Ассортиментная политика торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:40, курсовая работа

Описание

Понятие АССОРТИМЕНТ ТОВАРА включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Торговый Ассортимент представляет собой номенклатуру товара, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его более полного удовлетворения. С точки зрения Маркетинга, первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы потоварную структуру спроса начисления.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 59.72 Кб (Скачать документ)

Важно так же учитывать возможности  местной промышленности.  

Большое значение при выборе того или иного  поставщика потребительских товаров  должно уделяться конкурентоспособности  этих товаров на своем локальном  потребительском рынке. Здесь в  обязательном порядке в расчет должны приниматься качественные параметры  предлагаемых к реализации товаров, их соответствие моде и предъявляемому спросу, возможности рекламных мероприятий  и, конечно же, ценовой фактор. Все  это характеризует престижность поставщика товаров. Достижение желаемого  результата в значительной степени зависит от правильно и продуманно составленных контрактов и договоров на поставку конкретных товаров. Учитывая сложную ресурсную ситуацию, отсутствие четко налаженных хозяйственных связей, слабую коммерческую подготовку персонала малых и средних торговых предприятий, ограниченные финансовые возможности усложняют работу коммерческого работника. На выбор источника товароснабжения оказывают влияние следующие факторы: мощность торгового предприятия, размещение магазина, специализация, форма продажи, качество товаров получаемых торговым предприятием. С учетом действия этих факторов необходимо выявление наиболее целесообразных источников товароснабжения торгового предприятия, чему предшествует изучение поставщиков. Необходимость приспособления розничной торговли к условиям рыночной экономики требует организации четкого функционирования хозяйственных связей торговых предприятий с поставщиками товаров. В этом отношении особую актуальность приобретают прямые договорные связи торговых предприятий с производителями товаров. Розничное предприятие при установлении прямых договорных связей с изготовителями товаров имеет больше доходов, чем при поставке товаров через оптовое звено. Эффективность прямых хозяйственных связей очевидна, она выражается в закупках товаров у изготовителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а, следовательно, уменьшение величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником. Наиболее рациональную и экономически целесообразную форму организации хозяйственных связей представляет собой организации прямых договорных связей розничных торговых предприятий с производственными предприятиями по поставке товаров простого ассортимента (хлебобулочных изделий, молочных продуктов и д. р.) Торговое предприятие № 307 так же старается заключать прямые договорные отношения. Примерами могут служить:  

Севастопольский хлебозавод;  

Севастопольский пивзавод;  

Севастопольский молокозавод;  

Крыммолоко;  

Николаевский  молокозавод;  

Симферопольский пивобезалкогольный завод и др.  

В процессе заключения договоров, самым главным  является принцип свободы договоров. Суть - свобода выбора поставщиков  товара, свобода определения условий  договора. Договоры составляются путем  составления одного документа, подписываемого двумя сторонами, или путем принятия поставщиком заказа покупателя к  исполнению. Коммерческие работники  обеспечивают своевременное и правильное заключение договоров с поставщиками и покупателями товаров. В договоре должны быть указаны: наименование, количество и развернутый ассортимент подлежащих поставке товаров, качество, сортность, комплектность товаров, общий срок действия договора поставки, цены на товары, общая сумма договора, требования предъявляемые к таре и упаковке, порядок расчета, имущественная  ответственность за нарушение условий  договора. (Приложение №) В рыночных отношениях профессионализм заключения договора заключается в том, чтобы  в каждом его условии видеть реальный экономический интерес, т. е. чтобы  договор дал возможность получить больше прибыли и нанести меньше имущественных потерь. Между магазином  и поставщиком заключаются долгосрочные соглашения (с местными поставщиками), а так же краткосрочные и сезонные договора. В настоящее время магазинам  следует сохранять и укреплять  уже сложившиеся хозяйственные  связи.

2. 4 Организация  розничной торговли в торговом  предприятии. 

Под методом  розничной продажи товаров населению  подразумевается совокупность приемов  использование которых обеспечивает обслуживание покупателей в процессе продажи. Процесс продажи товаров  включает такие основные элементы обслуживания, как ознакомление покупателей с  предлагаемым ассортиментом товаров, отбор необходимых товаров, расчет и отпуск их покупателям. В магазине № 307 применяется традиционный метод  продажи продовольственных товаров. При продаже товаров продавцы должны строго соблюдать общие правила  продажи и специальные правила  продажи отдельных продовольственных  товаров. Общие правила продажи  регламентируются Основными правилами  работы магазина. Продажа товаров  в магазине осуществляется всем гражданам  на общих основаниях за наличный расчет в дни и часы работы магазина. Запрещается продажа товаров  недоброкачественных, не имеющих товарного  вида, с истекшими сроками продажи, а также поступивших без установленной  документации по качеству. Все работники  магазина должны знать и неуклонно  соблюдать санитарные правила. Продавец несет ответственность за нарушение  правил торговли и цен, обвес, обсчет покупателя.  

