Устное народное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:42, доклад

Описание

Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.

Работа состоит из  1 файл

Устное народное твор-во.docx

— 101.24 Кб (Скачать документ)

В работе над  эпизодом «Первый приказ царя» возможны такие вопросы: какими словами встречает царевна-лягушка Ивана-царевича? Как правильно произнести их? («Что так запечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?») Какие черты характера царевны-лягушки проявились при этом?      

Испытания, которым  подвергает царь своих невесток, помогают убедиться в необыкновенных достоинствах царевны-лягушки. Царевна сразу догадывается, что царевич опечален, и старается  успокоить его. Отметим, какой теплотой, заботой проникнуты ее слова, как  задушевна ее речь: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее...»      

Учащиеся во время такой беседы выясняют, что  царевна была внимательная, добрая, заботливая и скромная («Она заботливо  спрашивает царевича, сразу видит, что  он чем-то опечален...»; «Она успокаивает  его, сама думает, как выполнить приказы  царя, но до поры не говорит об этом царевичу. В этом тоже народная мудрость: „Не забегай вперед!“; „Сначала сделай, а потом и говори...“ Так и поступает Василиса Премудрая»).      

Обратим внимание, что царевну называют премудрой  тогда, когда рассказывают, как она  трудится. Учащиеся при чтении и  пересказе этого эпизода отмечают и реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта, и особый ритм, как бы сопровождающий эти трудовые процессы: 

Взяла она частые решета, 
Мелкие сита, 
Просеяла муку пшеничную, 
Замесила тесто белое, 
Испекла каравай — рыхлый да мягкий.      

Учащиеся рассказывают о том, как выполнили жены старших  братьев приказ царя. Обратим внимание, что сказка преувеличивает недостатки их работы, берется крайняя степень  отрицательного (у одной подгорел, у другой сырой). С какой целью вводится это преувеличение? Школьники сумеют сделать вывод, что этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя: «Вот этот каравай только в большие праздники есть!»      

Пересказ третьего эпизода еще более интересен  для сопоставительной работы.      

Вспомним, что  хотел узнать царь («Царь хотел  узнать, как умеют жены рукодельничать. Он приказал, чтобы жены сыновей „своими руками“ выткали „к завтрему по ковру“»).       

Чем же отличается труд Василисы Премудрой? Она ткет сама, жены других сыновей созывают мамушек, нянюшек и красных девушек. Мамушки  и нянюшки ткут кто серебром, кто  золотом, кто шелком. Сказка не рассказывает о том, чем ткет Василиса Премудрая, но все оживает под руками искусной мастерицы. При описании ее работы снова  изменяется ритм. Учащиеся даже на слух определяют, что эти строчки звучат как стихотворение. Текст этот можно  написать заранее на доске и поработать над выразительным чтением отрывка, чтобы дети почувствовали его  особый ритм: 

Где кольнет иглой  раз  — 
цветок зацветет. 
Где кольнет другой раз  — 
хитрые узоры идут. 
Где кольнет третий  — 
птицы летят.       

Вспомним эпизоды, в которых рассказывается, как  постепенно возрастает восхищение царевича работой Василисы Премудрой. Если в  первом случае хлеб был такой, какого он «никогда не видывал», и царевич  «диву давался», то во втором случае ковер получился такой, «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство царевны, но и  умение Ивана-царевича оценить это  мастерство.      

Как бы апофеозом  мудрости и красоты царевны-лягушки  является ее появление на царском  пиру. По мановению ее руки остатки  пищи превращаются в озера и лебедей, а затем неожиданно исчезают. Искусство  царевны-лягушки становится необычайным, волшебным. Красота Василисы Премудрой  открылась всем.      

К этому времени  школьникам легко будет ответить на вопрос учебника: «В чем истинная красота Василисы Премудрой?»      

Работу над  художественным пересказом эпизода  «Пир» целесообразно совместить с рассматриванием репродукции  картины В. Васнецова и иллюстрации И. Билибина.      

