Совершенствование управления товарными запасами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание

Современные предприятия уже включили управление запасами в состав основных направлений активно осуществляемой стратегии своего поведения в рыночной среде и стараются используют данный фактор повышения конкурентоспособности. Анализ существующей практики хозяйствования на предприятиях показывает, что общим ориентиром в управлении запасами является их минимизация вдопустимых пределах, приводящая к ускорению оборота собственных и привлеченных средств, повышение на этой основе конкурентоспособности, упрочение и расширение своей ниши на рынке товаров, работ и услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы управления товарными запасами………………………5
1.1 Понятие и экономическая сущность товарных запасов, классификация и затраты связанные с их поддержанием……………………………………..5
2 Управление товарными запасами в торговых предприятиях………….…7
3 Совершенствование управления товарными запасами…………………..10
3.1 Меры по повышению управляемости товарными запасами…….…10
3.2 Ликвидация слабооборачиваемых запасов…………………........….14
3.3 Модели управления товарными запасами…………………………..15
Выводы..………………………………………………………………...…..……....24
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Управленние поставками и сбытомdocx.docx

— 139.30 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Теоретические  основы управления товарными  запасами………………………5

1.1 Понятие  и экономическая сущность товарных  запасов, классификация и затраты  связанные с их поддержанием……………………………………..5

2 Управление  товарными запасами в торговых  предприятиях………….…7

3 Совершенствование  управления товарными запасами…………………..10

3.1 Меры  по повышению управляемости товарными  запасами…….…10

3.2 Ликвидация  слабооборачиваемых запасов…………………........….14

3.3 Модели  управления товарными запасами…………………………..15

Выводы..………………………………………………………………...…..……....24

Заключение…………………………………………………………………………25

Список  использованной литературы……………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление запасами, как самостоятельное  направление стало развиваться  в начале 1920 г. Постепенное накопление материала привело в 1950-1960 гг. к формированию теории управления запасами, ориентированной на оптимизацию уровня запасов в организации.

Глубокие изменения в экономике  поставили предприятия перед  необходимостью адаптации к современным экономическим условиям. Успех фирмы на рынке зависит от степени ориентации на потребителя, то есть от того, насколько грамотно и точно, фирма удовлетворяет платежеспособный спрос.

Фирмы стремятся увеличить оборачиваемость  запасов, чтобы при меньшей площади  складов и меньших затрат на содержание запасов, получить наибольший объем  продажи и, следовательно, прибыли. Разумеется, идеальной была бы продажа «с колес», без всякого хранения. Однако, такая торговля многими видами товаров, невозможна, поэтому оборачиваемость запасов, является важным критерием, который тщательно анализируется фирмами.

Современные предприятия  уже включили управление запасами в  состав основных направлений активно  осуществляемой стратегии своего поведения  в рыночной среде и стараются используют данный фактор повышения конкурентоспособности. Анализ существующей практики хозяйствования на предприятиях показывает, что общим ориентиром в управлении запасами является их минимизация в допустимых пределах, приводящая к ускорению оборота собственных и привлеченных средств,  повышение на этой основе конкурентоспособности, упрочение и расширение своей ниши на рынке товаров, работ и услуг.

Актуальность данной темы заключается  в том, что эффективное управление в современных условиях рынка - необходимое  условие повышения эффективности  бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ.

Актуальность проблемы оптимизации  запасов предприятия и эффективного управления ими обусловлена тем, что состояние запасов оказывает  определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты.

В данном реферате рассмотрены существующие системы, модели и методы управления запасами, их экономическая сущность, классификация и затраты связанные с их поддержанием. Рассмотрены основы управления товарными запасами в торговых фирмах.

 

1 Теоретические основы управления товарными запасами

 Система управления товарными  запасами - это совокупность правил  и способов регулирования, с помощью которых можно контролировать уровни запасов и определять, какие уровни следует поддерживать, какой запас следует пополнять и каким должен быть объем заказа.

Эффективное управление запасами позволяет  организации удовлетворять или  превышать ожидания потребителей, создавая такие запасы каждого товара, которые  максимизируют чистую прибыль.

 

1.1 Понятие и экономическая  сущность товарных запасов, классификация  и затраты связанные с их поддержанием

Товарные запасы - это часть товарного  обеспечения, представляющая собой  совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах  производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий.

Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:

1)время, необходимое для транспортировки  товаров от места производства  до места продажи, включая время на погрузку-разгрузку;

2) сезонные колебания в производстве  и потреблении товаров;

3) несоответствие между производственным  и торговым ассортиментом товаров,  что вызывает необходимость подсортировки,  упаковки и подработки;

4) особенности в территориальном  размещении производства;

5) условия транспортировки товаров,  расстояние между поставщиком  и торговым предприятием;

6) звенность товародвижения;

7) возможности хранения товара.

 

 

Любой товар до момента продажи  относится к категории товарного  запаса.

 С экономической точки зрения  эта форма существования товара  является статичной (физически  он может находиться в движении). Это обстоятельство означает, что  товарный запас является величиной  моментной. Товарные запасы меняют свой размер - они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, то есть регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Экономическое содержание процесса товарооборачиваемости составляют процессы кругооборота товаров, смены статичной формы запаса динамичной формой товарооборота.

Товарные запасы торговых предприятий  классифицируются по:

1) местонахождению (в предприятиях  торговли, промышленности, в пути);

2) срокам (запасы на начало и  конец периода);

3) единицам измерения: абсолютные (в стоимостном и натуральном  выражении) и относительные (в днях товарооборота);

4) назначению;

5) текущего хранения (для обеспечения  повседневных нужд предприятий);

6) сезонного назначения (для обеспечения  бесперебойной торговли в периоды  сезонных изменений спроса или предложения);

7) досрочного завоза (для обеспечения  бесперебойной торговли в отдаленных  местностях в период между сроками завоза товаров);

8) целевые товарные запасы (для  осуществления определенных целевых  мероприятий).

