Формирование ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:09, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является формирование товарного ассортимента реализуемом в магазине «Колбасная фабрика Карамышев» основанного на анализе его финансово- экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучении теоретических аспектов выбранной темы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятия розничной торговли
- провести анализ ассортимента товаров, реализуемых магазином «Колбасная фабрика Карамышев»
- разработать рекомендации по формированию товарного ассортимента на данном торговом предприятии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы формирования ассортимента предприятия розничной торговли………………………………………………………5
1.1 Краткая характеристика розничной торговли…………………5
1.2 Понятие ассортимента. Классификация товарного ассортимента………………………………………………………………5
1.3 Свойства торгового ассортимента……………………………...9
1.4 Основные факторы формирования ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях……………………………………..11
2 Анализ ассортимента представленного в магазине «Колбасная фабрика Карамышев» ………………………………………………………………….16
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия розничной торговли…………………………………………………………16
2.2 Анализ хозяйственной деятельности в магазине «Колбасная фабрика «Карамышев»……………………………………………………..22
2.3 Структура ассортимента…………………………………………23
3 Предложения по формированию ассортимента в магазине на основе проведенного анализа………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

Формирование ассортимента.doc

— 964.50 Кб (Скачать документ)

   Гармоничность ассортимента -  степень связанности (сочетаемости друг с другом) ассортиментных позиций. Количество изделий, комплектующихся друг с другом, их доля в реализации. Количество ассортиментных групп, которые могут быть проданы одному клиенту. [1]

   Новизна ассортимента - способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна ассортимента характеризуется степенью обновления. Коэффициент новизны отношение количества новых товаров в общем, перечне к общему количеству наименований товаров. [1]

   Устойчивость  ассортимента — способность перечня товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует анализа данных о реализации товаров и поступлений. Устойчивость ассортимента характеризуется коэффициентом устойчивости — это отношение количества видов, разновидностей, наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом к общему количеству товаров тех же однородных групп. [2]

   В зависимости от того, как часто  приобретаются товары, они бывают повседневного, периодического и редкого спроса.

   К товарам повседневного  спроса относят товары первой необходимости, которые требуются ежедневно и покупаются часто. Такими товарами являются продукты питания. Товары повседневного спроса должны продаваться бесперебойно.

   К товарам периодического спроса относят, одежду, обувь, бытовую химию и т.д.

   Товарами  относительно редкого  спроса считают товары длительного пользования телевизоры, холодильники, стиральные машины. [2] 

   1.4 Основные факторы формирования ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях

   Формирование  ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях - сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов: экономических, социальных, графических, природно-естественных, специфических, а так же жизненного цикла продукта.

К экономическим факторам относят: денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами населения; уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; объем и состав нетоварного поступления продуктов питания в семьи за счет личных подсобных хозяйств; степень обеспеченности населения предметами длительного пользования.

Социальные  факторы -  социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования и культурного развития людей; исторические традиции, праздники, национальные обычаи народа; мода и др.

   Демографические факторы: изменения численности населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания; изменение размеров и состава семьи.

   Природно- климатические факторы: климатические условия, продолжительность времен года, физиологические особенности человеческого организма в зависимости от пола, возраста и т. д.

   К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся тип и размер магазина, его специализация, техническая оснащенность, условия товароснабжения (наличие стабильных источников, отдаленность, вид поставщика), объем деятельности магазина, район деятельности, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия, наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина. При формировании ассортимента продовольственных товаров в розничных торговых предприятиях следует учитывать некоторые особенности спроса на продукты питания. Так, спрос на продовольственные товары по сравнению со спросом на непродовольственные товары обладает более высокой степенью устойчивости, а в отдельных случаях -  известной консервативностью.

   Потребитель привыкает к определенным видам  продуктов (сортам хлеба, сыра, масла, кондитерским изделиям и т.д.), поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу.

   При формировании в розничной торговой сети ассортимента продовольственных товаров необходимо учитывать и фактор их взаимозаменяемости.

