Контрольная работа по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 22:03, контрольная работа

Описание

1. Потребительские свойства товаров. Надёжность товара и его показатели
2. Правила расчёта с покупателями
3. Конкурентоспособность товаров. Факторы и условия, способствующие повышению конкурентоспособности.

Работа состоит из  1 файл

Теоретические основы товароведения.docx

— 36.69 Кб (Скачать документ)

-узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;

-производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.

Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно  действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка  и ухода с него. Дело в том, что  крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально  новой продукции. Последствия возможной  неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образованной фирмы. И если речь идет не о фундаментальных  разработках в области технологии, а о доведении оригинальной идеи нового изделия до стадии материального  воплощения, то она вполне под силу относительно небольшим фирмам-новаторам. Именно они сегодня определяют инновационный  процесс в развитых странах. Таким  образом, специализация малых фирм на работе с товарами, находящимися на конкретных стадиях жизненного цикла, порождается стремлением фирмы  наиболее эффективно использовать свой потенциал и обеспечить конкурентоспособность  товара на рынке.

Согласно  закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения  качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение  цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто  никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной продукции.

Движущей  силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удастся повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного  преимущества данного товара. Таким  образом, обеспечение конкурентоспособности  товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск  и реализация инноваций.

Прежде всего, необходимо определиться с понятием «фактор».

Поскольку понятие  «фактор» происходит от латинского «factor» -- делающий, производящий , это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества.

В настоящее  время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности  продукции. В качестве примера приведем некоторые из них:

1. Классификация  Гарбацевича .

· внешние  факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включающие конъюнктуру внешней среды и  уровень конкуренции на рынках, формы  и методы государственного регулирования  экономических процессов, параметры  соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности  формирования цен на факторы производства;

· внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание.

2.Классификация  Трубилина .

· факторы внешнего формирования - тенденции развития экономики и рынка, НТП, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры, состав конкурентов, имидж и престиж предприятия;

· показатели качества товара - показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции;

· экономические  показатели -- показатели, формирующие  себестоимость и цену товара.

3. Наиболее  подробно и комплексно, на наш  взгляд, факторы конкурентоспособности  товара представлены у Р. Фатхутдинова]. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:

Внешние факторы:

1. Уровень  конкурентоспособности страны (с  увеличением этого показателя  улучшаются все интегральные  и частные показатели конкурентоспособности  товара);

2. Уровень  конкурентоспособности отрасли  (с увеличением этого показателя  улучшаются все интегральные  и частные показатели конкурентоспособности  товара);

3. Уровень  конкурентоспособности региона  (с увеличением этого показателя  улучшаются все интегральные  и частные показатели конкурентоспособности  товара);

4. Уровень  конкурентоспособности организации,  выпускаемой товар (с увеличением  этого показателя улучшаются  все интегральные и частные  показатели конкурентоспособности  товара);

5. Сила конкуренции  на выходе системы, среди ее  конкурентов (старых и новых) (увеличение  силы (интенсивности) конкуренции  повышает конкурентоспособность  товара);

6. Сила конкуренции  на входе системы, среди поставщиков  сырья, материалов, комплектующих  изделий и других компонентов  (увеличение силы (интенсивности)  конкуренции повышает конкурентоспособность  товара);

7. Сила конкуренции  среди товаров-заменителей (увеличение  силы (интенсивности) конкуренции  повышает конкурентоспособность  товара);

8. Появление  новых потребностей (снижает конкурентоспособность  выпускаемого товара);

9. Уровень  организации производства, труда  и управления у посредников  и потребителей товаров, выпускаемых  системой (повышение уровня организации  повышает конкурентоспособность  товара);

10. Активность  контактных аудиторий (общественных  организаций, общества потребителей, СМИ и т. д.) (с увеличением  активности контактных аудиторий  конкурентоспособность товара повышается).

Внутренние  факторы:

1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры,  состава) товара (с повышением  патентоспособности товара повышается  его конкурентоспособность);

2. Рациональность  организационных и производственных  структур системы (структура должна  отвечать принципам рационализации  структур и процессов, тогда  она будет способствовать повышению  конкурентоспособности товара);

 

3. Конкурентоспособность  персонала системы (повышение  конкурентоспособности персонала  повышает конкурентоспособность  товара);

4. Прогрессивность  информационных технологий (с увеличением  удельного веса прогрессивных  технологий повышается конкурентоспособность  товара);

5. Прогрессивность  технологических процессов и  оборудования (с увеличением удельного  веса прогрессивных технологий  повышается конкурентоспособность  товара);

6. Научный  уровень системы управления (менеджмента) (с увеличением количества применяемых  научных подходов, принципов и  современных методов повышается  конкурентоспособность товара);

7. Обоснованность  миссии системы (миссия системы  должна быть ориентирована на  достижение конкурентоспособности  системы и ее товаров).

