Базовая физическая культура и ее разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:31, курсовая работа

Описание

Физическая культура – это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.
Физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам её использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются:

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Базовая физическая культура и ее разновидности………………………….…5
Физическая культура в рамках дошкольного физического
воспитания………………………………………………………………….7
Физкультурно – массовые мероприятия………………………………...7
Физкультурный досуг…………………………………………………….8
Физкультурные праздники………………………………………………13
Индивидуальные занятия………………………………………………..15
Прогулки – походы в лес………………………………………………..22
Физическая культура в рамках школьного физического
воспитания………………………………………………………….……..24
Пролонгирующая физическая культура…………………………….…..27
Секционные занятия………………………………………………….….27
Самостоятельные занятия……………………………………….……....28
Спорт…………………………………………………………………..…..31
Заключение…………………………………………………………………..….33
Литература……………………………………………………………….…..….34

Работа состоит из  1 файл

базовая физ-ра.docx

— 83.05 Кб (Скачать документ)

   Физкультурные праздники отличаются от физкультурных досугов:

  • частотой проведения (1 раз в сезон);
  • продолжительностью (как правило, от 30 до 60 мин в зависимости от количества участников, возраста детей, периода в учебном году, вида и тематики праздника);
  • необходимостью специальной подготовки (разработка сценария, оформление места проведения)
  • привлечением большого числа сотрудников дошкольного учреждения к их подготовке и проведению;
  • наличием зрителей [7].

   Так же как физкультурные досуги, физкультурные праздники вносятся в перспективный план дошкольного учреждения на год. Тематика праздников разнообразна и может быть как идентичной теме досугов, так и отличаться от них, быть посвященной значимым событиям и знаменательным датам в жизни города, стране, мира. Каждый новый учебный год тематика физкультурных праздников может меняться [6].

   В дошкольном учреждении физкультурные праздники проводят, начиная со средней группы (4 - 5 лет). В зависимости от времени года, особенностей контингента детей, материально-технической базы дошкольного учреждения они могут организовываться в помещении и на открытом воздухе, в них могут участвовать дети одной группы или нескольких групп.

   Во время физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально - ритмических движе-ниях. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражне-ний, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей, активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения; малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость и гибкость [7].

   На физкультурные праздники приглашаются школьники - бывшие воспи-танники дошкольного учреждения, родители, сестры, братья.

   В течении учебного года со старшими дошкольниками следует проводить 2 -3 праздника на воздухе и один на воде (в бассейне), длительностью не более 90 минут. В мероприятии могут участвовать и дети из соседнего дошкольного учреждения. Тема праздников могут быть самые разнообраз-ные: « Мы спортсмены », « Олимпийские игры ».

   Совместная деятельность людей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата – все это сплачивает детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются их достижениям, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к более младшим, застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным, но и к командным победам. Воспитатель должен заботиться, чтобы все дети были вовлечены в действие, чтобы никто не остался в стороне. Во время праздника необходимо обеспечить высокую двигательную активность детей, при этом особое внимание должно уделяться малоподвижным, застенчивым детям, их необходимо чаще подбадривать, поощрять, оказывать помощь, давая возможность поверить в свои силы [1].

   Физкультурные праздники могут быть организованы не только на участке дошкольного учреждение, но и в близлежащем парке, лесу, на стадионе. От места проведения во многом зависит тематика и организация. При планировании и подготовке праздника необходимо:

  • обозначить задачи праздника, дату, время, место его проведения;
  • подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;
  • выделить ответственных за подготовку и проведение праздника;
  • определить количество участников каждой возрастной группы детского сада, начальных классов, а также приглашенных гостей;
  • обозначить порядок подведения итогов конкурсов и соревнований, поощрение участников праздника.

   Успешность проведения физкультурного праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко спланирована его программа.

При любой формы организации  физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:

   1) недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Особенно это касается праздников с элементами состязаний, организуемых по инициативе спортивных организаций;

   2) недопустимо отбор участников - детей, дающих только лучшие результаты;

   3) при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию;

   4) необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности.

Наибольшую пользу для  оздоровления и закаливания детей  приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе [6].

1.4 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

   В детском саду встречается такие воспитанники, которые плохо усваивают программный материал, либо отстают от других по состоянию здоровья и физическому развитию, либо страдают нарушениями осанки и дефектами в стопе.

   Чтобы помочь детям устранить эти недостатки, в свободное от занятий время (утренняя, вечерняя прогулка), организуется дополнительная работа, которая проводится как индивидуально, так и с небольшими группами.

Воспитатель вместе с врачом изучает, выделяет и объединяет в  группы тех детей, с которыми надо заниматься дополнительно физическими  упражне-ниями. Например, в одну группу попадают те, у кого обнаружены дефекты в стопе (плоскостопие), в другую - с нарушениями осанки, в третью - с отклонениями в сердечно - сосудистой и дыхательной системах. Кроме того, можно сформировать и такие группы, где детей надо научить тому или иному виду движения.

   Врач помогает воспитателю подобрать упражнения, определить последовательность и темп их выполнения, дозировку, длительность всего занятия. При подборе упражнений учитываются поставленные задачи, состояние здоровья детей, их физическое развитие и физическая подготовленность.

Занятия, направленные на устранение нарушений в осанке, стопе, сердечно - сосудистой и дыхательной системах, проводятся 2-3 раза в неделю медсестрой или воспитателем.

