Коммерческая деятельность по управлению товарными запасами и пути ее совершенствования на примере ОАО «ПОСТТРГ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить особенности управления запасами торгового предприятия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность теории управления запасами.
2. Определить структуру товарных запасов.
3. Проанализировать факторы, влияющие на величину товарных запасов.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………. 4
1 Теоретические аспекты формирования товарных запасов в розничной
торговой сети….………………………………………………………………… 6
1.1 Характеристика и виды товарных запасов………………………………… 6
1.2 Структура товарных запасов…………………..………….…………….……8
1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов..,………………….…15
2.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Кирмаш»………… 15
2.2 Анализ формирования прибыли УП «Кирмаш» с учетом влияния
факторов…………………………………………………………………..……… 21
2.3 Анализ использования прибыли УП «Кирмаш» с учетом влияния
факторов…………………………………………………………………..……… 28
3 Пути повышения прибыли УП «Кирмаш»…………………………………… 34
Заключение………………………………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

моя работа.docx

— 88.73 Кб (Скачать документ)

Частное учреждение образования


«Институт предпринимательской  деятельности»

 

 

 

Кафедра коммерческой деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая РАБОТА

 

на тему: «Коммерческая деятельность по управлению товарными запасами и пути ее совершенствования (на примере ОАО «ПОСТТРГ»)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013 

Реферат


Объем работы: 44страниц, 17 таблиц, 2рисунка, 21 литературный источник, 3 приложения.

Тема: «Коммерческая деятельность по управлению товарными запасами и пути ее совершенствования».

Объект курсовой работы: ОАО «ПОСТТОРГ», г. Минск.

Ключевые слова: прибыль, распределение, использование, динамика, оценка, факторы, источники, предприятие, резервы роста.

Цель курсовой работы:оценить эффективность механизма формирования и распределения прибыли в УП «Кирмаш» и обосновать его совершенствование.

В работе рассмотрены: понятие, функции и виды прибыли в современной экономике; отражены виды и источники образования прибыли; изучены особенности формирования и механизм распределения прибыли в УП «Кирмаш»; проведен анализ факторов, влияющих на величину прибыли в УП «Кирмаш».

В процессе работы сформулированы мероприятия по увеличению прибыли УП «Кирмаш».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание

 

Введение…………………………………………………………….……………. 4

1 Теоретические аспекты формирования товарных запасов в розничной

 торговой сети….………………………………………………………………… 6

1.1 Характеристика и виды товарных запасов………………………………… 6

1.2 Структура товарных запасов…………………..………….…………….……8

1.3 Факторы, влияющие на  величину товарных запасов..,………………….…15

2.1 Организационно-экономическая  характеристика УП «Кирмаш»………… 15

2.2 Анализ формирования  прибыли УП «Кирмаш» с учетом влияния

факторов…………………………………………………………………..……… 21

2.3 Анализ использования  прибыли УП «Кирмаш» с учетом влияния

факторов…………………………………………………………………..……… 28

3 Пути повышения прибыли УП «Кирмаш»…………………………………… 34

Заключение………………………………………………………………………..42

Список использованных источников………………………………………...…. 44

Приложение 1. Организационная структура управления УП «Кирмаш»

Приложение 2. Бухгалтерский баланс на 01.01.2012 г

Приложение 3. Отчет о прибылях и убытках с 01.01.2011 по 31.12.2011 г

 

Введение

 

Актуальность исследования определяется необходимостью повышения  эффективности управления запасами на предприятиях торговли, а также  повышения конкурентоспособности - важнейшего условия научно-технического реформирования белорусской экономики.

Для реализации этой цели необходимо создать систему научно-методических рекомендаций, нацеленных на повышение  эффективности управления запасами на предприятиях торговли.

К основным проблемам общего плана в процессе развития, а также  по мере изменения экономических  условий, можно отнести необходимость  совершенствования экономических  структур в плане использования  внутренних ресурсов. При этом предприятия  выполняют две основные цели: повысить эффективность использования внутренних ресурсов и адаптироваться к новым  внешним динамично изменяющимся условиям. Одной из проблем достижения этих целей является задача повышения  эффективности управления запасами. Колоссальный объем средств, вложенных  в запасы, придает проблеме управления ими первостепенную важность.

Сложившаяся на предприятиях ситуация обусловливает необходимость  формирования новых методических основ  и разработки практических рекомендаций по построению систем управления запасами, как одного из важнейших условий  развития отечественных предприятий  и системообразующих факторов повышения  эффективности производства.

Процессы управления запасами являются составной частью системы  управления торговым предприятием, поэтому  их эффективность характеризуется  таким важным критерием, как величина затрат, образующихся при управлении запасами.

В последнее время предприятия  в процессе анализа издержек обращают внимание на скопившиеся за годы работы излишние запасы материальных ресурсов, которые пролеживают на складах, морально и физически устаревают, теряя свою стоимость, и фактически замораживают вложенные в них оборотные средства. Эта актуальная проблема определила необходимость постановки задачи исследования по созданию стратегии и методик управления излишними запасами.

Объект исследования - торговое предприятие.

Предмет исследования - управление запасами торгового предприятия.

Цель исследования - изучить особенности управления запасами торгового предприятия.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность  теории управления запасами.

2. Определить структуру  товарных запасов.

3. Проанализировать  факторы, влияющие на величину  товарных запасов.

4. Рассмотреть виды  систем управления запасами.

5. Рассмотреть понятие  об ассортименте товаров и  их классификацию.

6. Определить порядок  формирования ассортимента товаров  на предприятиях оптовой торговли.

7. Изучить порядок  формирования ассортимента товаров  в магазинах.

