

   3. Всестороннее воспитание двигательных и связанных с двигательной деятельностью интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств; приучение детей и молодёжи к рациональной организации физических усилий, разумному использованию сил в соответствии с задачами и конкретными условиями соответствующей деятельности;

   4. Воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражне-ниями и использовании других средств физической культуры; обучение элементарным организаторским и методическим умением и знанием, обеспечивающим использование средств физической культуры, воспитание личной ответственности, приобщение к доступной физкультурной деятельности и постепенное повышение спортивных достижений

   5. Воспитание высоких нравственных качеств, приучение к организован-ности, дисциплинированности, ответственности за свои действия и поступки, воспитания любознательности в учении и труде; воспитание творческой инициативности

   Значительная часть детей школьного возраста характеризуется наличием избыточной массы тела. Наиболее распространённым является конституционно-экзогенное ожирение, обусловлено наследственной предрасположенностью, переедание и недостаток двигательной активности. В младшем школьном возрасте встречается не осложненное первичное ожирение, от которого можно избавиться при рационализации питания и предусмотрительном использовании средств физической культуры. В противном случае заболевание прогрессирует и переходит в осложнённую форму, характеризующуюся наличия расстройства сердечно-сосудистой и респираторной систем, нарушением обмена веществ и др. Данная форма встречается чаще в среднем школьном возрасте. При этом не допускается существенного увеличения двигательных нагрузок, необходима диспансеризация учащихся в детской поликлинике, специальная врачебная помощь и лечебная физическая культура.

   Наиболее эффективными в борьбе с тучностью являются упражнения циклического характера (умеренная, но быстрая ходьба, медленный бег, плавание, передвижение на лыжах и т.п.), сопровождающиеся значительным объёмом энергозатрат. Вот почему эти упражнения необходимо применять систематически, но соблюдая умеренную интенсивность [13].

   Формирование правильной осанки занимает значительное и ответственное место в гармоническом физическом развитии детей. Хорошая, правильная осанка играет положительную роль в жизнедеятельности организма, так как существенно влияет на состояние, функции и развитие внутренних органов, а также повышение общей работоспособности. Она является и немаловажным показателем красоты тела. Основными задачами направленного формирования правильной осанки являются:

  • устранение или хотя бы ограничение действия отрицательных факторов;
  • соблюдение требований всестороннего гармоничного развития двигательного аппарата в процессе всех занятий физическими упражнениями;
  • своевременное предупреждение и коррекция возникающих нарушений осанки специальными упражнениями;
  • приучение детей к самоконтролю за осанкой.

   В процессе формирования правильной осанки необходимо руководствовать следующими методическими правилами:

   1. Соблюдать целесообразную последовательность в формировании устано-вок учащихся на приобретении красивой осанки. В частности, от создания представлений о правильной осанки идти к преодолению дурных привычек в выборе поз постепенной выработке полезных привычек в управлении позами тела и далее – к развитию интереса к своей осанки, потребности в её совершенствовании;

   2. Соблюдать рациональную последовательность в методике формирования правильной осанки; добившись умения принимать правильное положение тела в основной стойке на месте, приучать к сохранению его при построениях и перестроениях, в процессе ходьбы, бега, а так же других упражнений и игр; постепенно всё переходит к всё более длительному удержанию её, в том числе в затруднённых условиях. В формировании представлений о правильной осанке начинать с создания надёжной опоры в низлежащих звеньях – необходимо последовательно закрепить стопы, добиться выпрямления ног в коленях и тазобедренных суставах и выгодно установить (уравновесить) тазовый пояс; на этой надёжной основе выравнивается кривизна позвоночника, легче становиться в правильное положение поле верхних конечностей и головы; особенно важно добиться правильной установки тазового пояса, обеспечивая уменьшение наклона таза и тем самым устранение лишнего поясничного изгиба позвоночника вперёд;

   3. Гармонически развивать силу мышц и распределения их тонуса, особенно мышц и распределение их тонуса, особенно мышц живота и спины.

   4. Сочетать упражнение локального (местного) воздействия на осанку с целостными упражнениями, почти автоматически создающими правильную осанку или же требующими сознательного поддержания её;

   5. Использовать адекватные методы и методические приёмы для последова-тельного формирования позы правильной осанки;

   6. Тщательно дозировать специальные упражнения как для формирования, так и корригирования осанки, а также обще развивающие по интенсивности и длительности, не допуская потери способности удерживать тело в правильном положении. В случае снижения этой способности следует разнообразить упражнения, в частности прибегнуть к разгрузочным положениям;

   7. Направленно формировать свод стопы, особенно в младшем школьном возрасте, когда из-за незрелости костной основа тело, податливость связочного аппарата и слабости мышц подошвенной стороны высока опасность образования плоскостопия; в частности, для ограничение повышенной нагрузки на продольный свод стопы целесообразно отдавать предпочтение параллельной постановке стоп, а пользуясь строевой стойкой "вольно", вовремя менять опорную ногу, ходьбу высоко на носках контрастно чередовать с постановкой её с носка и т. п. [9].

