Устное народное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:42, доклад

Описание

Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.

Работа состоит из  1 файл

Устное народное твор-во.docx

— 101.24 Кб (Скачать документ)

Оценка таких  пересказов и чтения будет коллективной. Пересказ по предварительно составленному  в классе плану оценивается с  учетом требования — насколько полно был сделан пересказ? Использованы ли важные для народной сказки слова и выражения, интонации? Описания типа «Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались — выезжает чудо-юдо девятиголовое...» коротки, но также важны для пересказа.      

Организации речевой  практики на основе прочитанных народных сказок помогут вопросы и задания, которые помещены после текстов  сказок. Особое внимание обратим на задание по пересказам, связанное  с пословицами.      

Какими пословицами  можно воспользоваться при характеристике Ивана — крестьянского сына?      

Такого рода задания можно и продолжить, озаглавив  той или иной пословицей отдельные  фрагменты текста, отдельные эпизоды  сказки, завершив свой рассказ одной  из пословиц.      

При изучении народной сказки «Царевна-лягушка» следует также  обратить внимание на особый этикет разговора-диалога:       

«Позвал однажды  царь сыновей и говорит им: 
— Дети мои милые! Вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать! 
— За кого же нам, батюшка, посвататься? 
— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь...»       

Каким тоном  надо произнести подчеркнутые слова, чтобы  показать особую деликатность, вежливость, теплое отношение героев друг к другу?       

При чтении отрабатывается особенность произнесения повторов с тем, чтобы в художественном или выборочном пересказе они  прозвучали выразительно: 

Пустил  стрелу старший брат — упала она... 
Пустил стрелу средний брат — упала она... 
Пустил стрелу Иван-царевич —  полетела она...       

Такие упражнения, в свою очередь, не могут не повлиять и на обычную разговорную речь учащихся. Особенно интересно проходит работа с учащимися, когда учитель  добивается верного понимания того, как — с помощью каких слов, интонаций — убеждает лягушка Ивана-царевича взять ее:      

— Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж! (Что происходит с царевичем? Что он говорит? Чего он боится? Почему лягушке удается убедить царевича?)      

— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь! (Как нужно произнести эту фразу? Что может скрываться за этими немудреными словами?)      

Понаблюдаем за речью царевны-лягушки на протяжении всей сказки. О каких чертах характера  рассказывает нам построение ее речи, слова, интонации?      

— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!      

Сказка «Царевна-лягушка» вся пронизана каким-то особым светом и теплом высоконравственных взаимоотношений  между главными героями. Это необычайно ясно выражено в диалогах, в том, насколько чутко героиня относится  к настроению Ивана-царевича, как не торопится сообщать заранее о том, что будет сделано, но делает все лучше других невесток, а царевич и царь умеют оценить сделанное, по-настоящему похвалить за это царевну-лягушку.      

Именно это  важно и нужно показать детям, что будет служить и глубокому  пониманию идеи сказки, и воспитательным моментом, и осознанию школьниками  огромной значимости слова в тексте.       

Выразительное чтение диалогов по ролям нравится школьникам, а при тщательном анализе  и правильном понимании «уходят» ненужный пафос, ложные интонации и  учитель добивается по-настоящему верного  чтения, а затем хорошего художественного  пересказа этой великолепной сказки.       

Понаблюдаем, как  меняются определения «слову» в  повторном вопросе-обращении царевны-лягушки  к Ивану-царевичу:

— Иль услышал от своего отца слово неласковое
— Иль услышал от отца слово недоброе
— О чем запечалился?      

Удивление царевича выражается тоже целым набором синонимов, выражающих крайнее удивление, восхищение... И опять это свидетельствует  и о том, что в самом деле необыкновенны изделия царевны-лягушки, но и о том, что Иван-царевич умеет ценить прекрасное, восхищаться им:      

— Глянул царевич на каравай — диву дался: никогда таких не видывал!      

— Глянул на ковер, да так и ахнул: такой этот ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!      

Интересны оценки и царя:      

— Вот этот хлеб только в большие праздники есть!      

— А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!      

Для закрепления  лексики, которая была в сказках, целесообразна в конце изучения сказок и викторина, например:      

— Кто из героев сказок приговаривал: «Утро вечера мудренее!»? Что он этим хотел сказать?      

— Какими привычными для сегодняшнего дня словами можно заменить слова «кручиниться», «тужить» и какие чувства они обозначают?      

— Как проявляется речевой этикет, деликатность1 в речи положительных сказочных героев? Проследите и прочитайте примеры диалогов в текстах народных сказок.       

— Какую кузницу закрыли на двенадцать железных дверей, на двенадцать кованых замков и зачем? Кто и от кого скрывался в ней?      

— Прочитайте внимательно описание дуба: «Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни за сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл». Что примечательного в этом описании? Как назывался этот дуб? Что подчеркивается этим описанием? Герою какой сказки и с чьей помощью удалось добраться до кованого ларца, висящего на этом дубе?      

— Какими словами показано удивление Ивана-царевича, когда он рассматривал то, что сделала царевна-лягушка по приказу царя?      

— В чем проявилась высокая оценка царя сделанному царевной-лягушкой? Можем ли мы так сегодня оценить какую-то домашнюю работу наших близких?      

Школьники устно  дают описание портретов героев сказок, рассматривают иллюстрации И. Билибина и картину В. Васнецова, иллюстрации других художников к прочитанным сказкам, обсуждают, насколько совпадают их представления о внешнем облике героев с художественным изображением на картинах, иллюстрациях.       

