Роль малых форм устного народного творчества в нравственно-эстетическом развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:17, контрольная работа

Описание

Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования.

Содержание

Понятие о фольклоре.
Устное народное творчество как часть народного быта.
Отличия устного народного творчества от художественной литературы.
Роль фольклора в формировании личности ребенка.
Поэзия младенчества колыбельные пестушки потешки.
Поэзия игры: дразнилки, прибаутки, небылицы, скороговорки, считалки, загадки.
Календарно обрядовая поэзия: заклички, колядки, детские заговоры.
Использование традиции малых форм в творчестве К. И. Чуковского.

Работа состоит из  1 файл

лит.docx

— 75.37 Кб (Скачать документ)

Изначально скороговорки были придуманы для развлечения детей. Однако вскоре обнаружились и прочие полезные свойства этой шуточной забавы. Детские скороговорки прекрасно подойдут для развития речи и дикции. С помощью скороговорок для детей вы можете исправить у вашего чада неправильное произношение слогов и букв, поработать над постановкой ударения и т.д. Именно с этой целью скороговорки для детей используют в своей работе логопеды. Детские скороговорки предназначены для исправления разных дефектов речи. Например, скороговорка «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» прекрасно подойдет тем, кто испытывает трудности в произнесении шипящих звуков. Для тех, кто не в ладах с буквой «р» подойдут скороговорки «Расскажите пpo пoкупки. Пpo какие пpo пoкупки. Пpo покупки, пpo пoкупки, пpo покупoчки свои» и «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора».

Детские скороговорки очень  хорошо воспринимаются малышами, потому что для них это процесс  повторения забавных стишков — это  своего рода игра. Сегодня скороговорки используют именно для веселого и  интересного обучения. Помимо формирования языковых навыков скороговорки для детей развивают воображение.

В огороде рос  горох,   
А за речкой – гречка.   
Старый наш козёл Енох   
В огороде рвал горох,   
Гречку рвал за речкой

У ежа - ежата, у  ужа - ужата.  
Ужата - у ужа, ежата - у ежа.

Маша шила для  мартышки  
Шубу, шапку и штанишки.

Дима дарит  Дине дыни,  
Дыни Дима дарит Дине.

 

Детские дразнилки — это коротенькие стишки, в которых высмеиваются недостатки человека. Обычно дразнилки придумывают сами дети, чтобы защититься от обидчика.

Согласно Толковому словарю  русского языка В.И. Даля эти немудреные выражения придумывали специально для того, чтобы намеренно рассердить обидчика. Дразнилки сложены практически  для всех русских имен.

Коля, Коля, Николай,  
Сиди дома, не гуляй,  
В окошко не гляди,  
Девчонок не дразни.

Но чаще всего детские  дразнилки высмеивают различные  черты характера: жадность, трусость, лень, хвастовство и т.д.

Жадина, говядина,  
Соленый огурец  
На полу валяется,  
Никто его не ест!

С помощью дразнилок дети учатся замечать плохое, несправедливое отношение и поведение. Так дети сами занимаются исправлением недостатков  друг друга. К тому же они учатся слышать слова, подбирать их по смыслу и рифмовать. Если же дразнят не за дело, то всегда можно ответить:

Кто как обзывается, тот так и называется!

Дразнилки для детей передаются из поколения в поколение, от старших  к младшим. Интересно, что взрослые обычно не помнят своих детских дразнилок  и даже читают их глупыми и обидными. Хотя дразнилки несут огромную пользу. С их помощью дети учатся не только подмечать плохое, но и отвечать на уколы в свой адрес. На дразнилки для детей существует достаточное количество ответов. Например,

Обзываешь меня, переводишь на себя!  
Сам такой же десять раз!  
Я — зеркальце (показываем обидчику ладошку, чтобы он как бы увидел свое отражение)

Написанием дразнилок  для детей баловались и такие  известные поэты как С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто и др. Литературные дразнилки для детей более объективны. Поэт не стремится позорить конкретного ребенка, а высмеивает качества, которые характерны определенной группе детей.

Рыжий!  
Рыжий!  
Конопатый!  
Убил дедушку лопатой!