 

 

3 ПРОЛОНГИРУЮЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА

   Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, учёбе, быту, обучении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. К сожалению, значительная часть молодёжи не получает достаточного образования в сфере физической культуры, у неё не формируется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, спортом. Уровень физической подготовленности молодёжи не способствует современным требованиям к развитию личности, к эффективной производственной деятельности.

   С помощью регулярных занятий в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных группах должны улучшиться здоровье детей, их физическая подготовленность, организуется досуг по спортивным интересам. В сочетании с уроками физической культуры, внутри школьными физкультурно-спортивными мероприятия занятия в клубе помогут увеличить еженедельный объём двигательной активности [1].

3.1 СЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

   В нашей стране функционирует широкая сеть специальных учреждений, государственных и общественных организаций, обеспечивающих внешколь-ную работу по физическому воспитанию детей, подростков и юношества. Такую работу непосредственно осуществляет детско-юношеские спортивные школы (ДЮШС), спортивные и другие секции системы ДСО, органов народного образования, комитетов по физической культуре и спорту, общественный физкультурный актив и штатные работники крупных спортивных и туристических баз, а также ряда других государственных учреждений и общественных организаций. Часть из них ведет строго регулярную работу с постоянным контингентом детей и школьной молоде-жи, избравшими любимый предмет занятий и организованными в стабильных коллективах с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности (ДЮШЕС и аналогичные организации), часть ориентирует свою деятельность главным образом на массовый охват переменного контингента и практикует самые разнообразные формы занятий эпизодического характера. Детско-юношеские спортивные школы в единстве с реализацией общих задач всестороннего воспитания осуществляют подготовку юных спортсменов высокой квалификации, а также готовит их к выполнению функций инструкторов-общественников и судей в организации спортивно-массовой работы.

   Аналогично в основном строят свою работу специализированные ДЮШС; центральные детско-юношеские секции ДСО и детско-юношеские отделения школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) при комитетах по физической культуре и спорту и других учреждениях.

   Секций общей физической подготовки, как одна из основных форм организации физического воспитания населения, возникли еще в первые года развития советского физкультурного движения. Зачисляют в секции всех желающих (с разрешения врача). Занятия проводятся обычно два-три раза в неделю продолжительностью до двух часов. Предпочтительнее трёхразовые занятия.

   В занятиях могут включаться самые разнообразные физические упражнения, подобранные в соответствии с задачами, интересами и особенностями занимающихся. Наиболее широко используются упражнения, легко поддающиеся дозировке, позволяющее эффективно воздействовать на жизненно важные функции организма (основная гимнастика, бег, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля, плавание и т. д.). Кроме общего раздела программа занятий может иметь специализированный раздел, содержание которого ориентировано на какие-либо избранные виды упражнений. При построении системы занятий в секции соблюдаются общие методические принципы физического воспитания. Занятия проводятся круглогодично. При этом определённое влияние на состав применяемых средств и методику организаций занятий оказывают сезонно-климатические условия, особенно когда занятия круглогодично проводятся на открытом воздухе.

   В зависимости от условий работы секции бывают оправданы различные варианты распределения материала занятий в течении года. Чаще всего поэтапно используют два варианта: „параллельно-комплексный" (когда материал из нескольких разделов или подразделов подготовки вводится одновременно) и „поочерёдно-избирательный" (когда время уделяют поочерёдно одному из разделов) [14].

3.2 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

   При всей относительности различий между малыми и крупными формами построения занятий в физическом воспитании и самовоспитании они объективно далеко не равнозначны, в том числе и тогда, когда организуются на самостоятельных началах. Условно крупными можно назвать те из форм занятий в самодеятельном физкультурном движении, которые имеют многоминутную протяжённость, отличаются от малых форм более широким содержанием и более обособленной структурной, имеют в силу этого своё самостоятельное значение. Их строгую классификацию предстоит ещё создать. В современной практике физкультурного движения они довольно быстро преобразуются и совершенствуются. Дифференцируются эти формы главным образом по двум направлениям;

Информация о работе Базовая физическая культура и ее разновидности