Базовая физическая культура и ее разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:31, курсовая работа

Описание

Физическая культура – это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.
Физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам её использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются:

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Базовая физическая культура и ее разновидности………………………….…5
Физическая культура в рамках дошкольного физического
воспитания………………………………………………………………….7
Физкультурно – массовые мероприятия………………………………...7
Физкультурный досуг…………………………………………………….8
Физкультурные праздники………………………………………………13
Индивидуальные занятия………………………………………………..15
Прогулки – походы в лес………………………………………………..22
Физическая культура в рамках школьного физического
воспитания………………………………………………………….……..24
Пролонгирующая физическая культура…………………………….…..27
Секционные занятия………………………………………………….….27
Самостоятельные занятия……………………………………….……....28
Спорт…………………………………………………………………..…..31
Заключение…………………………………………………………………..….33
Литература……………………………………………………………….…..….34

Работа состоит из  1 файл

базовая физ-ра.docx

— 83.05 Кб (Скачать документ)

  Эффективное воздействие упражнений на детский организм возможно лишь при правильном их выполнении. Поэтому одной из важных задач является обучение детей правильному выполнению упражнений ритмической гимнастике как по форме (направлению движений, амплитуде), так и по характеру усилий (напряжению, ритму, темпу).

   В занятиях с детьми дошкольного возраста следует учитывать, что сохранение правильных положений рук, ног, туловища, головы представляет для них определенную трудность. В связи с этим очень важен четкий показ и объяснение упражнений. Для создания правильного и прочного навыка необходимо многократное повторение движения. Только хорошо изученные движения можно выполнять в должном темпе и с требующейся нагрузкой «с листа» – без предварительного ознакомления. Поэтому целесообразно несколько раз выполнить каждое упражнение медленно, сначала без музыкального сопровождения. Однако разучивание – не главная задача занятия (хотя в процессе его могут усовершенствоваться разные качества и способности детей, например координационные). Поэтому ознакомление и разучивание не должны быть продолжительными, некоторая «доработка» в этом отношении возможна и в процессе выполнения всего комплекса в нужном темпе при должной нагрузке. Если на разучивание тратится много времени, то ценность воздействия упражнений на функциональные системы детей снижается [10].

   Стретчинг. В основе методики стретчинга лежат древние системы оздоровительных гимнастик Индии и Китая. В наши дни впервые подобные упражнения использовали американские врачи Бобат и Кабаш для разработки посттравматической реабилитации опорно-двигательного аппарата. Вначале 80-х гг. данная методика нашла применение в спорте благодаря работам шведских и американских специалистов. Тогда же возникло ее название – «стретчинг», что в переводе означает «растягивание».

Методика стретчинга состоит  в том, что человек принимает  позу, растягивающую определенную группу мышц, и остается в таком положении  на некоторое время. Такие упражнения способствуют регуляции тонуса мышц, эластичности апоневрозов, сухожилий  и прилегающих связок. Все движения должны выполняться в медленном  темпе с большой амплитудой, что  увеличивает подвижность суставов и развивает чувство владения своим телом.

   При организации занятий стретчингом педагогу необходимо помнить, что движения, выполняемые в стретчинге, не являются основными, такими как ходьба и бег, поэтому на начальном этапе необходимо обучение технике выполнения упражнений. В основном это касается поз, принятие которых требует от ребенка высокого уровня развития координационных способностей, а также техники правильного дыхания во время выполнения упражнений. Перед началом выполнения комплекса стретчинга с детьми дошкольного возраста следует научить их правильному дыханию, которое обеспечит большую эффективность упражнений. Правильно поставленное дыхание (в стретчинге – глубокое, ритмичное дыхание животом) поможет детям быстрее расслабиться и сконцентрировать свое внимание на элементах техники, а также увеличит кровообращение и поступление питательных веществ (кальция, магния) в мышечные ткани [11].

   Характерными ошибками при выполнении упражнений стретчинга детьми дошкольного возраста являются задержка дыхания и натуживание, что способствует повышению ЧСС и артериального давления, нарушению ритма дыхания и приводит к неэффективности как отдельных упражнений, так и занятия в целом. Поэтому для устранения этих ошибок рекомендуется проводить комплексы специальных подготовительных упражнений. Также этому процессу будут способствовать дыхательная и релаксационная гимнастики [12].