8. Проанализировать  управление товарными запасами  на предприятиях торговли.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ

 

1.1 Характеристика и виды товарных запасов

 

Особенности производства и  транспортировки товаров определяют характер процесса пополнения запасов  товаров, а особенности потребления - характер процесса расходования запасов.

Товарные запасы различают  по способу образования и расходования, и по месту нахождения.

Товары, находящиеся на хранении в магазине, образуют так называемый запас товаров регулярного обращения, т.е. такие запасы товаров, которые  повседневно расходуются и постоянно, регулярно обновляются.

Товарные запасы - это  часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы  в процессе движения её из сферы  производства в сферу потребления.

Товарные запасы представляют собой количество в денежном или  натуральном выражении, находящихся  в распоряжении торговых предприятий (на складах, в торговых залах) или  в пути на определённую дату.

Товарные запасы - запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой розничной торговли, в заготовительных  организациях и запасы в пути. К  товарному запасу можно отнести, например, запасы изготовленной обуви, находящиеся на складе готовой продукции  обувной фабрики. [Панкратов Ф.Г. "Коммерция и технология торговли": учебник / Ф.Г. Панкратов. - М.: Маркетинг, 2008.]

Составной частью товарообеспечения является образование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях. Без товарных запасов нельзя обойтись, потому что циклы изготовления и потребления товаров, как правило, не совпадают, а в ряде случаев между ними имеется значительный разрыв во времени. Сельскохозяйственная продукция отличается сезонным производством, а запросы на нее поступают в течение всего года. Зачастую сроки движения товаров бывают продолжительными, не исключаются перебои и в их поставках. Поэтому торговые предприятия вынуждены создавать запасы продукции путем размещения и хранения на складе.

Склады выполняют следующие  конкретные функции:

* размещение и содержание  запасов товаров для бесперебойного  и ритмичного ведения торгового  процесса;

* обеспечение режима хранения  с учетом особенностей и свойств  товаров;

* подбор и комплектование  номенклатуры товаров, входящих  в торговый ассортимент;

* выполнение разнообразных  операций, связанных с подготовкой  и отпуском товаров со склада.

Прохождение товаров через  склад предопределяет затраты живого и овеществленного труда. Склады принимают на себя значительные расходы  в результате использования капитала на приобретение и содержание товарных запасов. [Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. "Коммерция и технология торговли". - М.: Маркетинг, 2007.]

Признаки классификации  товарных запасов:

1. По месту нахождения: оптовые торговые предприятия;  розничные торговые предприятия;  промышленные предприятия; пути.

2. По срокам: отчётные  на дату; входные или начальные;  выходные или конечные.

3. По показателям: в  натуральных показателях; в стоимостных  показателях; в днях оборота.

4. По назначению: запас  текущего хранения - для обеспечения  повседневных нужд торговли; запас  сезонного назначения - для обеспечения  бесперебойной торговли в период  сезонных изменений спроса или  предложения; запасы досрочного  завоза - для обеспечения бесперебойной  торговли в отдалённых местностях  на протяжении периода между  сроками завоза товаров; целевые  товарные запасы - для осуществления определённых целевых мероприятий.

 

1.2 Структура товарных запасов

 

Создаваемые на предприятиях торговли товарные запасы оцениваются  рядом показателей - суммой запасов  в стоимостном выражении; количеством  запасов в натуральном выражении; размером товарных запасов в днях оборота.

Любой товар относится  к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются  не сразу, а постепенно, то есть регулярно  возобновляются. Размер товарных запасов  различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов всё время  изменяется в зависимости от поступления  и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в  днях. Этот показатель - относительный, он характеризует величину товарного  запаса, находящегося в магазине на определённую дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов. Товарные запасы в днях оборота  исчисляются делением абсолютной величины запасов (на определённую дату) на однодневный  товарооборот соответствующего периода:

 

                                ТЗдн = ТЗ/Орто                                                               (1.1)

 

где ТЗдн - уровень товарных запасов, дни оборота;

ТЗ - сумма товарных запасов  на определённую дату, руб.;

Орто - объём однодневного товарооборота, руб.

Товарные запасы могут  выражаться в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и т.д.) и в  стоимостных (в рублях).

Кроме того, размеры товарных запасов непосредственно связаны  со скоростью обращения товаров. При неизменном объёме товарооборота  ускорение оборачиваемости товаров  приводит к снижению товарных запасов, и, наоборот, замедление оборачиваемости  требует большей массы товарных запасов.

Скорость обращения товаров  или время, в течение которого реализуются товарные запасы, называется товарооборачиваемостью. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот.

Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, то есть количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

Средний товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической:

 

ТЗср = (1/2 ТЗ0 + ТЗ1 + ТЗ2 +... +1/2 ТЗn) / (n - 1)                                     (1.2)

 

где ТЗср - средние товарные запасы, руб.;

ТЗ0, ТЗ1, ТЗ2 … ТЗn - товарные запасы на конкретные даты, руб.;

n - количество периодов.

Или по формуле средней  арифметической простой:

 

                            ТЗср = (ТЗн + ТЗк)                                                     (1.3)

 

где ТЗн - товарные запасы на начало периода, руб.;

ТЗк - товарные запасы на конец периода, руб.

Для расчёта товарооборачиваемости в днях необходимо средний запас за определённый период разделить на однодневный товарооборот за этот же период:

                                 Тоб = ТЗср / Орто                                                                           (1.4)

 

где Тоб - товарооборачиваемость или время обращения, дни;

ТЗср - средние товарные запасы, руб.;

Орто - объём однодневного товарооборота, руб.

Информация о работе Коммерческая деятельность по управлению товарными запасами и пути ее совершенствования на примере ОАО «ПОСТТРГ»)