   В случае отсутствия в продаже нужного  продукта или неудовлетворительного  качества предложенного товара покупатель, как правило, не откладывает покупку, а ищет ему замену, покупая другой продукт с аналогичной пищевой ценностью. Особенно это касается товаров одной группы, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофель - крупами, макаронами и т. д..   Кроме того, на продовольственные товары спрос носит комплексный характер, т.е. одновременно приобретаются продукты, дополняющие друг друга, например, мясо, жиры, овощи, хлеб, молоко, чай, сахар, печенье и т. д. Это следует учитывать при формировании ассортимента продовольственных товаров. На спрос и потребление многих товаров оказывает влияние сезонность их производства (молочные продукты, мясо, овощи, фрукты и др.) либо особенности потребления товара (со сменой времен года существенно меняются потребности людей в предметах одежды, обуви, спортивных товарах, напитках). Вследствие этого происходит неравномерность потребления продовольственных товаров в течение года, и спрос переключается на товары их заменяющие. Например, в зимний и весенний периоды увеличивается спрос на овощные и фруктовые консервы, заменяющие свежие плоды и овощи; летом в условиях обилия овощей, ягод и фруктов резко снижаются объемы продаж круп и макаронных изделий и т. д. Проблема сглаживания сезонности в потреблении пищевых продуктов решается в известной степени путем создания сезонных запасов соответствующих товаров, что также следует учитывать при формировании ассортимента. При современном ритме жизни резко увеличивается спрос на полуфабрикаты, концентраты, кулинарные изделия, т. е. на продукты, максимально подготовленные к употреблению при небольшой термической обработке. [9]

Формирование  товарного ассортимента должно осуществляться с учетом этапа жизненного цикла товара.

   В экономической науке явление  периодического колебания объемов, продолжительности производства и сбыта продукта называют жизненным циклом товара.

   Впервые концепция жизненного цикла товара была опубликована американским маркетологом Т. Левитом в 1965 г., который исходил из того, что жизненный путь товара имеет различные этапы, каждый из которых требует от предприятия соответствующих стратегии и тактики рыночного поведения.

   1. Этап   внедрения   товара   на   рынок.    Начинается с момента поступления товара в продажу.  Процедура внедрения   нового    товара   на   рынок требует много времени, и сбыт в  этот  период растет медленно,   что   может быть связано:

  1. задержками в расширении производственных мощностей;
  2. техническими проблемами;
  3. сложностью процесса товародвижения;
  4. нежеланием клиента отказываться от своих привычек;
  5. дорогостоящим товаром;
  6. незначительным количеством людей,  способных приобрести данный товар.
  7. Этап роста.   Если новинка  «обживается» на рынке, спрос начинает расти.   Первые покупатели будут продол жать покупать товар,   их примеру последуют и другие покупатели.   На рынке в это  время появляются новые конкуренты,    которые  предлагают   товар   с   новыми  свойствами, что   позволит  расширить   рынок.    Рост  числа  конкурентов приводит к увеличению продаж с заводов.   Цены остаются на прежнем  уровне или  слегка  снижаются  по   мере роста спроса.   Затраты фирм на стимулирование спроса сохраняются на прежнем уровне или слегка увеличиваются,   что бы противостоять конкурентам.   Прибыль начинает медленно расти,   поскольку  издержки  на  стимулирование сбыта приходятся на большой объем продаж при одновременном сокращении издержек производства.
  8. Этап зрелости.   На этом этапе темпы роста сбыта товара  начнут  замедляться.   Это   означает,   что   у  многих производителей  скапливаются  запасы  непроизводственных товаров. Обостряется конкуренция. Конкуренты все чаще прибегают к продаже по сниженным ценам и ценам ниже прейскурантных. Растут затраты на рекламу и НОКР (с целью создания улучшенных вариантов товара). Все это приводит к снижению прибыли.

   4. Этап спада. Этап, характеризующийся снижением объемов продаж и прибыли. Падение сбыта может быть объяснено достижениями в технологии, изменением вкусов потребителей, обострением конкуренции со стороны соперников. [12]

В условиях рыночной экономики нет четкого мнения, каков должен быть ассортимент товаров, чтобы наилучшим образок удовлетворить спрос покупателей, обеспечить получение необходимых прибылей и решить другие коммерческие задачи. 
 
