Тема освоения континента в романе Ф.Купера «Последний из могикан»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена теме освоения американского континента, представленной в романе Ф.Купера «Последний из могикан». Эта проблема является довольно актуальной в наше время, поскольку в связи с различными мировыми политическими противоречиями и проблемами общество нуждается в достоверной истории своего народа. Необходимо помнить, что все блага доставались человечеству путем лишений и кровопролитных битв. И мы видим сейчас, что обстановка в современном мире мало чем отличается от не такого уж и далекого прошлого. Многие государства вступают в войны ради наживы. Люди гибнут целыми нациями, часто оказываясь ни в чем не повинными жертвами жестоких агрессоров, которые потеряли гуманность в поисках своего благосостояния.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…..….3
ГЛАВА I МЕСТО ТВОРЧЕСТВА Ф.КУПЕРА В АМЕРИКАНСКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА……………...….…..…..4
1.1 Общая характеристика романтической эпохи в США.….....4
1.2 Особенности исторического романа
Ф.Купера………………………………………………………8
ГЛАВА II ТЕМА ОСВОЕНИЯ КОНТИНЕНТА В РОМАНЕ Ф.КУПЕРА «ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН»………………………………………......14
1.1 Отражение проблем фронтира в произведении………………14
1.2 Образы англичан и французов в романе………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

Курсовик!!.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

В 1811 Купер женился на француженке Делане, происходившей из семьи, симпатизировавшей Англии в эпоху войны за независимость; её влиянием объясняются те сравнительно мягкие отзывы об англичанах и английском правительстве, которые встречаются в ранних романах Купера. Случай сделал его писателем. Читая однажды вслух жене какой-то роман, Купер заметил, что не трудно написать лучше. Жена поймала его на слове: чтобы не показаться хвастуном, он в несколько недель написал свой первый роман: «Предосторожность». Предполагая, что в виду уже начавшейся конкуренции между английскими и американскими авторами, английская критика отнесётся к его произведению неблагосклонно, Купер не подписал своего имени и перенёс действие своего романа в Англию. Последнее обстоятельство могло только повредить книге, обнаружившей плохое знакомство автора с английскою жизнью и вызвавшей весьма неблагосклонные отзывы английской критики.

   Творческая биография Купера может быть условно разделена на два периода: ранний (1820 – 1832) и поздний (1840 – 1851). Между ними располагается хронологическая полоса протяженностью в семь лет, которая являет собою своего рода «публицистическую интерлюдию». Немногочисленные произведения, созданные им в эти годы «войны с соотечественниками», имеют откровенно полемическую окраску.

   Купер обратился к литературной деятельности уже зрелым человеком, убеждения которого, в том числе и общественно-политические, в значительной мере установились. Он был стопроцентным республиканцем, сторонником джефферсоновской демократии.

   Фенимор Купер осознал, что исторический роман – жанр, способный удовлетворить интерес читателей к героическому прошлому Америки и одновременно дать выражение патриотическому чувству гордости за молодое отечество, которое своим примером, как представлялось современникам, открывало новую страницу в истории человечества. Эти соображения побудили Купера на литературный эксперимент, принесший ему мгновенную славу.

  Один из первых романов Купера «Шпион» (1821) заложил традицию американского исторического романа. До Купера оставалась неясной сама принципиальная возможность написать исторический роман на материале истории Соединенных Штатов. Главные ее события были у всех на памяти. Писатель, бравшийся за изображение исторических деятелей и хода Войны за независимость, обязан был соблюдать полную точность и целиком подавить порывы воображении. Иными словами, он должен  был превратиться в историографа.

   Купер отыскал новый метод соединения истории и вымысла, не жертвуя ни воображением, ни исторической достоверностью. Этим был предвещен успех эксперимента, и вслед за «Шпионом» на американский книжный рынок хлынул поток исторических романов и повестей о Войне за независимость. Очевидно, тип исторического романа, созданный Купером, отвечал стоявшей перед американкой литературой нравственной задаче: утвердить моральное превосходство Нового Свете над Старым, республики над монархией, государственной независимости над колониальным режимом.

   Другое направление экспериментов Купера связано с попыткой исторического исследования некоторых важнейших процессов и явлений современной действительности, носящих специфически национальный американский характер. Речь идет прежде всего о территориальной экспансии и о сопутствующем ей особом социальном феномене, который традиционно именуется «пионерством», о трагической судьбе коренных обитателей континента – индейцев и в конечном счете о будущем американского народа. Именно этот круг вопросов образует проблематику романов о Кожаном Чулке, представляющих собой наиболее ценную часть художественного наследия Фенимора Купера.

   Он создал более 30 романов, из которых заметно выделяются пять самых известных и значительных, образующих целую серию, пенталогию о Кожаном Чулке: «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой». Это своеобразный «американский эпос», охватывающий 1740—1790-е гг., история освоения Североамериканского континента, наступления «цивилизации» на первозданную природу, разрушения уклада коренных жителей — индейцев.