Дразнилки для детей имеют  много общего с эпиграммой. Задача обоих текстов — высмеять оппонента. Дразнилки всегда произносятся нараспев, так чтобы чувствовалась рифма, отчего дети получают особенное удовольствие. Дразнилка всегда произносится громко, чтобы слышали все вокруг, и  чтобы в случае чего вовремя убежать.

Дядя хрюша - повторюша,  
А по имени Индюша.  
Все тарелки облизал,  
А спасибо не сказал!

Вова, Вова-карапуз 
Съел у бабушки арбуз. 
Бабушка ругается, 
Вова отпирается! 
— Это, бабушка, не я! 
Это — кошечка твоя.

 

Небылица – это первая интеллектуальная детская игра, способствующая развитию малышей. «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями. Чуть он овладеет какой-нибудь мыслью, он не прочь сделать ее своей игрушкой.» - писал Чуковский. Разделение предмета и его функций, а также наделение предмета новыми, несвойственными для него признаками – все это первые логические упражнения. Для ребенка небылица – забавный, смешной стишок, а также необходимая ступень развития. В возрасте двух с половиной – четырех лет дети сами придумывают небылицы и перевертыши: «Дядя Маня», «Дам кусок молока И кувшин пирога» и пр. «Польза подобных стихов и сказок очевидна: всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире. Он делает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает, что значительно поднимает в нем уважение к себе, уверенность в своем интеллекте, столь необходимую ему, чтобы не растеряться в этом хаотическом мире» - писал о пользе небылицы Чуковский.

Вы послушайте, ребята, 
Нескладушечку спою: 
Сидит корова на заборе, 
Клюкву-ягоду берет, 
Сидит заяц на березе, 
Листья мерит на аршин, 
На иголочку сбирает, 
Чтобы небыло морщин. 
Вы послушайте, ребята, 
Нескладушечку спою: 
Замест кренделя-баранки 
Проглотил мужик дугу.

 

Свинки замяукали: 
Мяу! мяу! 
Кошечки захрюкали: 
Хрю! хрю! хрю! 
Уточки заквакали: 
Ква! ква! ква! 
Курочки закрякали: 
Кря! кря! кря! 
Воробышек прискакал 
И коровой замычал: 
М-м-му-у! 
Прибежал медведь 
И давай реветь: 
Кукареку!

Календарно обрядовая  поэзия: заклички, колядки, детские заговоры.

Коляда́ (вар. Каляда, Коледа) — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимнимсолнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов).Колядки обозначали первый день месяца. Есть и другие объяснения, например от слова коло – круг. Рождественские праздники: с 24 декабря по 6 января. Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д. Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, таков он и весь будет.

Заклички – стихотворные обращения к природе. Изначально обрядовые формы фольклора, сопровождаемые ритуальными действами. Современная педагогика использует заклички для формирования эмоциональной привязанности ребенка и любви ко всему живому, а также для познания им природных явлений. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.

Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми).

Уж дождь-дождем, 
Мы давно тебя ждем: 
С чистой водицей, 
С шелковой травицей, 
С лазоревым цветом, 
С теплым летом!

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются духовная жизнь  народа, накопленные веками тончайшие  наблюдения за характерными особенностями  времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно  связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Обрядовой поэзией называется тот круг словесно-художественных

жанров, какой сопровождает обряды.

Обряд-это действия, имеющие по представлениям древних славян

способность влиять на силы природы и вызывать хороший урожай и приплод

скота, обеспечивать удачную  охоту, богатство, здоровье и счастье  людей.

Календарной обрядовой поэзией  называется группа обрядов и словесно-

художественных жанров, связанных  с народным календарём, который основывался

на смене времен года и  распорядка земледельческих работ. В русской

обрядовой поэзии олицетворены силы природы, имеющие значения для

земледельческого труда: солнце, земля, времена года (мороз, "весна-красна",

лето).

Календарные обряды и их поэзия делятся на четыре цикла

соответственно четырём  временам года: зимний, весенний, летний, осенний.

 

Зимние святки – с 25 декабря  по 6 января (все даты даны по старому  стилю).

Рождество – 25 декабря.

Святые вечера – с 25 декабря  по 1 января.

Васильев день – 1 января.

Страшные вечера – с 1 января по 6 января.

Крещение – 6 января.

Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.

Весенне-летние праздники.

Сороки – 9 марта; день весеннего  равноденствия.

