Роль малых форм устного народного творчества в нравственно-эстетическом развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:17, контрольная работа

Описание

Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования.

Содержание

Понятие о фольклоре.
Устное народное творчество как часть народного быта.
Отличия устного народного творчества от художественной литературы.
Роль фольклора в формировании личности ребенка.
Поэзия младенчества колыбельные пестушки потешки.
Поэзия игры: дразнилки, прибаутки, небылицы, скороговорки, считалки, загадки.
Календарно обрядовая поэзия: заклички, колядки, детские заговоры.
Использование традиции малых форм в творчестве К. И. Чуковского.

Работа состоит из  1 файл

лит.docx

— 75.37 Кб (Скачать документ)

«Едва ли можно  найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и  потребности детского

возраста и  потому самый занимательный, чем  тот,

который связан с детским бытом, с повседневной

жизнью, который возник, вырос и развился из

исканий высокой  радости детской народной массы.

Это – детский  фольклор».

Г.С.Виноградов.

 

Понятие о фольклоре.

Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавший в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.       Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.    Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. К основным чертам фольклора принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народно обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.

Слово фольклор – это  английское слово, сложенное из двух слов “фольк”--народ, “лор”-- учение. Фольклор – это народная мудрость. Слушая музыку, читая книги, мы хотим знать, кто их сочинил. Кто создал эти произведения? Фольклор не имеет автора. Это особое искусство – народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверяя и т.д.

Термин Фольклор впервые  был введен в научный обиход в 1846 году английским ученым Вильямом Томсом.

Фольклор — поэтическое  творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст  в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для  познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял.

Фолькло́р — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. 
Фольклор – основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов и мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.

Устное народное творчество как часть народного  быта.

«Я снова обращаю ваше внимание, товарищи, на тот факт, что  наиболее глубокие и яркие, художественно  совершенные типы героев созданы  фольклором, устным творчеством трудового  народа. Совершенство таких образов, как Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, далее — доктор Фауст, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец, — Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, чорта и даже смерть, — все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство. Такое сочетание возможно лишь при непосредственном участии создателя в работе творчества действительности, в борьбе за обновление жизни» (М. Горький, Советская литература, доклад на I Всесоюзном съезде советских писателей, М., 1935, стр. 12).

Фольклор поэтический  нельзя рассматривать изолированно от других проявлений духовной культуры. Устная народная поэзия тесно связана с областями народного сценического искусства (мимика, жест, драматическое действо — при исполнении не только так называемой «народной драмы» и драматизированных обрядов — свадебных, похоронных, земледельческих, хороводов и игр, но и при сказывании былин, сказок, при исполнении песен), хореографического искусства (народные танцы, пляски, хороводы), музыкального и вокального искусства. Следовательно, фольклористика включает некоторые разделы таких дисциплин, как театроведение, хореография, музыковедение (раздел его, называемый «музыкальной этнографией» или «музыкальным Фольклор»). Вместе с тем фольклор не может быть изучаем без помощи лингвистики, без изучения того диалекта, говора, на котором создаются данные устно-поэтические произведения. Однако фольклористика есть прежде всего часть литературоведения, а фольклор есть часть словесного искусства. Фольклор, как и письменная художественная литература, является словесно образным познанием, отражением общественной действительности.

Одной из важнейших специфических  черт народной устного творчества является коллективность. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства  определенных групп, но и коллективно  создается и распространяется.

Коллективность – это  не простое соавторство, а особый длительный процесс усовершенствования песен, сказок, легенд, пословиц и поговорок. Наиболее ярко коллективность проявляется  в постоянном процессе отбора и шлифовке произведений народной поэзии: их многих произведений народ выбирает и сохраняет  лучшее, сходное с его мыслями  и эстетическими взглядами. Коллективное начало в фольклоре не противопоставляется индивидуальному. Фольклору присуще органичное соединение коллективного и индивидуального, при этом коллективность не мешает проявлению индивидуальных способностей сочинителей и исполнителей.

С коллективностью народного  творчества органично связана устная форма существования фольклора. Фольклор появился раньше, чем письменность и первоначально существовал  только в устной передаче. Устная форма  существования народной поэзии ведет  к появлению вариантов одного и того же фольклорного произведения – это еще одна специфическая  черта фольклора – вариативность.