   Для гармоничного развития дошкольника необходимо использовать симметричные упражнения стретчинга: растягивать левую и правую, переднюю и заднюю стороны той или иной области.

   При составлении комплекса стретчинга специалист по физической культуре должен учитывать следующее:

  • прежде чем включать упражнение в тренировочную программу, следует убедиться в возможности правильного и безопасного его выполнения, ребенком;
  • необходимо знать, какую конкретно группу мышц растягивает данное упражнение;
  • не следует выполнять несколько упражнений подряд на сходные группы мышц;
  • дыхание должно быть глубоким и ритмичным, что отвечает требованиям стретчинга.

   В методике стретчинга упражнения должны быть подобраны таким образом, чтобы во время их выполнения грудная клетка не испытывала сдавливающею воздействия [11].

   Фитбол. Фитбол – в переводе с английского означает «мяч, служащий для оздоровительных целей».

   В культуре любого народа мяч используется с древнейших времен для развлечений. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине.

   Мячи большого диаметра – фитболы – появились у нас сравнительно недавно, хотя для лечебных целей они стали использоваться с середины 50-х гг. прошлого века.

   Методика фитбола охватывает все возможные аспекты использования мячей в соответствии с принятой во всем мире системой оздоровительных тренировок (фитнес). Особую привлекательность вызывают занятия на фитболах у детей. Главная цель таких упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижности в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Физиологический механизм действия при занятиях на фитболе связан с тем, что состояние позвоночного столба, как основы тела человека, влияет на состояние здоровья людей разного возраста и особенно детей, а упражнения определенным образом помогают в профилактике его заболеваний.

   Мяч в фитбол-гимнастике выбирается таким образом, чтобы при посадке голень и бедро образовывали угол в 90°. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки коленного сустава, особенно при выполнении упражнений в положении «сидя на мяче».

   Правильная посадка на фитболе предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наиболее экономная работа мышц по удержанию позы в правильном статическом положении. Такое положение отвечает требованиям сохранения правильной осанки -- устойчивости и симметричности. Таким образом, упражнения на фитболах являются средством коррекции различных нарушений осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях.

   При выполнении упражнений на фитболах, чтобы сохранить устойчивое положение, центр тяжести занимающегося должен совпадать с центром мяча.

С профилактической и лечебной целью, а также для занятий  с детьми дошкольного возраста мяч  должен быть менее жестким и упругим.

   На занятиях с применением фитболов с детьми раннего возраста часто используют положения лежа на мяче, на животе или на спине, прокаты мяча. В упражнениях, выполняемых в положении сидя, диаметр мяча равен примерно 20--30 см. В этом положении для ребенка доступны различные движения руками, наклоны вперед.

   Для обучения технике более сложных двигательных действий, таких как в положении «лежа на животе, руки в упоре на полу, сгибая ноги» прокат мяча к груди, хорошо использовать круглые модули длиной около метра.

Некоторые упражнения на мячах, особенно на этапах разучивания техники, предполагают обязательную страховку. Например, страховка необходима при  обучении правильному положению  сидя на мяче, различных прокатах и  перекатах.

   Педагог должен быть готов:

  • к изменению траектории движения ребенка, если происходит падение, на наиболее безопасную;
  • к оказанию «мышечной помощи» без изменения структуры техники движения;
  • к постоянному контролю расстояния между занимающимися (оно должно быть примерно 1 - 1,5 м), а также между занимающимися и крупным оборудованием в зале (например, гимнастическими скамейками).

   Примеры различных исходных положений с мячом и варианты упражнений:

   1. Положение стоя, мяч на полу. Варианты выполнения упражнений: прокаты мяча по прямой; различные виды ходьбы с прокатом мяча, вокруг мяча; наклоны к мячу вперед и сторону.

   2. Положение стоя, мяч в руках. Варианты выполнения упражнений: все виды ходьбы и бега; отбивы мяча на месте и с ходьбой; приседания с мячом в руках; наклоны вперед, в сторону, назад, различные виды прыжков на одной и двух ногах; броски и ловля мяча; сжатие мяча руками.