Пасха – первое воскресенье  после первого весеннего новолуния (между 22 марта и 25 апреля).

Егорьев день – 23 апреля.

Летние святки – русальская, или семицкая, неделя, седьмая неделя после Пасхи.

Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи.

Троица – воскресенье  на русальской неделе, седьмое после Пасхи.

Аграфена Купальница – 23 июня.

Иван Купала – 24 июня.

Петров день – 29 июня.

В каждый из праздников совершались  определенные обрядовые действия и  пелись приуроченные к этому празднику  песни. Цель всех обрядов и песен  была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным  песням свойственно не только торжество  смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Зимние святки были шумным и веселым праздником. Молодежь обходила все дома в деревне со святочными песнями. Жгли костры, рядились, собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки  гадали. Праздничная атмосфера святок описана в знаменитой балладе В.А. Жуковского “Светлана”, в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, в рассказе Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”.

Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора “кликали” Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени или виноградья. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознагражденья. Песни адресовались либо всей семье (всему двору), либо отдельно хозяину или хозяйке, были специальные песни для парня-жениха и для девушки-невесты. В песне рассказывалось о приходе Коляды или Овсеня (в припевах часто – Таусень) – существ, похожих на человека. Даже о самих христианских праздниках говорили как о живых людях: по мосточку, срубленному Овсенем, и приходят “три братца” – Рождество, Крещенье и Васильев день. Коляда и Овсень – мифологические персонажи песен – должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.

Девушки в святочные вечера гадали. Гадания были разные, их было много. Некоторые из них сопровождались подблюдными песнями. “Ставят на стол четыре блюда, покрытые полотенцами  или платками. В одно блюдо кладут уголь, в другое печину, то есть кусок сухой глины от печки, в третье – щетку, в четвертое – кольцо.

Гадающая девушка вынимает из блюда судьбу свою; ежели вынет  уголь, то ей предстоит дурная участь; ежели печинку, то смерть; ежели щетку, то будет у ней старый муж; и ежели вынет кольцо, то будет жить в радости и муж будет молодой”.

Песни святочных гаданий  предвещали судьбу: богатство или  бедность, скорую свадьбу или вечное девичество, удачное и несчастное замужество, разлуку, дальнюю дорогу, смерть.

Масленица – следующий  после зимних святок крупный праздник в деревне. Масленицу праздновали  в течение недели, шумно, разгульно, весело. Это были проводы зимы. На масленицу устраивались пиры с непременными блинами, катанье с ледяных гор, кулачные бои, катанье на тройках. Величали молодых, поженившихся в этом году, поминали умерших, обходили дворы с  масленичными песнями, в которых  желали хозяевам урожая и изобилия.

В праздновании масленицы  участвовали люди всех возрастов, но особенную роль играли дети. В одних  местах было посылать ребятишек с  первовыпеченными блинами на огород, где они, скача верхом на кочерге, кричали бы: “Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону! И пахать пойду!” В других местах дети бегали накануне Масленицы с лаптями по деревне и всех, кто возвращался из города, спрашивали: “Везешь ли Масленицу?” Отвечавших отрицательно колотили лаптями. В некоторых губерниях именно мальчишки открывали праздник, строя ледяные горы и приветствуя Масленицу ритуальными приговорами. Наконец, в последний день праздника дети бегали иногда по деревне от избы к избе и требовали блинов особыми песенками. За поданный блин они показывали хозяйке куклу Масленицы, что сулило урожай.

Песен на Масленицу пелось множество. Масленичными песнями встречали  Масленицу, прославляли ее и подсмеивались  над ней, прощались с нею. С  Масленицей разговаривали как с  живым существом. В песнях она  то красивая девушка, то “баба-кривошейка”, то “дорогая гостья”, то “обируха” и “обмануха”. В некоторых областях делали чучело из соломы – Масленицу, - которую устанавливали в начале праздника где-нибудь на видном месте. В последний праздничный день чучело везли на санях в поле, сжигали, а затем хоронили или разбрасывали головни и пепел по полям, зарывали в снег. Уничтожая божество, люди верили, что весной с новой растительностью оно воскреснет вновь, даруя урожай.

Информация о работе Роль малых форм устного народного творчества в нравственно-эстетическом развитии ребенка