При продаже  товаров с индивидуальным обслуживанием, а это форма продажи является самой распространенной, покупатель самостоятельно знакомится с имеющимся  ассортиментом товаров, а проверку качества, консультацию, упаковку и  отпуск товаров осуществляет продавец. При продаже товаров с индивидуальным обслуживанием обязательными являются такие элементы ТТП:  

Ознакомление  покупателей с ассортиментом  товаров;  

Показ товаров, консультация об их питательных  свойствах, качествах;  

Дополнительное  предложение заменяющих товаров;  

Организация информации о правилах работы магазина, рекламы товаров;  

Отбор, проверка качества, взвешивание, нарезка  и упаковка;  

Расчет  за покупку;  

Вручение  покупки.  

При выявлении  спроса продавец в вежливой форме  обязан спросить, какие продукты он хочет приобрести. Беседа продавца с покупателем должна быть диалогом. Во время консультации покупателя продавец должен быть приветлив и любезен. Расчет с покупателем производит сам продавец. Упаковывают товары на виду у покупателя. При продаже  бакалейных товаров необходимо их предварительно расфасовать. При отпуске весовых  товаров пользуются специальными совками. Кондитерские изделия продают в  расфасованном виде, поштучно, а  также взвешивая в присутствии  покупателя. При продаже кондитерских изделий соблюдаются гарантийные  сроки хранения и продажи, установленные  стандартами.  

Гастрономические  товары продают через прилавки обслуживания с помощью продавца. Продтовары купленные  в розничной торговой сети, обратно  от покупателей, как правило, не принимаются  и не обмениваются. В случаях установления скрытых дефектов товаров или  несоответствия наименованию и сорту, по которым они проданы, товары подлежат обмену.  

Предметом технологии торговли является совокупность способов, приемов и целенаправленных трудовых операций производственного  и коммерческого характера по доведению товаров от производства до потребителей. Особенностью технологии торговли заключается в том, что  здесь не только осуществляется процесс  движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм собственности. Поэтому в технологии торговли осуществляются торговый и технологический процессы. Торговый процесс включает такие виды организации коммерческой работы как изучение спроса населения, каньюктуры рынка, заказ товаров, управление запасами. Технологический процесс представляет собой движение товарной продукции от промышленности до конечных потребителей и включает такие операции как транспортировка, приемка, хранение, преобразование ассортимента товаров, контроль их качества, фасовка, упаковка, перемещение в пределах торгового предприятия. ТТП в магазине - это совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, целью которых является доведение товаров надлежащего качества до конечных потребителей с наименьшими затратами труда при высоком уровне торгового обслуживания населения. Технологический процесс в магазине осуществляется без участия покупателя. Здесь происходит обработка товарных потоков, начиная с поступления товаров в магазин и заканчивая полной подготовкой их к продажи. ТТП в магазине не существует сам по себе. Он обусловлен уровнем развития производства товаров народного потребления, состоянием торговли и ее материально технической базы, степени квалификации работников торговли, ростам благосостояния и культурного уровня населения.  

Схема торгово-технологического процесса включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемка их по количеству и качеству, хранение и продажу. Основной операцией  торгово-технологического процесса в  магазине является продажа товаров. Вся деятельность магазина направлена на решение основной задачи - обслуживание покупателей в процессе продажи  товаров, наиболее полное удовлетворение их потребностей. Все остальные операции ТТП магазина создают необходимые  условия для успешного осуществления  продажи торов, т. е. носят подчиненный  характер, но от их выполнения зависит  экономическая эффективность в  целом.  

Приемка товаров является первой технологической  операцией. Приемка начинается с  разгрузки автотранспорта, для этого  используют тележки. На специально отведенной площади магазинов проводится приемка  товаров по количеству. Поступающие  товары принимают материально - ответственные  лица (завоттделом, замзавотделом.) При приемке товаров по количеству проверяют (взвешивают или пересчитывают) в соответствии фактически доставленного количества товаров данных сопроводительных документов. Качественная приемка ведется в соответствии с требованиями стандартов и технических условий. Документы, сопровождающие товары, должны содержать исчерпывающие сведения об их качестве и цене, что позволяет принятые товары сразу же направлять в продажу. Быстрота разгрузки транспорта и оформление документов является важнейшим организационным требованием. После приемки товары перемещают в охлаждаемые камеры и неохлаждаемые кладовые. В кладовых магазина храница гарантийный запас товаров, а так же товары периодического спроса. В кладовых, созданы условия хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, размещается товар с учетом частоты спроса, и времени их поступления.  