 
 
 
 

     2 Анализ ассортимента  представленного в магазине «Колбасная фабрика Карамышев»

     2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия розничной торговли.

Магазин «Колбасная фабрика Карамышев», индивидуального предпринимателя Карамышевой М.М., расположен по адресу г.Екатеринбург, ул. Грибоедова,  д. 27, является специализированным фирменным магазином от колбасной фабрики  ИП Карамышев А.Г.. Предприятие осуществляет свою деятельность с апреля 2007года.

Магазин находится в Чкаловском районе г. Екатеринбурга в микрорайоне заводского типа Химмаш. Численность населения около 35 тыс. человек. Микрорайон находится обособленно от города,  имеет особую инфраструктуру. Большая часть населения работает на предприятии Химмаш, в структуре обслуживающем заводской микрорайон или является пенсионерами. Уровень дохода большинства населения средний и ниже среднего.

Магазин является собственностью предпринимателя, расположен на центральной улице микрорайона, на первом этаже 3-х этажного жилого здания. Прилегающая территория асфальтирована и содержится в чистоте. Перед магазином имеется небольшая автопарковка. Рядом с магазином расположена остановка троллейбусов, автобусов и маршрутных такси.

Входная группа и фасад оформлен в фирменном стиле – желто- вишневых тонах с эмблемой колбасной фабрики. На вывеске магазина содержится полная и достоверная информация: о предпринимателе, фирменном наименовании магазина и времени работы (с 10-00 до 22-00, без перерыва и выходных).

Магазин имеет торговые  и не торговые помещение. Завоз продуктов осуществляется со двора. Имеются 2 выхода для разгрузки машин (для сырой и готовой продукции).  

Схема магазина. 
 
 

       
 
 
 

Рис. 1

    1 - торговый зал

    оборудование: Холодильные установки (Х1- среднетемпературные  закрытые витрины, Х2- пристеночная многоярусная витрина, Х3- вертикальные пристеночные витрины, Х4 – ларь); ККМ; ПС - пристенный стеллаж; ТМ - торговая мебель

    2 - подсобные помещения

    2.1- склад, Х5 -холодильные камены; 2.2- кабинет директора; 2.3- комната отдыха; 2.4 -раздевалка; 2.5- хозяйственно-бытовые помещения

    3 - вход  для посетителей, 4, 5 - разгрузка и приемка товара. 
     
     
     
     

Общая площадь магазина 105 кв.м.

Торговая  площадь 70 кв.м 

Коэффициент эффективности использования общей  площади магазина

Кэ= 70/105 = 0.66

Торговая площадь  занимает около 70% площади магазина, что говорит об эффективности  используемой площади для обслуживания покупателей и выкладки товаров, а так же условия для хранения товарных запасов и условий для обслуживающего персонала.  

В магазине используется лилейная Г-образная схема  расстановки собственного торгового  оборудования – движение покупателей организовано по кругу.

Оборудование  торгового зала:

- холодильное оборудование (11 шт.)

- торговые стеллажи  (3 шт.)

- ККМ  (3 шт.)

- торговая  мебель (2 шт.)

Оборудование  занимает 20.4 кв. м. торгового зала.

Рассчитаем  коэффициент установочной площади

Ку = 20.4/70 = 0.29

(рекомендуемый коэффициент 0.25-0.35), это говорит о достигнутом равновесии между комфортом для покупателей и эффективным использованием торгового пространства. 

Планировка  магазина не позволяют перейти на самообслуживание, так как в центре торгового зала расположены 2 большие колонны. Поэтому

реализация  продукции осуществляется традиционным методом, через прилавок.

Достоинствами такого обслуживания является то, что  покупателей встречают приветливые  продавцы – консультанты, при этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид и профессионализм работников магазина. Которые помогут выбрать необходимый вид, сорт, и др. характеристики продукта, а при необходимости предложить взамен отсутствующих другие однородные товары. Так же предложить новинки ассортимента, дать квалифицированную консультацию покупателю о качественных характеристиках товара.

Информация о работе Формирование ассортимента