Русские князья (Ольга, Игорь, Святослав и Владимир) в русской культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:08, реферат

Описание

Восточные славяне, в отличие от многих народов Европы, не получили прямого культурного наследия древнего мира. Но от эпохи первобытности они унаследовали и богатый словарный запас, и мифологию. Некоторое влияние на славян оказали в древности соседние скифы и посещаемые славянами с торговыми целями греческие колонии на берегах Чёрного моря. На развитии культуры в IX – XII вв. положительно сказались ежегодные многолюдные поездки русской знати и купцов в Византию, на Восток, в Западную Европу. Здесь знакомились с кораблями, крепостями, ремесленными мастерскими, различными товарами, оружием, местными обычаями и законами.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I Князь Игорь в русской культуре
1.1 Князь Игорь в литературе……………………………………………………4
1.2 Князь Игорь в живописи ……………. ……………………………………..11
Глава II Княгиня Ольга в русской культуре
2.1 Княгиня Ольга в литературе………………………………………………...14
2.2 Княгиня Ольга в изобразительном искусстве……………………………...25
2.3 Княгиня Ольга в кинематографе…………………………………...……….31
Глава III Князь Святослав в русской культуре
3.1 Князь Святослав в литературе………………………………………………32
3.2 Князь Святослав в изобразительном искусстве……………………………36
Глава IV Князь Владимир Святославич в русской культуре
4.1 Князь Владимир в литературе………………………………………………38
4.2 Князь Владимир в изобразительном искусстве……………………………60
Заключение……………………………………………………………………….63
Литература……………………………………………………………………….64

Работа состоит из  1 файл

Русские князья (Ольга, Игорь, Святослав и Владимир) в русской культуре.doc

— 5.39 Мб (Скачать документ)

МОиН   РР ФГБОУ

Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного

Университета им. Н.Г. Чернышевского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра литературы

 

 

 

 

 

 

Русские князья (Ольга, Игорь, Святослав и Владимир)

в русской культуре

 

 

 

Реферат

Студентки V курса

Филологического факультета

Заочное обучение (экстернат)

Ворсуновой И.Н.

 

Проверил____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балашов 2013

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава I     Князь Игорь в русской культуре

1.1 Князь Игорь в литературе……………………………………………………4

1.2 Князь Игорь в живописи ……………. ……………………………………..11

Глава II  Княгиня Ольга в русской культуре

2.1 Княгиня Ольга в литературе………………………………………………...14

2.2 Княгиня Ольга в изобразительном искусстве……………………………...25

2.3 Княгиня Ольга в кинематографе…………………………………...……….31

Глава III  Князь Святослав в русской культуре

3.1 Князь Святослав в литературе………………………………………………32

3.2 Князь Святослав в изобразительном искусстве……………………………36

Глава IV   Князь Владимир Святославич в русской культуре

4.1 Князь Владимир в литературе………………………………………………38

4.2 Князь Владимир в изобразительном искусстве……………………………60

Заключение……………………………………………………………………….63

Литература……………………………………………………………………….64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Восточные славяне, в  отличие от многих народов Европы, не получили прямого культурного наследия древнего мира. Но от эпохи первобытности они унаследовали и богатый словарный запас, и мифологию. Некоторое влияние на славян оказали в древности соседние скифы и посещаемые славянами с торговыми целями греческие колонии на берегах Чёрного моря. На развитии культуры в IX – XII вв. положительно сказались ежегодные многолюдные поездки русской знати и купцов в Византию, на Восток, в Западную Европу. Здесь знакомились с кораблями, крепостями, ремесленными мастерскими, различными товарами, оружием, местными обычаями и законами.

Очагами развития культуры на Руси были города, количество которых  росло с каждым столетием. Некоторые  русские города вроде Киева, Новгорода, Галича вошли в число центров  европейского значения.

В городах значительно развилось ремесло, появились мастера самых различных специальностей. Постепенно города становились центрами образования и культуры. В Киеве школы для юношей существовали с X века. А в конце XI века сестра Владимира Мономаха устроила в Киеве школу для девушек. Монастыри, находившиеся тогда в основном в городах, стали важнейшими духовными и культурными центрами.