Картина В. Васнецова создает обобщенный образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ. Иллюстрация И. Билибина конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим. Здесь возможны разные виды работ:      

1. Опишите устно, что вы видите на каждой из картин (герои, обстановка, внешний вид окружающих людей, их настроение, преобладающие краски).       

2. Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?      

После этого  школьники объясняют, почему так  торопится Иван-царевич сжечь  лягушечью кожу царевны. Царевна  опечалилась, но она не бранит Ивана-царевича, а лишь горестно упрекает его и  одновременно помогает советом.      

Последний раз  звучат слова Василисы Премудрой  в самом конце сказки: «Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать, теперь я твоя весь век буду».      

Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая? Чем удивляет и покоряет она всех? Эти вопросы прозвучат в беседе с учащимися и подведут их к соответствующим выводам о цельности характера Василисы Премудрой, прекрасной, сердечной, скромной, умной, терпеливой, заботливой, трудолюбивой и доброй.      

Какой представляют себе Василису Премудрую учащиеся 5-го класса? Класс слушает рассказы и оценивает их.       

Василиса Премудрая, которой, по словам Горького, свойственны  величественная простота, презрение  к позе, мягкая гордость собой, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, сосредоточила в  себе лучшие черты русского народного  характера.      

Чтобы подытожить работу, можно использовать вопросы: что приказывал царь своим невесткам? Что он узнал о них? За что Василису назвали Премудрой? В чем была истинная красота Василисы Премудрой?       

К следующему уроку  школьники готовят выразительное  чтение в лицах (эпизоды встреч Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой).       

На третьем  уроке завершается работа над  сказкой «Царевна-лягушка». Урок начинается беседой («Что было после того, как  Иван-царевич сжег лягушечью кожу?»), в которой педагог идет от выводов  учащихся о характере Василисы Премудрой  к вопросу: «Достоин ли Иван-царевич  Василисы Премудрой?» Если некоторые  учащиеся будут говорить о том, что  едва ли можно считать его достойным («Ведь он сжег лягушечью кожу»; «Он  хотел сначала бежать, отступить»), беседа пойдет еще живее и непосредственнее, потому что другие школьники обязательно  будут убеждать своих товарищей, что царевич искупает свою вину. При этом ребята вспоминают путь Ивана-царевича, рассказывают о нем.      

После царского пира — кульминационного эпизода сказки, когда Иван-царевич сжигает лягушечью кожу, наступает резкий поворот в сюжете: действие убыстряется, сказка приобретает более динамичный характер. Иван-царевич волею обстоятельств вынужден принимать самостоятельные решения и самостоятельно действовать.      

Сразу ли он решает идти на поиски царевны? Вспомним текст: «Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел  железные сапоги, положил в заплечный  мешок три железных хлеба и  пошел искать жену свою, Василису Премудрую». Учащиеся, пересказывая этот эпизод, отмечают, что царевич не раздумывает ни минуты, он принимает решение идти на поиски сразу после исчезновения царевны.      

Читая по ролям  эпизод встречи со старичком, учащиеся соглашаются, что царевич поторопился  сжечь кожу, не оценил мудрость царевны-лягушки  и за это наказан. Об этом говорит  и старичок, хотя он и помогает Ивану-царевичу в его дальнейшем нелегком пути. Читая в лицах или пересказывая эпизоды встреч Ивана-царевича с  медведем, селезнем, зайцем, щукой, школьники отвечают на вопросы: «Почему он хотел убить их?» («Он был очень голоден»); «Как он об этом говорит?»      

Путь Ивана-царевича кончается у Кощеева дуба, описание которого необычайно интересно. Чтобы  помочь школьникам понять значение этого  описания, учитель ставит вспомогательный  вопрос: «Была ли необходима помощь царевичу?» Здесь можно предложить прочитать наизусть описание дуба. Вопрос «Почему так важно подробное  описание Кощеева дуба?» дает пищу для новых размышлений учащимся («Подробное описание дуба нужно, чтобы  показать, как трудно было победить Ивану-царевичу»; «Если бы дуб Кощеев не такой страшный был, то зверей не надо было бы звать...»).      