Пятиклассники с удовольствием читают, перечитывают, слушают и даже сочиняют сказки. Вот почему так важно иметь  в виду цепочку — уроки литературы, развития речи, внеклассного чтения — внеклассные занятия, которые помогают закрепить интерес к сказке, углубить ее восприятие, развить на основе ее чтение, воображение и речь учащихся. Приведем небольшие выдержки из сказок, «сочиненных» и рассказанных устно и письменно учащимися Тамбовской и Воронежской областей. 
 

Сказка  о  том,  как  Желудь  стал  Дубом      

Висел на дубе Желудь и радовался:      

— Вот какой я красивый! Рубашка на мне прочная — дождь не промочит. Шапка теплая — мороз не страшен. Так до лета на дереве перезимую...      

Радовался, радовался, да вдруг налетел ветер и рванул ветку. Только и успел Желудь крикнуть: «Ай!..»      

Полежал, полежал, пощупал шапку, потрогал бока — всё на месте.      

— Что же теперь делать буду? — запечалился Желудь.—  От родного дерева вон куда улетел. Холодно... На дереве под листьями прятался, а тут...       

Лежал Желудь печальный, невеселый. А ветер все рвал золотые  листья и бросал их на мокрую землю.       

— Теплее стало,—  сказал Желудь и прикрылся листьями. Поворочался, улегся поудобнее да и заснул.      

Шло время. Отшумели метели. Пригрело солнышко, и зазвенели  ручьи. Неудобно стало Желудю лежать на мокрой земле. Повертелся он и поднялся.       

— Гляди-ко, листочки на деревьях выросли! — воскликнул он.      

Попробовал перекатиться к дубу, но что-то держало его. Глянул вниз и ахнул...      

— Да у меня ноги растут...      

Хотел шапку  поправить, а там тоже листочки выросли. И стал Желудь расти, расти и постепенно к лету стал маленьким Дубком...

Примерный план-схема 
проведения работы по теме «Народное творчество на уроках литературы, 
на внеклассных занятиях, связанных с этими уроками»      

Цель: проследить связь классной и внеклассной  работы, целесообразность использования  межпредметных связей.

Уроки Класс- 
ный  
час
Предметный  кружок Экскур- 
сии
Читатель- 
ские конфе- 
рен- 
ции
Конкурс Лекция Беседа Вечер, утрен- 
ник
Хор, ансамбль, краеве-дение
Сказки. 5-й кл. «Знание народ- 
ного искус- 
ства и любовь к род-ному языку»
Занятия: «Иллюстра- 
торы народных сказок». «Худож- 
ники-сказоч- 
ники,  
их искус- 
ство» (Васнецов, 
 Врубель, Рерих, Билибин)
В школу, 
где рабо- 
тают литера- 
турные кружки 
по фольк- 
лору
Читатель- 
ская конфе-ренция: «Герои волшеб- 
ной сказки» или «Правда и вымысел в народной сказке»
На луч- 
шее сказы- 
вание сказок
О соби-рателях устного народ-ного творче-ства Как вырази-лись мечты и чаяния народа в фоль-клоре Литера-турно-музы-кальный вечер  
«В мире русской сказки»
Фольк-лорная краевед-ческая работа
 

      Многие рассказанные детьми сказки начинались так: «В некотором  царстве, в некотором государстве  жили царь с царицей, и было у них  три сына... Один раз пошли они  в лес погулять. Старший и средний  пошли вперед, а младший — Иванушка — отстал от них и заблудился. Шел он, шел и нашел книгу... А книга была не простая, а волшебная. В ней написано, как найти свое счастье. Тогда Иван пришел домой, поклонился отцу в ноги и попросил благословить его искать счастье...»      

Эти и другие сказки пятиклассников, разумеется, складываются иногда из того, что они прочитали, в них добавляется собственная  фантазия учащихся, однако везде присутствуют сказочная интонация, напевность, повторы, зачины и концовки, т.  е. особенности народных сказок в той или иной мере используются школьниками.      

Особую роль для закрепления полученных знаний и умений в данном случае будут  играть звукозаписи с чтением  известных актеров, исполняющих  сказки. Оценить красоту сказывания сказок профессиональными чтецами — вот одна из важнейших задач такой работы.       

В заключение повторим, что русская народная сказка дает необычайно много для совершенствования  и обогащения разговорной речи учащихся, если этой работе учитель уделит внимание на уроках литературы, развития речи, внеклассного чтения, в процессе внеклассной работы (конкурсы на лучшее сказывание сказок, выступления учащихся на занятиях кружка и на вечере сказок и т.  д.). 
 

Русские  сказочники      

Урок, проведенный Е. Е. Фроловой по теме «Русские сказочники». На уроках, посвященных русским сказителям, перед учителем стоит задача познакомить учащихся с известными русскими исполнителями произведений устного народного творчества, особенностями их творчества, показать детям некоторые приемы сказывания, вызвать у учеников интерес к исполнению фольклорных произведений.      

Готовясь к  уроку, учитель обращается и к  ребятам, рассчитывая на сотрудничество. По просьбе учителя ребята приносят в класс книги с произведениями устного народного творчества, подбирают  высказывания русских писателей  о роли сказок в их жизни, вспоминают любимые сказки, необычные присказки, концовки, сказочные формулы, читают рассказ М. Горького «Вопленица».      

Из принесенных  учениками книг в классе организуется выставка изданий фольклорных произведений. С рассматривания этой выставки и  вопросов к учащимся начинается урок.       

Информация о работе Устное народное творчество