Толстой как педагог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:46, творческая работа

Описание

Л. Н. Толстой выступает и как учитель крестьянских детей, и как просветитель, стремящийся внести посильный вклад в дело просвещения всего русского народа. С этой целью он хочет создать просветительское общество. Это общество должно решить очень важную задачу: РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В НАРОДЕ.
1859 г. - Л. Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу и до осени 1860 г. помогал организовывать подобные школы в соседних деревнях (было открыто свыше 20 школ).
4 февраля 1862 г. - Л. Н. Толстой начал издавать педагогический журнал « Ясная поляна. Журнал издавался один год, вышло 12 номеров (последний, с запозданием, уже в 1863 году).

Работа состоит из  1 файл

толстой как педагог.ppt

— 2.95 Мб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Глазовский государственный педагогический  институт

имени В.Г.Короленко 

 

Выполнила:   Чечегова Т. Е.

 

Глазов, 2013

Л. Н. Толстой

  • Гениальный писатель

 

  • Оригинальный мыслитель

 

  • Знаток духовного мира детей

 

  • Смелый экспериментатор, новатор в области            обучения и воспитания

 

  • Создатель азбук и книг для детского чтения

 

Л. Н. Толстой выступает и как  учитель крестьянских детей, и  как просветитель, стремящийся внести  посильный вклад в дело просвещения  всего русского народа. С этой  целью он хочет создать просветительское  общество. Это общество должно  решить очень важную задачу: РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В НАРОДЕ.

1859 г.  - Л. Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу и до осени 1860 г. помогал организовывать подобные школы в соседних деревнях (было открыто свыше 20 школ). 

 

4 февраля 1862 г. - Л. Н. Толстой начал издавать педагогический журнал « Ясная поляна. Журнал издавался один год, вышло 12 номеров (последний, с запозданием, уже в 1863 году). 

 

Яснополянская школа была полной  противоположностью казенным школам - русским и зарубежным. В ней  царил дух сознательной дисциплины, который ревностно охранялся  и развивался самими учениками, очень любившими свою школу  и своего учителя – Льва  Толстого.

Большое внимание он обращал  на формирование творческой самостоятельности  детей, стремился к развитию

теории «свободного воспитания».

 

 

  • форма занятий - свободная беседа учителя с учеником.

 

  • учащиеся делились на 3 класса: младший, средний, старший.

 

  • домашние задания не практиковались, т.к. всё выполнялось в школе.

 

  • основной метод обучения - живое слово учителя (рассказ, беседа).

 

  • средством достижения сознательных и прочных знаний Толстой считал наглядность

 

  • свобода в организации школы
  • свобода как педагогический принцип

 

ЦЕЛЬ  воспитания и образования:

 

 способствовать развитию наибольшей гармонии                качеств, которые ребенок несет в себе.

На страницах журнала Толстой  пропагандировал идею широкого  распространения образования среди  простого народа, выступал против  постановки воспитания детей, характерной  для министерских и церковно-приходских  школ, так как она, в частности, мешала учащимся выработать самостоятельные  взгляды и убеждения.

 

  • Журнал ставил своей целью обобщить практический опыт народных школ, которые, по мнению Толстого, должны были стать педагогическими лабораториями, где учителя экспериментальным путем проверяли бы новые методы и приемы учебной и воспитательной работы.
  • Журнал предназначался в помощь сельским учителям и лицам, посвятившим себя просветительной деятельности среди народа.
  • Особое место в журнале занимают статьи, освещающие и обобщающие опыт работы яснополянской школы и других начальных школ, открытых по инициативе Толстого в Крапивенском уезде Тульской губернии.

 

 

 

 

Уже в 1868г., в процессе работы  над романом "Война и мир", Л.Н.Толстой составил план книги  для чтения в народной школе. После завершения работы над  романом начинается второй период  педагогической деятельности Л. Н. Толстого.