Итак, в характере  царевича мы отмечаем смелость. Он снискал  уважение к себе тем, что справедлив, добр, борется против Кощея, которого боится даже Баба-яга, называя его  злодеем.      

Учащимся Иван-царевич  нравится. И о нем у них складывается свое представление, которое они  высказывают в рассказах.      

Общие вопросы  закрепляют знания, выясняют впечатления  от прочитанного: «Нравится ли вам сказка? Чему учит сказка „Царевна-лягушка“?» Пусть робкие, не всегда сформулированные до конца, но самостоятельные суждения должны прозвучать перед заключительным словом учителя о сказке.      

В качестве примера  другого варианта сказки может быть прослушивание грамзаписи в исполнении А. Зуевой. Кстати, к пластинке приложен сопроводительный текст в исполнении М. Бабановой.      

Сказка «Царевна-лягушка» рассказывает о том, как добиваются герои победы добра и справедливости, проходя через различные испытания. Только тогда, когда они сами становятся достойными счастья, добро торжествует.       

Завершая работу над этой темой, полезно вызвать  школьников на небольшие монологические рассказы о том, какие мечты народа отразились в сказках, стали сейчас былью, действительностью. 
 

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»      

«В некотором  царстве, в некотором государстве  жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали  Иванушка» — так зачаровывает слушателя и вводит его в свой мир прекрасная русская народная сказка. Передаваясь из уст в уста, сказки постоянно совершенствуются, достигают необычайной выразительности. В самом деле, народная сказка свидетельствует о кропотливом поиске совершенства содержания и формы, в ней нет случайных эпизодов и диалогов, описаний, без нужды затягивающих действие. Обратим внимание на то, что даже имя героя дается лишь в том случае, когда подчеркивается его особая роль.       

Волшебные сказки, включенные в программу 5-го класса, позволят учителю показать при их изучении самое характерное для русской народной сказки.      

Учитель подготавливает школьников к восприятию волшебной  героической сказки, воспевающей  подвиги Ивана — крестьянского сына на Калиновом мосту.      

После рассказывания  или чтения сказки учителем выясняем, насколько интересной показалась школьникам вновь прочитанная сказка, верно  ли поняты ими содержание и характеры  героев, готовы ли школьники ответить на вопросы учителя. Например: «Понравились ли вам герои сказки? Кто больше всех? Почему? Как называют Ивана — крестьянского сына на протяжении всей сказки? Что общего в зачине и концовке сказки? В чем подвиг Ивана — крестьянского сына?»      

При подготовке пересказов и выразительного чтения дома и на уроке учащиеся обратят  внимание на особенности всей сказки.       

Следующий урок начинается с пересказов учащихся. Школьники отвечают на вопросы, пересказывают, читают, выбирают из текста наиболее важное, составляют план. Пересказ иллюстрируется выразительным чтением эпизодов.      

Параллельно ведется  работа по вопросам и заданиям: «На  какие части распадается сказка? Озаглавьте их. Подготовьтесь рассказать одну из них (по выбору); сохраните в пересказе особенности сказочного повествования (повторение близких по значению слов: „жили-были“, „разорил“, „разграбил“; предложения, похожие на стихотворные строки: „Старший брат спит, во всю мочь храпит...“)».      

Для такого пересказа  с сохранением особенностей сказочного повествования можно предложить начало сказки до того момента, когда  братья остановились в избушке на реке Смородине.      

Выборочный пересказ «О подвигах Ивана — крестьянского сына» начинается со слов Ивана: «Ну, братцы, заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтобы чудо-юдо через Калиновый мост не пропустить...» Последние слова Ивана позволяют школьникам сделать вывод о том, что именно Иван больше других братьев понимает ответственность за безопасность своей земли.      

Далее школьники  выбирают и оценивают именно те фрагменты  текста, которые свидетельствуют  о героических поступках Ивана — крестьянского сына, превосходящего своего противника не только по физической силе и находчивости, стойкости и терпеливости, но главное — по силе духа, которую дает ему сознание правого, справедливого дела защиты родной земли.      

Информация о работе Устное народное творчество