   Для исправления дефектов в стопе применяются различные виды ходьбы - на носках, пятках, краях стоп. Очень важно мело сочетать эти упражнения на одном занятии. Пример: ходьба на носках, затем на пятках. Потом на наружном крае стопы. Это сочетание желательно повторить 6-8 раз. Наряду с этими упражнениями рекомендуется также в положении сидя на стуле: ноги прямые, стопы на полу - сгибать и разгибать пальцы ног; ноги прямые, опираются пяткой о пол - круговые движения стопами внутрь; захватывание пальцами предметов (мяча, булавы). Такие и им подобные упражнения способствуют укреплению свода стопы. После этого нужно повторить ходьбу на носках, на внутренних и внешних сторонах стоп и выполнить не месте перекат с пятки на носок [4].

   В содержании занятий, направленных на устранение нарушения осанки, включаются в основном упражнения обще развивающего характера. Они укрепляют те группы мышц, которые способствуют поддержанию правильного положения туловища [9].

   Дополнительные занятия проводятся и с детьми, которые явно отстают от других своих сверстников по освоению какого - либо вида движений - прыжок в длину с места или с разбега, прыжок в высоту с разбега, метание на дальность.

   В детском саду довольно часто возникают необходимость индивидуального обучения детей различным видам движений. Такого рода занятия почти с каждым ребёнком отдельно проводятся во всех группах, но особенно в самом раннем возрасте. На первом году жизни воспитатель учит каждого ребёнка переворачиваться с живота на бок, на спину, ползать забираться на стремянку.

   В дальнейшем воспитатель проводит индивидуальные занятия по тем видам движений, которые требуют страховки (лазание по шведской стенке или стремянке, ходьба по бревну или скамейке) либо сложны по организации (прыжки через длинную скакалку).

   Занятия с небольшими группами и с каждым ребёнком отдельно строятся на общих педагогических дидактических принципах; применяются те же методы обучения. Дозировка и длительность занятия определяется в зависимости от возраста детей.

   Воспитатель в календарном плане указывает, в какие дни и часы проводятся индивидуальные занятия с маленькими группами.

   Дополнительные занятия физическими упражнениями отличаются от обязательных занятий относительной свободой детей в их выборе. Относительность связана с тем, что в дошкольном возрасте выбор занятий осуществляют родители, исходя из интересов и склонностей ребенка. По всем остальным требованиям дополнительные занятия физическими упражнениями идентичны обязательным занятиям: систематичность, квалифицированное педагогическое руководство, наличие программы.

   При определении места дополнительных занятий в физической культуре дошкольников они могут быть отнесены к пролонгированной разновидности базовой физической культуры, так как вне рамок обязательных занятий решают задачи повышения уровня физической подготовленности и укреплении здоровья детей. Как отмечалось выше, виды занятий, которые относятся к пролонгированной разновидности базовой физической культуры, во многих странах обозначаются термином фитнес.

   То есть дополнительные занятия физическими упражнениями дошколь-ников относятся к детскому фитнесу [4].

   Дополнительные занятия для детей старшего дошкольного возраста.

   В последние годы наибольшей популярностью в дошкольных учреждениях пользуются занятия ритмической гимнастикой, игровым стретчингом, фитболом.

   Ритмическая гимнастика. Ритмическая гимнастика – традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению. Ритмическая гимнастика представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы).

   Современная ритмическая гимнастика – это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Правильное построение комплексов ритмической гимнастики для детей разного возраста позволяет всесторонне воздействовать на детский организм. Для рациональной организации занятий ритмической гимнастикой и полного представления о многообразии функций педагога в работе следует выделить отдельные этапы.

   Подготовительный этап предназначен для всей предварительной работы, которая впоследствии обеспечит успешность занятий. Она направлена прежде всего на оценку потенциальных возможностей детей (степени здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей поведения, темперамента и т. п.). После получения исходной информации необходимо составить серии упражнений, которые обеспечат решение поставленных в занятии задач.

   При составлении комплексов необходимо учитывать следующие основные положения:

  • упражнения должны соответствовать возрасту и физической подготовленности занимающихся;
  • упражнения должны разносторонне воздействовать на организм занимающихся;
  • нагрузка должна возрастать постепенно;
  • упражнения, выполняемые с большим напряжением, должны чередо-ваться с более легкими упражнениями.

   Последовательность упражнений, выполняемых в основной части комплекса, определяется их направленностью на проработку различных мышечных групп. Наиболее широко используется хорошо зарекомендовавший себя на практике принцип проработки «сверху вниз»: в исходном положении стоя последовательно выполнять упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, туловища и ног.

   Основной этап начинается ознакомлением детей с комплексом, который предстоит выполнять. Для этого используются наглядные материалы (рисунки, фотографии, видеозаписи), уточняются требования к исполнению упражнений, прослушиваются записи аккомпанемента, оговариваются определенные важные моменты выполнения упражнений и организации занятия.

   Затем переходят к опробованию и разучиванию упражнений. Успешность их зависит не только от сложности двигательных заданий, но и от умело поставленного обучения: педагог должен уметь трансформировать общие положения ритмической гимнастики по отношению к конкретному ребенку. Хотя, как правило, бывает вполне достаточным последовательное изучение каждого такта упражнения, использование для начала медленного темпа и остановок с целью уточнения каких-либо положений и достижения точности движений.

Информация о работе Базовая физическая культура и ее разновидности