Изучение языка русского устного народного творчества невозможно представить без трудов выдающегося  лингвиста, литературоведа, фольклориста, этнографа и философа А.А. Потебни. Начав свой творческий путь магистерской диссертацией «О некоторых символах в славянской народной поэзии», Потебня до конца своих дней постоянно обращался к фольклору, а его лингвистическая концепция строится с учетом большого количества фактов, почерпнутых из устно-поэтических произведений фольклора почти всех славянских народов. Устно-поэтическая речь, по его мнению, является той сферой, где органически сливаются этническое, мировоззренческое, историческое, языковое и эстетическое. Для учёного с широкими научными интересами язык фольклора стал благодатной областью приложения активных исследовательских усилий.

Заслуга Потебни в изучении языка народной словесности в том, что он не ограничился констатацией отдельных фактов, а попытался создать концепцию устно-поэтической речи. К сожалению, он не оставил работы, которая бы полно представляла систему его воззрений на язык фольклора и сконцентрировала бы конкретные наблюдения. Однако большой и разнообразный фактический материал, сопровождаемый лаконичными комментариями и глубокими замечаниями, щедро рассыпан по всем философским, лингвистическим и литературоведческим трудам и заметкам Потебни,

Мысли выдающегося филолога A. Н. Веселовского о языке устного народного творчества концентрируются вокруг нескольких фундаментальных вопросов, органически связанных друг с другом: а) язык фольклора в отношении к другим формам речи, прежде всего к диалектной, иными словами, о наддиалектном характере устно-поэтической речи; б) формульность поэтической речи, генезис, функционирование и эволюция формулы, необходимость «народно-песенной и сказочной морфологии»; в) постоянный эпитет как одно из ярких проявлений формальности устно-поэтической речи.

Отличия устного  народного творчества от художественной литературы.

Фольклорные произведения отличаются от художественной литературы особенностями  художественной формы. К этим особенностям относится, прежде всего, традиционная поэтика, выработанная народом на протяжении столетий. Традиционная народная символика, постоянные эпитеты, метафоры придают  народному творчеству специфический  колорит.

Фольклор отличается от письменной литературы и особенностями типизации. Литературе характерно создание типичных характеров в типичной обстановке. Типичный характер, отражая основные черты своего социального окружения  и своей эпохи, проявляется через  индивидуальные качества героя, через  индивидуальный и неповторимый облик. Образы устного народного творчества не имеют такой индивидуализации.

Роль фольклора  в формировании  личности ребенка.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится  на кончиках его пальцев, "Рука –  это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука –  это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».

Во-вторых, с помощью фольклора  осуществляется усвоение нравственно-поведенческих  культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие  нормы и ценности находят выражение  в системе образов. Раскрывая  характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает  народные представления о красоте  человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы  и поговорки.

В-третьих, с помощью фольклора  возможно воспитание уважительного  отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.

В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок  чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность  в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

Фольклор выполняет следующие функции:

1.  Эстетическая 
2.  Воспитательная 
3.  Познавательная

Эстетическая функция  фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и  понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.

Суть воспитательной функции  заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством  народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким  моральным и нравственным смыслом  и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и  «плохо».

Познавательное значение фольклора заключено в том, что  это способ знакомства ребенка с  окружающим миром. «Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности не возможно»

Детский фольклор — часть  народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических  особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика — древнее, сложное, развивающееся  и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала «могучую и всеопределяющую» роль слова в формировании личности. Это величайшее из человеческих духовных сокровищ.

Народная педагогика несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых – умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитие подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных учёных, изобретателей, художников и писателей.

Народная педагогика не обошла также вопроса и о физическом развитии детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры.