Кругозор горожан, простых  посадских людей, был несравненно  шире, чем у сельских пахарей, привязанных  к своей небольшой общине. Горожане видели иноземных купцов, ездили сами в другие земли, обычно были грамотны, знали секреты различных ремесел, умели хорошо считать. Грамотность горожан подтверждается большим количеством новых археологических находок.

По развитию культуры можно проследить развитие и становление государства. В данном реферате речь пойдёт об образе первых русских князей (Игоря, Ольги, Святослава, Владимира) в русской культуре.

Глава I   Образ князя Игоря в русской культуре

 

1.1. Князь Игорь в литературе

 

Одна из характерных черт культуры Древней Руси – большой интерес к истории. В исторический контекст так или иначе вписывались сюжеты почти всех литературных произведений. Образы русских князей и женские образы даны в литературе того времени не сами по себе — они служат идеям автора, служат целям призыва к единению князей.

Князь Игорь (возможно др.-исл. Ingvar, ок. 878-945) — великий князь Киевской Руси (912-945 г.г.), по летописи («Повесть временных лет») – сын Рюрика. Первый русский князь, известный по синхронным византийским (греч. 'Ιγγωρ) и западным источникам.

Согласно «Повести временных лет», основатель древнерусской княжеской династии Рюрик умер в 879, передав власть своему родичу Олегу. Рюрик оставил на попечение Олега малолетнего сына Игоря. Когда (882 г.) Олег подошёл к Киеву, где правили варяги Аскольд и Дир, он хитростью выманил киевских князей из города и приказал убить их именем Игоря, которого летопись называет ещё младенцем: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика».

    Князь  Игорь в летописи         

В русско-византийском договоре 911 года Олег назван «великим князем русским», то есть в документальном источнике  он считался не регентом при Игоре, а полновластным правителем. В 903 году Игорю привели жену из Пскова, Ольгу. Учитывая то, что сын Игоря и Ольги Святослав родился в 942 году, дата женитьбы Игоря выглядит крайне сомнительной1.              

Отправившись в поход  на Византию (907), Олег оставил Игоря наместником в Киеве. После смерти Олега в 912 году Игорь стал правителем Киевской Руси. Даты смерти Олега и, соответственно, начала правления Игоря, условны.

В 914 году Игорь подчинил племя древлян и возложил на них дань больше Олеговой. В 915 году, проходя походом на Византию, на Руси впервые появились печенеги. Игорь заключил с ними мир, оказавшийся непрочным. В 920 Игорь воевал с печенегами.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Игорь берёт  дань от древлян. Иллюстрация из Радзивилловской  летописи

 

Следующее летописное известие об Игоре — его поход на Царьград 941—944 годов. С этого времени свидетельства об Игоре впервые появляются в византийских и западноевропейских источниках. Таким образом, он стал первым русским князем, названным по имени в нерусских источниках.

 

 

Древнерусские летописи в рассказе о походе 941 года восходят к переводам продолжателя Амартола2, но также содержат следы народного предания, едва сохранившегося ко времени написания летописей.

Продолжатель Феофана  так начинает рассказ о походе: 
    «11 июня четырнадцатого индикта [ 941 года ] на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы...»3

Лиутпранд Кремонский, посол  короля Италии Беренгара II в Византию в 949 г. замечает о более чем тысяче кораблей у «короля русов Ингере»4. В морском бою огромный русский флот был частично уничтожен греческим огнём. После набегов на византийские земли и ряда поражений Игорь в сентябре 941 вернулся домой. 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иванов В. "Битва  Игоря с византийцами"

Русский летописец передаёт слова уцелевших воинов:  
«Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их». О впечатлении, произведённом этим набегом на византийцев, свидетельствует следующий факт: имя Игоря стало единственным из русских имён, попавшим в византийский энциклопедический словарь X века, известный как Суда.

В 942 г. жена Игоря княгиня Ольга родила Святослава, ставшего через три года князем под опекой матери5.

По летописи в 944 г. (историки считают доказанным 943 г.), Игорь собрал новое войско из варягов (скандинавских наёмников), руси (соплеменники Игоря), славян (поляне, ильменские словене, кривичи и тиверцы), и печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большей частью войска по морю. Предупреждённый заранее византийский император Роман I Лакапин выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, уже достигшему Дуная. Одновременно Роман выслал дары печенегам. После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый данью, повернул назад. Продолжатель Феофана сообщает о подобном событии в апреле 943 г., только противниками византийцев, заключившими мир и повернувшими назад без сражения, были названы «турки». 