  Роман «Пионеры» (1823) был задуман первоначально как историческое  повествование о нравах «границы». Здесь формировались социальные отношения, философские, экономические и юридические принципы, общественные навыки и нравственные законы – иными словами, особая разновидность цивилизации, которую Купер не без оснований полагал весьма важной для будущего Америки. Действие романа отнесено назад, но не далеко – менее, чем на тридцать лет. В романе нет исторических персонажей  или исторических событий. Протяженность действия – всего один год. События развиваются неспешно, перебиваясь отступлениями, обстоятельными описаниями, очерковыми подробностями. Ключевой в идейном содержании романа является проблема философско-социального характера, возникающая из сложной системы взаимодействия в «треугольнике»: природа – человек – цивилизация.

   В романе «Прерия» (1827) на первый план выдвигается проблема скваттерства, всесторонне исследуемая Купером. Скваттерство, как оно представлено в «Прерии»,  – это не просто захват необработанных земель, но жизненная позиция, нравственный принцип, агрессивная психологическая установка.

   В основе сюжета «Зверобоя» - судьба героя, которому здесь чуть за двадцать и который впервые ступает на «тропу войны» с индейцами племени гуронов. В этой смертельно опасной борьбе возникает и крепнет дружба Натти с молодым индейцем из племени могикан Чингачгуком, дружба, которую они оба пронесут через всю жизнь. Ситуация в романе осложняется тем, что белые союзники Зверобоя - «Плавучий» Том Хаттер и Гарри Марч - жестоки и несправедливы по отношению к индейцам и сами провоцируют насилие и кровопролитие. Драматические приключения - засады, сражения, плен, побег - разворачиваются на фоне живописной природы - зеркальной глади Мерцающего озера и его лесистых берегов.

   В «Следопыте» изображены сцены англо-французской войны 1750-1760 гг. В этой войне и англичане и французы подкупом или обманом привлекали на свою сторону индейские племена. Бампо со своим метким карабином и Чингачгук участвуют в сражениях на озере Онтарио и в очередной раз помогают своим товарищам одержать победу. Однако Натти, а вместе с ним автор резко осуждают развязанную колонизаторами войну, ведущую к бессмысленной гибели как белых, так и индейцев. Значительное место в романе занимает история любви Бампо к Мэйбл Дунхэм. Ценя мужество и благородство разведчика, девушка, однако, отдает предпочтение более близкому ей по возрасту и характеру Джасперу. Бампо великодушно отказывается от брака (хотя Мэйбл была готова сдержать обещание, данное погибшему отцу, и выйти замуж за Следопыта) и уходит дальше на Запад.

   Таким образом, пять романов пронизаны темой трагедии американского пионерства, ставшая результатом разлада между благородными целями первопроходцев и территориальной экспансией в условиях капитализма.

  Проследим данную тему более детально в романе Купера «Последний из могикан»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

ТЕМА ОСВОЕНИЯ КОНТИНЕНТА В РОМАНЕ Ф.КУПЕРА «ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН»

1.1 Отражение проблем фронтира в произведении

В романе «Последний из могикан» Купер воспроизводит события англо-французской колониальной  войны второй половины 50-х годов XVIII столетия, т.е. обращается к более далекому прошлому страны. События развертываются в густых, почти не проходимых лесах Америки:

«Отличительная особенность колониальных войн в Северной Америке заключалась в том, что прежде чем сойтись в кровавом бою, обеим сторонам приходилось претерпевать невзгоды и опасности скитаний по дикому краю. Владения враждовавших между собой Франции и Англии были отделены друг от друга широкой полосой почти непроходимых лесов»[7,с6].

Лишь отважным разведчикам Соколиному Глазу, Чингачгуку и Ункасу известны тайные лесные тропы. По ним и ведут они англичан, поступив на службу в их войско.

   Тема освоения континента представлена в виде конфликта между цивилизацией и природой. А именно, четко прослеживается столкновение «противоестественной» цивилизации пришельцев с естественными навыками и обычаями краснокожих  аборигенов, а сама трагическая судьба становится одним из лейтмотивов повествования.

   Куперу удалось раскрыть тему освоения земель, используя только достоверные исторические факты. Чтобы проследить, насколько тонко и глубоко осветил Купер эту тему в своем романе, обратимся к исторической справке.

   История освоения и покорения Северной Америки протекала следующим образом. Здесь коренные жители и пришельцы из-за океана с самого начала не нашли общего языка, не смогли выработать принципы сосуществования, не признали права друг друга. Правда, племена Новой Англии, например, очень гостеприимно встретили первых колонистов-пилигримов и даже помогли им пережить голодные времена. Ответ христиан не заставил себя долго ждать. Как только английские колонии немного окрепли, они начали ничем не мотивированное физическое уничтожение «краснокожих язычников» и захват их земель. Уже через несколько десятилетий после начала колонизации восточного побережья Северной Америки многие племена Новой Англии и Вирджинии были просто истреблены. Колонии неудержимо продвигались на запад, и их варварская политика по отношению к коренному населению оставалась неизменной.