Большая часть народной поэтической  культуры рождена в процессе трудовой деятельности человека. Поэтому главное  качество всех народных героев – трудолюбие. Человек труда воспет в народных песнях, сказках, былинах, он уважаем, чтим. В труде человек общается с  природой, обращается к ней ласково, как к родному, близкому существу: землица-матушка, красно солнышко, соловушка  и т.д. В народной поэзии перед  нами предстает человек, любящий, охраняющий и защищающий природу. Родная земля  – родина человека, она его кормит, одевает, украшает его бытие, рождает  стремление к творчеству, к искусству, формирует его духовность. Ей надо помогать, защищать от врагов. Идея патриотизма, любви к малой родине отражена практически во всех жанрах устного  народного творчества – в сказках, героическом эпосе, песнях, пословицах, поговорках. Патриотизм всегда связан с определенными качествами человека: храбростью, отвагой, добродетелью, честью и достоинством.

В труде люди также общаются между собой. Постепенно складывается система норм, правил, взаимоотношений  в общинах, семьях. На первое место  выдвигаются такие качества, как  взаимопомощь, любовь, дружба.

Так, благодаря фольклорным  произведениям от поколения к  поколению у народа складывалось представление об идеале человека –  носителе всех лучших качеств, присущих характеру нации.

Этот идеал образно, афористично  предстает в народных пословицах, поговорках – своеобразных педагогических миниатюрах. В них – проверенная  тысячелетиями форма назиданий, нравоучений, заповедей. Современному педагогу нужно лишь донести до ребенка  истинный их смысл.

Пословицы и поговорки  не только отражают быт, обычаи народа, а также климатические условия, в которых он живет. Ими пересыпаны славянские месяцесловы, они украшают и обогащают нашу речь, расширяют  словарный запас, развивают воображение. Чтобы использовать простейшие поговорки  или пословицы, ребенок должен проделать  поистине титанический интеллектуальный труд: быстро оценить ситуацию, соотнести  ее с поговоркой, высказать свое суждение.

Загадки в отличие от пословиц и поговорок отражают сущность сегодняшнего дня. Они динамичны, изменчивы. И  если в настоящее время загадки  о старинных предметах выходят  из активного бытования, то возникают  новые, современные, отражающие нашу жизнь. Загадки не содержат явно выраженного  отношения к нравственным ценностям, нормам поведения, а направлены на поиск  сходства различных предметов и  явлений. В них нет той глубинной  мудрости, которую мы находим в  пословицах. Они решают другую задачу, являясь своеобразным тестом на сообразительность. Ценность загадок в их образности, художественности, поэтичности. Их яркие  аллегорические образы помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают  смекалку, поэтический взгляд, способность  к образно-логическому мышлению. Благодаря таким поэтическим  средствам языка, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами в загадке происходят волшебные превращения: морковь  становится красной девицей с  косой и т.п. Метафора и сравнение  в загадках даются в форме занимательной  игровой задачи, требующей сопоставления, сравнения. Сама загадка является ступенью, ведущей ребенка к пониманию  поэтического образа, развитию художественного  мышления, творчества. Поэтому дети нередко сами создают собственные загадки и бесконечно рады, если взрослые не могут их разгадать.

Многие загадки сопровождают ребенка в царстве сказок. Героям сказки, как правило, приходится отгадывать три загадки, чтобы получить какой-либо предмет или сохранить свою жизнь. Слушание и чтение народных сказок доставляют нам много счастливых минут, мы не устаем удивляться богатству  народной выдумки, заложенной в них  мудрости. По словам известного фольклориста В.П. Аникина, русская сказка — «художественное  творение, в котором отложилась история  народа, это красочный наряд его  памятливой души».

Читая или слушая сказку, мы не замечаем, как оказываемся  во власти удивительного вымысла, казалось бы, не имеющего ничего общего с действительностью. Но вместе с тем сказка несет определенную идейно-нравственную нагрузку: материализованное  в гиперболических образах добро  и зло ведут между собой  борьбу. Утверждение нравственного  закона жизни – это и есть правда сказки. Своим содержанием она  всегда зовет на борьбу со злом, призывает  отстаивать справедливость, добро, человечность. В ней предельно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, этические  и эстетические идеалы. В сказках  народ высмеивает безделье, желание  легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. Очень красив язык сказок: певуч, поэтичен, со множеством метафор, сравнений, метких и поучительных поговорок и пословиц. Все это делает сказку незаменимым средством воспитания детей разных возрастов и полов.

Информация о работе Роль малых форм устного народного творчества в нравственно-эстетическом развитии ребенка