Необходимо  отметить, что во всех приведенных  классификациях факторов конкурентоспособности  продукции можно выделить одну общую  особенность, а именно: их деление  на внешние и внутренние.

Существует  также мнение, что товарная конкурентоспособность  находится в прямой зависимости  от разноплановых факторов, среди  которых первостепенное значение имеют  издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые  влияют на цену и качество изделий [3, с.66].

Издержки  производства - это выраженные в  денежной форме затраты фирмы, связанные  с приобретением факторов производства и их использованием.

Производительность  труда - это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность  на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются  материальные основы конкуренции, которые  проявляются на рынке через сравнительный  уровень цен и прибыльности.

Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности  производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска  продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу.

В настоящее  время на первый план в мировой  конкурентоспособности выходят  неценовые факторы, из которых важнейшее  значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость  изделий. Поэтому большинство стран  мира обеспечивают повышение своей  товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.

В последние  годы большое значение в обеспечении  конкурентоспособности товаров  приобретает экологический фактор. Более жесткие экологические  стандарты, возрастающие требования к  качеству товара и одновременно более  острая конкуренция на мировом рынке  заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе  с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей  является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы  экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой  продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический  фактор их производства, а также  использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции.

Рассмотрим  критерии конкурентоспособности продукции  для целенаправленного и прогнозируемого  воздействия через них на конкурентоспособность.

Всякий товар  обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к  использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить конкурентоспособность  товара, производитель должен при  анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в этом случае можно ожидать, что  оценка, данная своему товару предприятием, совпадает с мнением покупателя. Следовательно, вначале необходимо разобраться с совокупностью  критериев, существенных с точки  зрения потребителя.

Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность  промышленных товаров, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия платежа и поставок, комплектность поставки, сроки и условия гарантии и т. д.).

В принципе, такое разделение критериев можно  использовать в оценке конкурентоспособности  любой продукции независимо от отрасли.

Число критериев  конкурентоспособности зависит  от вида и сложности продукции  в техническом и эксплуатационном отношении, а также требуемой  точности оценки, цели исследования и  других факторов.

Например, экономические  критерии промышленной продукции представлены ценой потребления, которая складывается из расходов потребителя на покупку (товара) и расходов, связанных с  потреблением, причем цена потребления  обычно существенно выше продажной  цены.

Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальна цена потребления за весь срок его  службы у покупателя.

От правильности выбора критериев оценки конкурентоспособности  товара зависит и точность самой  оценки. При этом критерии должны быть выбраны не на основании предположений, собственного опыта, а на основании  детального изучения покупательского  спроса, т. е. проведения маркетинговых  исследований.

Помимо основных свойств продукции, которые определяют ее качество, очень важен анализ «окружении продукта», к которому относится: послепродажный сервис, надежность поставки, удобство приобретения, престиж торговой марки и цена.

Для определения  конкурентоспособности продукции  на основе выбранных критериев используют различные показатели.

В работах  многих авторов ,  в основе оценки конкурентоспособности товара лежит  расчет и анализ комплексного показателя. Если значение этого показателя меньше единицы, то это позволяет сделать  вывод, что данная продукция является не конкурентоспособной на данном рынке  при существующей конъюнктуре. Значение комплексного показателя равное единице  говорит о том, что продукция  данного предприятия является аналогичной  по конкурентоспособности с выбранной  базой сравнения. И значение комплексного показателя большее единицы позволяет  сделать вывод, что продукция  анализируемого предприятия является абсолютно конкурентоспособной  по сравнению с эталонной на данном рынке.

Некоторые специалисты (например, Гребнев) рекомендуют использовать для данных показателей только два  значения: «1» и «0». В случае соответствия параметра обязательным требованиям  его значение принимается равным 1, в противном случае - равным 0. Но как показывает практика оценки товаров  наиболее авторитетных производителей, зачастую стандарты предприятия  оказываются более «жесткими» нежели предписанные действующими нормами. Кроме  того, при упрощенном подходе - «1»  или «0» - отсутствует возможность  дифференциации уровня качества по регламентируемым параметрам. Поэтому на наш взгляд область допустимых значений для  этой группы должна быть расширена.

Качественные  показатели конкурентоспособности  характеризуют свойства товара, его  характеристики с точки зрения способности  товара удовлетворять конкретную потребность. Количественные характеристики свойств  товара, определяющие его качество, называются показателями качеств].

 

Виды показателей  качества товара :

1. Показатели  назначения товара, характеризуют  его отдачу, использование на  конкретные цели.

2. Показатели  надежности товара, отражают сохраняемость  свойств и долговечность товара.

3. Показатели  экологичности и безопасности  применения товара оценивают  уровень вредного воздействия  объекта на окружающую среду. 

4. Показатели  транспортабельности товара, обусловленные  его габаритными и весовыми  параметрами. 

5. Показатели  эргономичности товара используются  при определении соответствия  объекта эргономическим требованиям

Информация о работе Контрольная работа по "Товароведению"