Наиболее  трудоемкая операция ТТП магазина является подготовка товаров к продажи: фасовка  круп, макаронных изделий, муки, сахара, кондитерских изделий, сливочного масла  и др. товаров. Но сейчас все больше товаров поступает уже расфасованными. Торговля такими товарами позволяет  ускорить процесс их продажи, повысить культуру обслуживания покупателей. Подготовленные к продажи товары перемещают в  торговый зал, в торговом зале их выкладывают  на прилавки, прилавки-витрины, холодильные  прилавки-витрины, горки. Для обеспечения  благоприятных условий обслуживания покупателей важным является правильное размещение товаров в торговом зале. При размещении товаров важную роль играют приемы их выкладки. Подходя  к оборудованию, покупатель в основном рассматривает товары, расположенные  на уровне глаз и ниже. Поэтому на этой высоте (110 - 160 см от пола) размещают  товары - новинки, а так же товары, в продаже которых магазин  особенно заинтересован. На нижних полках горок размещают товары с устойчивым спросом. Подготовка торгового зала к продаже товаров и обслуживанию покупателей завершается проверкой  правильности работы кассовых машин, весо измерительных приборов, обеспечением касс разменной монетой. В магазине осуществляется работы с тарой. При  выкладке товаров в упаковке рекомендуется, отдельные образцы оставлять  без упаковки или в прозрачной упаковке, что бы покупатель мог  лучше ознакомится с предлагаемым товаром. Расфасованные кондитерские изделия выкладываются на полках пристенных горок по наименованиям. Хлеб и хлебобулочные изделия выкладываются рядами на полках пристенных горок. Скоропортящиеся товары (колбасы, молочные продукты, кондитерские изделия) размещают в охлаждаемых витринах и прилавках по группам, видам и сортам. Выложенные товары снабжают четко оформленными ценниками.  

Операции, связанные с открытием и закрытием  магазина выполняет завмагазином и  один из продавцов. Таким образом, магазин  может быть открыт (или закрыт) только в присутствии этих двух сотрудников. Перед уходом из магазина эти работники  осматривают все помещения магазина, проверяют работу холодильных установок  в подсобных помещениях, кассовые аппараты, а также другие технические  устройства. Недопустимо оставлять  в торговом зале в открытых холодильных  прилавках кулинарные изделия, молочные продукты, хлеб и хлебобулочные изделия. Принятые товары по количеству и качеству направляют в камеры и кладовые на хранение. Хранение товаров в магазине организованно с учетом их физико-химических свойств, правил товарного соседства, очередности поступления. В процессе хранения должна быть обеспечена сохранность  количества и качества товаров. Хранение товаров в магазине предусматривает  правильное их размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход в процессе хранения. Помещения для хранения товаров  хорошо вентилируемы, чистые, оснащены необходимым оборудованием. За каждой группой товаров закреплены постоянные места хранения. Товары хранят в  упакованном или распакованном  виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. В штабелях хранят товары, затаренные в мешки (сахар, крупы, макаронные изделия и др.). На стеллажах размещают  товары в распакованном виде. Укладывают их стопками, рядами маркировкой наружу. В помещениях для хранения товаров  строго соблюдается санитарный режим. Необходимо регулярно проводить  дезинфекцию и дератизацию. В  процессе хранения товаров в магазине могут возникать товарные потери (естественная убыль и активированные потери). Их размеры необходимо сводить  к минимуму. Естественная убыль образуется в Сулу физико-химических свойств  отдельных товаров. Она нормируется  стандартами. Актируемые потери (бой, лом, порча) возникают в результате неправильной транспортировки и нарушения  режима хранения товаров. При наличии  этих потерь должен быть составлен  акт, в котором указывают причины  их возникновения и виновные в этом лица. Завершающей стадией ТТП в магазине является розничная продажа товаров. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей. От уровня организации этих операций зависит, сколько времени будет тратить покупатель на приобретение товаров, сколько покупок он сделает, какова эффективность работы магазина. Содержание операций по продаже товаров зависит от ассортимента реализуемых товаров и форм их продажи. На предприятии № 307 формой продажи является обслуживание через прилавок. Заключительный этап ТТП состоит из следующих операций:  

Информация о работе Ассортиментная политика торгового предприятия