Поддержание оптимальной пропорции  между величиной товарооборота  и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий. В противном случае из-за недостатка запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий.

Целью управления запасами является нахождение такой их величины, которая, с одной стороны, минимизирует общие затраты по их поддержанию и, с другой стороны, была бы достаточной для успешной работы предприятия. Первым этапом процесса управления является идентификация всех затрат по завозу и хранению запасов.

Затраты по хранению. Эта широкая категория затрат включает расходы на складское оборудование и помещения, обработку, страховку, а также расходы, связанные с мелкими кражами, порчей, старением, обесцениванием, налогами, и издержки неиспользованных возможностей капитала. Затраты этого типа в основном увеличиваются прямо пропорционально среднему размеру запасов.

Затраты по размещению и выполнению заказов. В отличие от затрат по хранению, которые находятся в прямой зависимости  от среднего размера запасов, затраты  по размещению и выполнению заказов  в большинстве случаев являются постоянными. Например, такие затраты, как почтовые расходы или расходы на междугородные телефонные переговоры, наладку оборудования и приемку партии, как правило, не зависят от размера одной партии.

Потери, связанные с нехваткой  запаса (дефицитом). Когда запас какого-либо изделия исчерпывается, заказ на это изделие либо ожидает, пока его  запас будет пополнен, либо должен быть отменен. Существует определенный  компромисс  между расходами   на поддержание уровня запаса и потерями, являющимися следствием исчерпания запаса. В этом случае иногда не удается добиться разумного баланса, поскольку часто невозможно оценить упущенную прибыль, последствия утраты клиентов и величину штрафов за несвоевременное исполнение условий контракта.

Максимальный желательный запас  определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами.

 

1.2 Управление товарными  запасами в торговых предприятиях

Управление - это творческая деятельность. Она должна активно создавать  необходимые для работы предприятия  условия, а не пассивно реагировать  на изменения, происходящие на рынке.

Цель создания запасов, образование  определённого буфера между последовательными  поставками товаров, и исключение необходимости  непрерывных поставок.

Управление товарными запасами всегда имеет целью их оптимизацию, то есть обеспечение торговой организации  товарами в таком ассортименте и  в таких количествах, которые максимально соответствуют предвидимому спросу. Управлять товарными запасами - это значит планировать определенный объем и структуру запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям.

 

В практике торговли величину товарных запасов, которые необходимо иметь, определяют несколькими способами.

1. Как отношение товарного запаса  на определенную дату к объему  реализации на ту же дату за некоторый предшествующий период. Обычно это отношение рассчитывают на начало месяца, но некоторые организации предпочитают оперировать этим показателем, рассчитанным на конец месяца .

2. Как число недель торговли, на которое хватит данного  запаса. Исходными данными служит  известная (или намеченная) товарооборачиваемость. Например, на предстоящее полугодие (27 торговых недель) планируется трехкратная оборачиваемость запасов. Отсюда запас рассчитывают путем деления 27 на 3; следовательно, необходимо постоянно иметь запас, которого хватит на 9 недель торговли. Теперь прогнозируется объем реализации на предстоящие 9 недель, и отсюда получают потребные товарные запасы к началу периода.

3. С учетом пропорциональности  колебаний уровня запасов колебаниям  объема реализации. Это так называемый метод пропорционального отклонения. В основу этого подхода положен принцип, по которому отклонения фактического запаса от среднего всегда должны быть вдвое меньшими (составлять 50%), чем отклонения объема реализации от среднемесячного. Например, если объем реализации в феврале на 50% больше, нежели среднемесячный за год или за какой-либо другой период, служащий базой для планирования, то товарные запасы, имеющиеся на 1 февраля, должны быть на 25% большими, чем средние запасы на начало месяца.

4. По базовому (минимальному) товарному  запасу. Этот способ применим  для предприятий, где оборачиваемость  товарных запасов составляет 6 раз  в год или менее. Товарные запасы, которые необходимо иметь на начало месяца, определяют путем сложения объема реализации, намечаемого на этот месяц и разницы между средней величиной товарных запасов и среднемесячным объемом реализации.

Ни один из этих методов не является безупречным, все они разработаны  на основе длительного опыта и  поэтому являются чисто эмпирическими. Торговой организации следует оценить различные методы и выбрать тот, который больше всего подходит именно для нее. Наилучшим, естественно, следует считать такой метод, при котором:

1) потребители будут удовлетворены  работой предприятия; 

2) не окажется случаев отсутствия  товаров, спрашиваемых покупателями;

3) уровень товарных запасов оптимален;

4) товарооборачиваемость приемлемая.

Чтобы управлять  товарными запасами, необходимо в  любой момент времени точно знать  величину текущих товарных запасов  в стоимостном выражении.

Следует подчеркнуть, что стоимостный  учет чрезвычайно важен, и он ни в  коей мере не может быть заменен учетом в физическом выражении. Оба вида учета дают возможность:

1) выявить, какие именно наименования  товара, товарные группы и целые  категории товара пользуются наибольшим спросом;

2) оптимизировать вложения капитала  в товарные запасы. Следствием  слишком больших запасов является уменьшение товарооборачиваемости, оборачиваемости капитала и, стало быть, уменьшение прибыли;

3) повысить обоснованность решений,  принимаемых относительно закупки  товаров. Зная, какими товарами предприятие располагает в данное время, и, обладая информацией о темпах реализации различных наименований и разновидностей товаров, о спросе на них, можно основывать свои решения относительно оптимизации ассортимента.

Информация о работе Совершенствование управления товарными запасами