 

 

 

  • Л.Н.Толстой составляет "АЗБУКУ" - своеобразный комплекс учебных книг для первоначального обучения детей чтению, письму, грамматике языку и арифметике 
  • Статья « Воспитание и образование»

 

  • Статья «О народном образовании »

 

  • Работа  «Педагогические заметки материалы»

"Азбука" состояла их четырех  книг:

  • собственно АЗБУКА/ букварь, тексты для первоначального чтения, славянские тексты, материал для обучения счету, методические указания для учителя.
  • Следующие три книги включали художественные и научно-популярные рассказы по истории, географии, физике, естествознанию. 

 

 

Это была своеобразная энциклопедия  знаний для первоначального этапа  обучения. В популярной форме  раскрывались понятия физики, химии, ботаники, зоологии.  
"Новая азбука" вышла в свет в 1875 г. значительно отличалась от первого пособия. "Новая азбука" была самостоятельным учебни­ком, также были самостоятельными три прежние части: учебник, "Арифметика", учебники-книги для чтения. Эту азбуку министерство народ­ного просвещения рекомендовало использовать в школе, где начина­ют обучение с азбуки.

  • Толстой, делает выводы о том, что образование и воспитание не связаны между собой;
  • образование –свободно и потому законно и справедливо;
  • воспитание –насильственно и потому незаконно и несправедливо;
  • В ней Толстой, говорит о том, что образование должно быть свободно и должно исходить из жизни
  • Обучение – многосторонний процесс;
  • Оно должно представлять собой активный процесс, сознательной переработки учебного материала.

В последние годы педагогической  деятельности установка, определяющая  содержание обучения, изменилась: самым  главным в обучении Толстой  признавал религиозно-нравственное  воспитание в духе «очищенного  христианства». Школу, в которой  учитель «ограничится одним внешним, механическим обучением арифметике, грамматике, орфографии», Толстой называл  пустячным делом.

  • Выдвинув в противоположность своим прежним взглядам совершенно правильное положение — принцип воспитывающего обучения, Толстой, однако, наполнил его реакционным содержанием, требуя, чтобы в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием и т. п.

 

 

 

 

  • В статье «Мысли о воспитании», где Толстой отказывается от прежнего отделения образования от воспитания, он пишет: «Воспитание представляется ложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было».

Здесь важны две идеи.

Первая - это признание наличия морального авторитета взрослого, она не нова для Толстого.

Вторая идея в том, что этот авторитет не может и не должен быть незыблем.

1890 год – дочерьми писателя была вновь организована школа для крестьянских ребятишек, но существовала недолго, так как по распоряжению властей была закрыта. 1906 - 1908 гг. – Толстой продолжает обучение крестьянских детей христианской морали. Писатель встречается и с детьми, приезжавшими специально к нему в усадьбу.

 

На завершающем этапе своей  педагогической деятельности Толстой  продолжал работать и общаться  с детьми.

 

Лев Николаевич Толстой –  гениальный русский писатель, педагог, много сделавший для России, для  русских детей и для русского  образования в целом. Веря в  свои идеалы и лучшую жизнь, он с силой настоящего льва  защищал их и стремился донести  информацию людям. Лев Толстой  никогда не был пустым теоретиком, не сделавшим ничего реального  для своей страны, дома, семьи, детей. Толстой всю свою жизнь посвятил  работе: он преподавал, был инициатором  многих проектов, писал романы, статьи, выпускал книги для детей, разрабатывал  различные методы обучения; в  его доме всегда было много  детей, с которыми он душевно  разговаривал, помогал разобраться  в сложных вопросах. Его взгляды  развивались в кипучей действительности, его взгляды – самая жизнь, противоречива и изменчива, но  всегда глубока и мудра.

  • История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001.
  • История педагогики / Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М., Просвещение. 1981.
  • История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  • Константинов Н.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.
  • Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1953.
  • Ушинский К.Д. Избранные работы. – М.: Дрофа, 2005.

 


Информация о работе Толстой как педагог