«Турками» византийцы обычно именовали  венгров, но иногда широко применяли  название ко всем кочевым народам  с севера, то есть могли подразумевать  и печенегов. Месяц апрель Константин Багрянородный упоминал в связи  с началом навигации русов.

В следующем 944 году6, Игорь заключил военно-торговый договор с Византией. В договоре упоминаются имена племянников Игоря, его жены княгини Ольги и сына Святослава. Летописец, описывая утверждение договора в Киеве, сообщил о церкви, в которой приносили клятву варяги-христиане.

Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам.

Древляне не числились  в составе войска, потерпевшего разгром  в Византии. Возможно, поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил  величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение: «Поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит» [...] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало.

И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня  в  
Деревской земле и до сего времени»7.

Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. В изложении Льва Диакона император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и  разорван надвое8.

По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко  отомстила древлянам. Она хитростью  уничтожила их старейшин, перебила много  простого народа, сожгла Искоростень  и возложила на них тяжёлую  дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.

В раннем памятнике древнерусской  словесности, «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского (до 1050 г.), генеалогия русских князей прослеживается до Игоря. Всего спустя около 100 лет после гибели Игоря Иларион назвал его «древним Игорем». Игоря в ряду других прославленных князей поминает автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века:

«Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу...».9

Историография по жизни  князя Игоря

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой  ставится историками под сомнение, сообщает дополнительные сведения об Игоре. Мать его была Ефанда, урманская (норманская) княжна и любимая жена Рюрика, получившая в приданое город Ижора.

По мнению В.Н. Татищева имя "Ингорь", происходит от финского (ижорского) имени  Ингер.

    Историография               Когда Игорь возмужал, князь Олег привёл ему

    по жизни Игоря   жену из Изборска, из знатного рода Гостомысла. Её звали Прекраса, но Олег переименовал в Ольгу. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу чтил более других. У Игоря, кроме Святослава, был ещё сын Глеб, которого Святослав казнил за христианские убеждения10. В остальном Иоакимовская летопись следует за «Повестью временных лет».

В.Н. Татищев также приводит даты рождения Игоря из различных списков: 875 г. в Раскольничем, 861 г. – в Нижегородском, 865 г. – в Оренбургском 11.

В начале (913/914) и конце (943/944) правления Игоря русы совершили  крупные морские походы в Каспийском регионе, о которых древнерусские летописи умалчивают. Хронологически возможно, что поход в 913/914 гг. повлиял на приход Игоря к власти, так как все его участники, согласно арабским авторам, были перебиты на Волге. По хазарским свидетельствам поход Игоря на Византию был связан с походом на Каспий в 943—945 гг. , в котором, согласно хазарскому и арабскому независимым источникам, предводитель русов погиб. Хазарский источник сообщает о гибели именно «царя русов», именуя его X-л-гу12, что делает заманчивым его отождествление с Вещим Олегом.

Византийское сообщение  Льва Диакона о гибели Игоря от рук германцев лишь увеличивает неопределённость. Возможно, информатор Льва Диакона неправильно понял на слух незнакомый этноним «древляне» как более знакомый «германе».

Византийский император  Константин Багрянородный в сочинении  «Об управлении империей», написанном в 949 году, заметил: «Моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии...»

Буквально эта фраза  подразумевает то, что к 949 году Игорь  был ещё жив, так как по сочинению  росы ежегодно по торговым делам приходили  в Византию, и Константинополь был осведомлён о положении на Руси. По сведениям, изложенным историком Яном Стржедовским (в Sacra Moraviae Historia sive Vita SS. Cyrilli et Methudii, 1710 г.) в 949 году Игорь заключил союз с Олегом Моравским против Венгрии, но умер в том же году.

Историки, изучающие деяния Игоря по древнерусским летописям, отмечают нестыковки и натяжки в  его биографии, что даёт повод  к различным реконструкциям его  правления13.

 

1.2 Князь Игорь в живописи

 

 

Тема первых русских  князей звучит в полотнах многих русских художников. Героический эпос Древней Руси нашёл отражение в творчестве В.И. Сурикова, И.С. Глазунова, В.К. Сазонова, И.А. Акимова и др.

Информация о работе Русские князья (Ольга, Игорь, Святослав и Владимир) в русской культуре