   Индейская политика колонизаторов поражает своей жестокостью, цинизмом и бескомпромиссностью. В отличие от других континентов, где белые колонисты более-менее мирились с соседством местного населения, английские, а затем и американские поселенцы в Новом Свете с поистине маниакальным упорством стремились очистить занятые или приобретенные территории от индейцев. Белые абсолютно не выносили присутствия краснокожих рядом. Именно в Северной Америке возник феномен границы (знаменитый «фронтир»): по одну сторону - белые, по другую - индейцы.

   Да, действительно, именно этой проблеме посвящает Купер свой роман. Мы наблюдаем на страницах романа, с какой жестокостью утверждала себя европейская цивилизация на новых землях. Захватывая пространства, на которых тысячелетиями охотились, ловили рыбу, занимались земледелием исконные жители Америки – индейцы, - английские и французские колонизаторы беспощадно истребляли их. Туземцы отчаянно сопротивлялись этому вторжению; но, натравливая одни индейские племена на другие, вовлекая их в войны, спаивая, обманывая, европейцы сломили сопротивление мужественного и гордого народа. Например, Магуа  из племени гуронов сетует на колонизаторов:

  «Разве Лисица виноват, что голова у него не из камня? Кто дал ему огненную воду? Кто сделал его негодяем? Бледнолицые люди»[7,с85]

  

Купер показывает жестокость колонизаторов, истребляющих индейцев, правдиво изображает дикость и «кровожадность» отдельных индейским племен. Однако процесс колонизации воспроизводится и оценивается в этом романе Купером как бы с позиции колониста-англичанина, способствовавшего созданию США.  Купер симпатизирует англичанам и противопоставляет им французских колонизаторов, осуждая неоправданную жестокость проводимой ими политики завоевания земель. И именно те индейские племена, которые выступают на стороне французов против англичан, показаны как бесчеловечно жестокие (племя ирокезов).

   Купер – сторонник проникновения цивилизации не с помощью огня и бессмысленных убийств ни в чем не повинных индейцев, а путями более гуманными.

 

1.2 Образы англичан и французов в романе

 

Образы англичан явно идеализированы в романе. В этом проявилась ограниченность писателя, повлекшая за собой нарушение жизненной правды. Однако временами писатель преодолевает присущую ему ограниченность и в ряде сцен правдиво изображает жестокость обращения англичан и индейцами и ненависть индейцев к поработителям вне зависимости от того, являются ли они англичанами или французами:

«Разве гуроны – собаки, чтобы терпеть все это? Кто поведает жене Минаугуа, что его скальп достался рыбам, а родное племя не отомстило за его смерть? <….> Что мы ответим старикам, когда они спросят нас о скальпах, а у нас даже не окажется волоса бледнолицего? Женщины будут указывать на нас пальцами. На имени гуронов лежит пятно позора, и мы должны смыть его кровью!»[7,с109].

Купер опасался, что аборигенов ждет полное истребление и что это в глазах потомков вечным позором покрое белых завоевателей. В позиции писателя превалировала не снисходительная жалость к побежденным, а горькое сожаление о невозвратимой утрате, о гибнущих ценностях культуры индейцев, которая могла бы обогатить европейцев-переселенцев нравственными достоинствами присущего ей идеала человека: беззаветной отвагой, презрением к смерти и физическим страданиям, верность долгу, высоким чувством собственного достоинства, непобедимым свободолюбием, которое предпочитает смерть рабству. Этот идеал изображен обреченным на гибель, как и весь народ, судьбу которого символизируют два последних представителя племени могикан: Чингачгук и его сын Ункас. Великий Змей (Чингачгук) вспоминает, как погибали его предки в борьбе с белыми людьми:

«Белые дали мои праотцам огненную воду; они стали пить ее, пили с жадностью, пили до тех пор, пока им не почудилось, будто земля слилась с небом»[7,с33].

   Собственный идеал Купера наиболее полно воплотился в образе Натаниэля Бампо. Это сын поселенца, выросший среди жителей «границы» и индейцев. Он тянется к людям, быстро сходится с ними, самоотверженно помогает им. Автор рисует его самобытным философом, хранящим верность своему слову, долгу дружбы и справедливости. Своеобразие его характера писатель мотивирует необычными условиями формирования. Он усвоил лучшее из индейских обычаев и навыков, но в то же время остался верен гуманным аспектам европейской культуры. Его воззрения несут отпечаток просветительского культа разума, освобождения от расовых, национальных и религиозных предрассудков; он твердо убежден, что индейцы являются истинными хозяевами лесов.

Информация о работе Тема освоения континента в романе Ф.Купера «Последний из могикан»