   3. Положение сидя на мяче. Варианты выполнения упражнений: покачи-вание на мяче; движение прямыми руками вперед, в стороны, вверх, назад; то же согнутыми; выполнение шагов вперед с наклоном назад; наклоны вперед, в сторону в комбинации с движениями руками и ногами; попеременные махи ногой вперед.

   4. Положение лежа на полу на животе. Варианты выполнения упражнений: движения мячом вверх, в стороны, назад; ползание вперед, в сторону, назад; повороты на спину; сжатие мяча; комбинации движения мячом с движениями руками или ногами.

   5. Положение лежа спиной на мяче. Варианты выполнения упражнений: подъем плечевого пояса от мяча; поворот на живот; удержание равновесия с опорой на одну ногу; различные движения ногами (сгибание-разгибание в голеностопном суставе, в коленном, отведение в сторону).

   6. Положение лежа на животе на мяче стоя на коленях. Варианты выполнения упражнений: различные движения руками; отведение ноги в сторону, назад; сжимание мяча, повороты в стороны, переход в положение с прямыми ногами; покачивание вперед-назад с небольшой амплитудой; повороты на спину и обратно; перемещая ладони по полу вперед, изменять точку контакта с мячом и, принимая положение в упоре на руках, выполнять отжимание от пола с опорой на мяч двумя ногами, одной ногой; упражнение ногами «ножницы».

   7. Положение стоя на коленях. Варианты выполнения упражнений: движения мячом вверх, в сторону, назад; наклоны вперед, назад, в сторону; броски вперед лицом и спиной к основному направлению.

   8. Положение сидя на полу. Варианты выполнения упражнений: наклоны вперед, в стороны с мячом в руках; броски мяча вверх, вперед, назад; сжатие мяча двумя руками; прокат мяча руками или ногами.

   9. Положение лежа на полу. Варианты выполнения упражнений: все виды ползания, лежа на спине с вариантами охвата мяча [10].

1.5 ПРОГУЛКИ - ПОХОДЫ В  ЛЕС

   Прогулки - походы представляют один из важнейших организованных видов деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки, физические качества детей, повышается их «ДА», укрепляется здоровье, воспитывается любовь и эстетические понимания к природе. Как известно, что дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельно анализировать, что является важным условием для прогулок - походов в лес.

Пешие прогулки - походы могут  включать все или часть предлагаемых ниже составляющих:

  • переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;
  • наблюдение в природе и сбор природного материала;
  • беседа о лесе с использованием художественной литературы и разных вопросов к детям;
  • выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверят, насекомых );
  • подвижные и дидактические игры;
  • физкультурные занятия или комплекс игр и физических упражнений;
  • комплекс упражнений общеразвивающего воздействия, проводимый в игровой форме;
  • упражнения в полосе препятствий (пеньки, ручейки);
  • самостоятельные игры (на привале);
  • игровые упражнения, подобранные с учетом уровня развития двигательной активности детей.

   Походы могут быть разные; в зависимости от сезонных и природных условий, определяются цель и задачи. Важно, что бы они были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, пробежки в медленном и среднем темпе. При подборе упражнений необходимо учитывать индивидуальные возможности детей, их настроение.

   В содержание походов должны включаться хорошо знакомые детям игры и упражнения, основные ранее на занятиях физической культуре. В зимнее время года со старшими дошкольниками могут организовываться лыжные походы на 2-3 км.

   Часть времени отводится для подготовки детей к прогулкам - походам. С этой целью воспитатель проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах. Старшие дошкольники овладевают специальными терминами: турист, палатка, рюкзак, спальный мешок, компас, пеший и лыжный туризм, привал, маршрут, карта. С целью повышения интереса детей к занятиям туризмом и закрепления приобретенных умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлечения. Так, зимой можно предложить детям построить снежную горку, вылепить снеговика, снежный лабиринт и организовать различные игры в соревновательной форме типа"Гонки санок ". Летом можно провести на поляне игру в футбол, игры с маленьким мячом и ракеткой.

   В проведении прогулок - походов участвуют специалист по физической культуре и воспитатели групп.

Информация о работе Базовая физическая культура и ее разновидности